В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Школа - это не камера хранения учеников Назад
Школа - это не камера хранения учеников
Закончились школьные экзамены, отшумели выпускные балы, и теперь впереди для одних - любимые летние каникулы, для других - горячая абитуриентская пора. Ну а первого сентября, которое уже не за горами, вновь распахнутся двери школ, и сотни тысяч юных москвичей отправятся в путь за новыми знаниями.

Что ждет ребят в новом учебном году? Какие изменения готовятся в столичном образовании? С этими вопросами мы обратились к чрезвычайно компетентному человеку: председателю комиссии Московской городской Думы по науке и образованию, заслуженному учителю России Евгению Бунимовичу.

Вот что он рассказал: "Я убежден, что, с одной стороны, в образовании непременно должна идти модернизация, происходить какие-то позитивные изменения, с другой - все должно быть постепенным, потому что резкие перемены в этой области, проводимые даже с самыми благими намерениями, дезориентируют учебный процесс. Поэтому никаких внезапных вещей в будущем учебном году не ждет ни школьников, ни учителей. Однако и на месте стоять мы тоже не будем.

В образовании по-прежнему остается болезненная и сложная тема - это, конечно, тема единого государственного экзамена. И здесь нужно понять следующее: поскольку соответствующий закон принят и подписан, в 2009 году нас ждут уже все экзамены в той форме, которую предлагает ЕГЭ. Что здесь могла сделать и сделала Москва? Ну, во-первых, вместе с ректором МГУ Виктором Садовничим мы очень упорно настаивали на возможности других конкурсных отборов. Речь идет, в первую очередь, об олимпиадах, о приеме в вузы по результатам олимпиад, потому что это традиционно для Москвы. Например, московские математические олимпиады известны во всем мире, и начинались они аж в тридцатых годах. Так что эта традиция более проверенная, имеющая международную репутацию и гораздо более надежная по отношению к выявлению творческих способностей в сравнении с ЕГЭ, у которого очень много проблем остается и сегодня.

Второй момент. К сожалению, нас не послушали, когда мы предлагали, чтобы ЕГЭ был добровольным, как это и было в Москве до последнего времени. Добровольный ЕГЭ - это значит, что его сдают те, кому это нужно. Иными словами, если вуз, в который ты собираешься поступать, спрашивает именно сертификат ЕГЭ - а таких вузов сейчас очень много, почти все - ты сдаешь этот экзамен в форме ЕГЭ, и никаких вопросов тогда не возникает. Или другая ситуация: ученик, например, убежден, что учитель ему занижает отметку. Тогда он идет на ЕГЭ и доказывает на экзамене, что он действительно прав (или неправ). То есть все было нормально: кому нужно было, сдавали ЕГЭ, кому не нужно - не сдавали. Мы не имели никаких проблем, пока не возникла эта обязательность. К сожалению, пока на федеральном уровне возобладала именно эта точка зрения - такого вот тотального единого государственного экзамена.

Есть и другие проблемы, связанные с ЕГЭ. Недавно на общественном совете Министерства образования мы обсуждали вопросы, связанные с литературой. Этот предмет никак не вписывается и, видимо, просто не может вписаться в систему ЕГЭ. Я считаю, что это является проблемой не литературы, которая всегда была одним из базовых предметов в нашей школе, а проблемой ЕГЭ. Если в него не вписывается литература, то виновата не она, а тот инструмент, с помощью которого пытаются замерить знания по этому предмету.

В то же время нужно хорошо понимать, что в той или иной форме, но независимый контроль в образовании необходим. Есть одна московская идея, которую мы собираемся реализовывать, а в этом году уже апробировали в экспериментальном порядке. Она заключается в том, что независимый контроль должен осуществляться не только на выходе из школы, но и на разных срезах: в 4-м классе - при переходе из начальной школы в среднюю; в шестом, который тоже считается рубежным; в 9-м. Ученики у нас должны быть готовы к разным формам контроля, а не только к оцениванию своих знаний одним учителем, у которого могут быть - при всем уважении к учителю - какие-то собственные вкусовые предпочтения.

Предположим, родители какого-то ученика считают, что их ребенку занижают оценки. Независимый "промежуточный" контроль покажет, как обстоят дела на самом деле. Кстати, в последнее время возникла и противоположная проблема. Есть много весьма обеспеченных родителей, которые помогают школе (это нормально и достойно), но при этом они иногда жалуются на то, что не могут понять, каковы истинные знания у их детей, потому что оценки им, наоборот, завышают.

Итак, мы будем выстраивать в столичном образовании систему независимого контроля знаний - это очень серьезное и важное дело.

Еще один важный шаг московского образования - хотя и спорный, мы далеко не сразу и далеко не единогласно его приняли - это введение в старших классах предмета "экология". С нового учебного года он начнет преподаваться во всех школах Москвы, по небольшому количеству часов. Экологию можно вести отдельно, можно ее интегрировать с другими предметами, но все-таки, я считаю, важна не сама эта точка - час экологии, важно формирование экологического мышления наших школьников. Экологическое образование и экологическое мышление - это то, к чему наши школьники могут быть адаптированы быстрее, чем взрослые. Так что мы рассчитываем с помощью школьников воспитывать еще и взрослых. Пока же экологически безграмотны и те, и другие.

Здесь очень важно, чтобы предмет "экология" не был бы этаким обучением плаванию на суше: если ребята будут просто сидеть за партой и слушать, то никакого эффекта не будет. Мы рассчитываем, что на занятиях экологией ребята будут заниматься проектной деятельностью: замерять, к примеру, загрязнение воздуха, источников, экономию пресной воды в школе и дома и так далее. То есть мы хотим практических экологических знаний, а не просто теории.

Сегодня идет переподготовка учителей, которые будут вести экологию, но в принципе учителя биологии, географии, химии уже и сейчас в той или иной степени к этому готовы. Бывший министр образования России Геннадий Ягодин, возглавляющий сегодня многие наши экологические проекты, очень активно включился в идею преподавания экологии в школах; мы привозим в столицу и международные авторитеты в этой области. Уж если мы вводим этот современный предмет, то хотим, чтобы преподавание велось на мировом уровне.

Московским школьникам предстоит познакомиться с еще одной важной вещью. Может быть, она будет не так заметна, как новый школьный предмет, но по важности вполне сравнима с ним. Дело в том, что в будущем году многие московские школьники будут затронуты идеей формирования школы будущего. Сейчас поясню.

Мы, естественно, участвуем в реализации приоритетного национального проекта "Образование" - однако большинство задач, поставленных этим проектом, в Москве уже решено (это признает и Министерство образования, и Правительство России). Мы хотим двигаться дальше. И по мере продвижения дальше, выясняется, что самое главное, что кажется нам не затронутым пока проектом "Образование", - это содержание образования. В школе, безусловно, все важно - и питание, и безопасность учащихся, но все-таки школа - это не камера хранения школьников, и самое главное в ней - это сам образовательный, воспитательный процесс. Мы не хотим действовать опробованным советским методом: взять одну хорошую школу, вкачать в нее все деньги, все возможности и сделать из нее "школу будущего".

Мы поступили по-другому: провели конкурсы предложений от самих школ, какую тему будет развивать каждая. Иными словами, в каждой школе будет развиваться свой аспект школы будущего. Это может быть аспект самоуправления, аспект какой-то проектной деятельности, аспект применения каких-то очень прорывных образовательных технологий. Город дает на такую деятельность гранты - очень серьезные гранты на то, чтобы люди работали и другие подключались. У нас есть около сотни школ, которые в той или иной степени уже подключены к идее создания школы будущего - остальные, я думаю, тоже подключатся. Это "поветрие" очень нужное.

Один из аспектов мы здесь выделили отдельно. Мы попробуем переформатировать - это не так просто - предмет "информатика". Дело в том, что в Москве, где у подавляющего большинства детей дома есть компьютеры, они часть того предмета, который мы называем информатикой, осваивают самостоятельно или в другой форме. Ребятам не столько нужны лекции по информатике, сколько умение извлекать и применять с помощью компьютера знания. Поэтому мы хотим, чтобы в каждой школе развивалась некая общая методика применения информационных технологий. Кстати говоря, мы привыкли к тому, что информационные технологии больше применимы к техническим предметам, а на самом деле на гуманитарных они в еще большей степени и еще естественней работают, потому что это поиск источников, это составление рефератов, это обработка информации, это масса других вещей, связанных с информационными технологиями. Иными словами, мы за то, чтобы применение компьютера - естественно не тотальное, а там, где оно нужно - шло на самых разных предметах.

И тогда кабинет информатики, и учитель информатики обретают совершенно другую роль - роль помощника, координатора, который со своей точки зрения помогает и ученику и учителю (часто учителям-предметникам нужно помогать в освоении информационных технологий гораздо больше, чем ученикам). Речь идет и о преподавателях естественных дисциплин, и о математиках, потому что там многие вещи можно сегодня моделировать на компьютере, и о гуманитариях. Кстати, наши школьники уже сейчас адаптированы и привычны к информационным технологиям: это для них естественная форма добывания, освоения и контроля информации.

В заключение хочу сказать, что в области образования Москва всегда немножко обгоняла другие регионы. Думаю, что будущий учебный год не станет в этом смысле исключением".

Галина Лоевская
Московская правда - Московское собрание, 4 июля 2007 г.

Док. 437998
Перв. публик.: 04.07.07
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 325

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``