В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Независимо от статуса родителей-мигрантов столица заботится об их детях Назад
Независимо от статуса родителей-мигрантов столица заботится об их детях
На одном из недавних заседаний комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждалась проблема адаптации в столице детей мигрантов. Проблема эта возникла не так давно, но сразу стало ясно, что с ходу решить ее не удастся: для этого требуется комплексный и профессиональный подход. Представители трех столичных ведомств, принявшие участие в заседании, - Департамента образования, Департамента здравоохранения и ГУВД - рассказали депутатам о том, что делается ими в этом направлении. "Сейчас картина более или менее нам ясна, - сказал после заседания председатель комиссии МГД по науке и образованию Евгений БУНИМОВИЧ (фракция "ЯБЛОКО - ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ"), - можно сделать некоторые выводы и сформулировать принципиальные позиции".

"Я считаю, - продолжает депутат, - что в решении названной проблемы мы должны исходить из ребенка, которого невозможно "разделить" по ведомствам. И Управление внутренних дел, и органы здравоохранения и образования должны работать вместе, потому что каждый ребенок - один. Я не умаляю всей сложности проблемы, всех болезненных противоречий, существующих в области миграции и межнациональных взаимоотношений в городе. У нас имеются очень большие претензии к миграционной службе, потому что поток миграции сложный, путаный и нерегулируемый. Мы хотели бы, чтобы он был регулируемым, но пока что неизвестно, когда это будет - а дети мигрантов в городе есть, и их немало. Представители исполнительной власти называли на заседании разные цифры - звучала, в частности, цифра в 70 тысяч. На самом деле думаю, что детей еще больше: город просто не в состоянии учитывать их количество. Я не могу обвинить, скажем, Департамент образования в том, что там не знают точного числа детей мигрантов: как же их эмпирически учитывать, если этого не может сделать даже миграционная служба! Но сколько бы ни было этих детей - десятки или даже сотни тысяч - мы все равно должны их учить, лечить и социально адаптировать.

Это первая и ключевая наша позиция. Она, повторяю, заключается в том, что вне зависимости от статуса родителей-мигрантов, который может быть легальным, нелегальным, временным или каким-нибудь еще, их дети должны иметь право на получение образования и социальную защиту. Нам очень важно, чтобы они не жили в параллельном пространстве - пространстве подворотен или каких-то помоек: коль скоро они живут в нашем городе, мы несем за них ответственность.

Я прекрасно понимаю, что это очень трудно, потому что у нас нет в этом смысле почти никакого опыта. Раньше детей, которые вообще не говорили по-русски или говорили очень плохо, в наших школах были единицы. Тогда этот вопрос легко решался. К примеру, у меня был ученик-венгр. В школе мы его как-то адаптировали, учили русскому языку - у нас это, честно говоря, было что-то вроде развлечения. Но когда это не один человек, а десятки и сотни тысяч, то вопрос становится очень серьезным. Мы берем и учим ребят вне зависимости от документов - но это говорю я, это, слава Богу, говорит Департамент образования, однако надо понять, что все не так просто. Директора школ, прямо скажем, не очень заинтересованы принимать к себе детей мигрантов: понятно, что это не самый простой контингент. К тому же это контингент, который сегодня может быть на занятиях, а через три месяца уехать - то есть ты кладешь на него какие-то усилия, а результат виден далеко не всегда. Словом, это весьма проблемный участок деятельности, и далеко не все директора на это идут. Тем не менее мы говорим, что школы обязаны брать приезжих детей, что если есть проблемы, то надо идти в окружное Управление образования, что обязательно с 1 сентября - а если ребенок приехал позже, то и позже - мы найдем школу, где он будет учиться. Это наша принципиальная позиция, которая, поверьте, нелегко далась, но уже достаточно успешно реализуется.

Пойдем дальше. Надо не просто взять ребенка в школу - необходимо сделать так, чтобы ему там было комфортно. И это уже другая проблема, в связи с которой мы сначала открывали группы, а теперь Школы русского языка. Потому что иначе, конечно, никакого равного доступа к образованию не получается. Поясню: если ребенок не знает русского языка или знает его очень плохо - а таких детей в столице все больше и больше - то он не сможет освоить другие предметы. В противном случае ребенок может очень неплохо соображать по математике или по физике, но он просто не поймет, что происходит на уроках, не в состоянии будет читать учебник. К счастью, дети - это не взрослые, для которых проблема языка становится ключевой, и они не могут ее преодолеть. Для детей эта проблема преодолеваема: примерно за год любой ребенок обретает возможность учиться уже в "нормальном" классе.

Сегодня в Москве работает одиннадцать Школ русского языка. С ними тоже связано немало проблем. К примеру, я уже говорил о том, что дети приезжают в Москву в разное время, и с начала учебного года класс собрать трудно. Кроме того, классы получаются разновозрастными: ребенок может быть старше, но с русским языком у него хуже. Ну и, наконец, необходимо, чтобы в этих школах изучался не только русский язык, но и какие-то социальные основы поведения, российские и московские культурные традиции. Ведь существуют очень большие различия в традициях, воспитании, нормах поведения представителей разных национальностей - а мы заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок был адаптирован в московскую среду.

В 90-е годы Москва первой в России открыла национальные школы, "школы с этнокультурным компонентом" - тогда, в период расцвета национального самосознания и суверенитетов, это был очень важный шаг. Мы и сегодня по-прежнему идем навстречу каждой национальной общине, которая обращается к нам с соответствующим предложением, и открываем новые школы. Но только здесь надо четко понимать, что школа с этнокультурным компонентом - это обычная московская государственная школа с обязательным образовательным стандартом. Отличие в одном: в ней углубленно изучается язык и культура какой-то страны. Вспомните: в СССР всегда были английские, немецкие, французские школы. А сейчас у нас, кроме них, есть школы китайские, японские, азербайджанские, грузинские, еврейские, татарские. Однако ситуация сегодня иная.

От этого первого этапа - создания этнокультурных школ - мы перешли к другому, гораздо более важному этапу. На сегодняшний день главным для нас является воспитание толерантности, взаимного доверия, уважения к культуре разных стран и народов. Это ключевая позиция вообще для жизни в столице, где живет огромное количество людей разных национальностей - и коренных, и приезжих: без этого мы просто не выживем как мегаполис. И поэтому важно, чтобы толерантность воспитывалась не только в отдельных очагах - этнокультурных школах - но и во всех московских учебных заведениях. Это и есть тот этап, к которому мы перешли сейчас: не минутное, не на одном классном часу, а систематическое воспитание корректности по отношению к самым разным нациям, расам, религиям, языкам. Это уже обратная адаптация - адаптация москвичей к новой ситуации, которая порой встречает среди них очень большое сопротивление, хотя всем известно, что ни один мегаполис мира не обходится без мигрантов.

На заседании комиссии мы говорили об обучении и адаптации детей мигрантов. Не менее серьезный вопрос - обучение и адаптация взрослых приезжих. Здесь нам нужно перенимать европейский опыт (именно европейский: Соединенные Штаты полностью построены на эмиграции, и там другая ситуация). Надо понимать, что в очень многих мировых столицах картина примерно такая же, как у нас, причем сложилась она намного раньше. Но, кстати, не надо думать, что весь их опыт - позитивный. Я немного знаю и Париж, и Брюссель, и Лондон - там порой складываются очень непростые ситуации с мигрантами. Все мы видели, что недавно творилось в Париже. И продолжает твориться, несмотря на решительные шаги, которые предпринимают французские власти. Нам нельзя повторять их ошибки, но учитывать международный опыт - в сочетании с собственной спецификой - следует обязательно.

Что может сделать в нынешней ситуации Московская городская Дума? В первую очередь - помочь финансированием (кстати, все, что делается городом по образованию и медицинскому обслуживанию мигрантов, финансируется из городского бюджета: больше нам никто никаких денег не выделяет). Мы активно помогаем центру "Этносфера" при Департаменте образования, который занимается социально-культурной адаптацией мигрантов. Центр все время расширяется - и не потому, что это нужно им самим, а потому, что все больше людей приезжают в Москву, и все больше проблем в связи с этим возникает. Поэтому и финансирование постоянно должно увеличиваться. Мы выходили в прошлом году с соответствующей поправкой в бюджет, и она была принята. (Это была совместная поправка двух думских комиссий - по образованию и по межнациональным отношениям). Думаю, что принятие нашей поправки, закрепляющей дополнительное финансирование работы по социальной адаптации мигрантов, означает, что город понимает и сложность, и приоритетность этой задачи.

На заседании комиссии мы слушали представителей разных ведомств, чтобы понять, на какие моменты нужно обратить особое внимание. Сейчас нам совершенно ясно, что нужно создавать школы для взрослых мигрантов. Пусть нам скажут специалисты Департамента образования, как они это видят. Должны открываться новые и продолжать свою работу существующие Школы русского языка - они, безусловно, полезны. Необходимо наладить гораздо более тесную межведомственную связь в решении проблемы адаптации мигрантов. Мы, кстати, продолжаем в этом смысле контактировать и с посольствами, которые тоже не должны своих граждан бросать, понимая, что происходит. То есть здесь очень сложная цепь и внутригородских, и федеральных и межгосударственных отношений - и распутывать ее обязаны все".

Галина Лоевская
Московская правда - Московское собрание, 13 марта 2008 г.

Док. 437995
Перв. публик.: 13.03.08
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 121

  • Бунимович Евгений Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``