В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МРОТ, да не тот Назад
МРОТ, да не тот
По мнению Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова, МРОТ как важнейший инструмент регулирования доходов населения "надо повышать более интенсивно, чтобы к 2008 году он стал равен прожиточному минимуму".

Михаил Антонцев, председатель Комиссии Мосгордумы по социально-трудовым отношениям и занятости:

- Действительно, минимальный размер оплаты труда уже давно у наших граждан вызывает лишь грустную улыбку. Все прекрасно понимают, что реально прожить на эти деньги немыслимо. Даже тюремная пайка - и то больше. Поэтому в Трудовом кодексе прямо записали, что минимальный размер оплаты труда "не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека". Записали, надо полагать, на будущее счастливое время. А как жить сегодня? Тем более в таком городе, как Москва, где цены на продукты питания и услуги подчас даже выше, чем в благополучной Западной Европе.

Сегодня для многих граждан МРОТ - это некая величина, в которой измеряются штрафы за различные административные правонарушения. Но этому показателю отводится совершенно иное место. И прежде всего он связан с системой оплаты труда, которая сложилась в России.

Следует подчеркнуть, что за последние 10-15 лет у нас безумно выросли цены на все товары и услуги. И вот если посмотреть, как менялись цены на продукты и услуги по сравнению с другими показателями, то в наибольшем проигрыше оказалась цена рабочей силы. Возникает вопрос: а почему? Почему у нас на сегодняшний день сложилась, мягко говоря, довольно странная система оплаты труда? Ведь большинство людей вынуждены ограничивать себя в самом необходимом. Им приходится постоянно думать о том, где найти средства на питание, на оплату транспорта, на жилищно-коммунальные услуги. Почему для многих граждан доходы, которые были до начала экономических реформ и сейчас, просто несопоставимы? На мой взгляд, вся беда в том, что все это время мы занимались чем угодно, только не вопросами регулирования системы оплаты труда.

Давайте посмотрим, что у нас на сегодняшний день сложилось в сфере оплаты труда. Возьмем негосударственные предприятия - частные, акционерные, с так называемой ограниченной ответственностью и т.д. Здесь устанавливают заработную плату наемным рабочим так, как считают нужным. Какие-либо практические нормы регулирования отсутствуют. За исключением, пожалуй, одной - это минимум оплаты труда, который устанавливается Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда". Но этот так называемый минимум - горькие слезы, несмотря на то, что мы прямо записали в Трудовом кодексе: минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума.

В отличие от частного сектора для государственных служащих на федеральном уровне установлен довольно четкий порядок. В его основе - небольшой формальный оклад. Однако все дело в многочисленных надбавках: за квалификационный разряд, за выслугу лет, за особые условия госслужбы. Кроме того, чиновник получает различные премии (за квартал, полугодие и год), поощрения и материальную помощь. Вот кое-что и набегает. Вся эта система не раз пересматривалась, и сегодня, после указа Президента о повышении зарплаты федеральным чиновникам, государевы люди вряд ли могут считать себя обиженными.

Но есть еще одна категория граждан - так называемые бюджетники. Это врачи, учителя, люди, работающие в области культуры, спорта, социального обеспечения. Все они выполняют государственные функции и получают зарплату либо из федерального, либо из регионального бюджетов. У них своя система оплаты труда, которая по сути сводится к двум показателям: минимальный размер оплаты труда как базовая точка отсчета и тарифная сетка, состоящая из 18 разрядов. В зависимости от должности, которую занимает бюджетник, он может формально получать от 600 рублей до суммы в 4,5 раза больше, то есть до 2,5 тысячи.

Вот это те суммы, которые на сегодняшний день составляют гарантированную оплату труда всех российских бюджетников. Конечно, работать за такие деньги никто не будет. Поэтому дальше идут всевозможные доплаты и надбавки. Но тем не менее, подчеркиваю, все регулируется двумя показателями: МРОТ и тарифной сеткой, которая для всех бюджетников страны одинакова.

Лет восемь назад власти Москвы подготовили документ, в котором говорится примерно следующее: да, мы не можем разрушить систему, установленную федеральными законами, но мы также не можем смириться с тем, чтобы у нас учителя и врачи получали по тарифной сетке совершенно ничтожную заработную плату. Мы нашли деньги в городской казне и стали выплачивать столичным бюджетникам различные надбавки, которые иногда называют "лужковскими".

Постепенно в рамках этого процесса у нас сложилась своя система оплаты труда бюджетников: зарплата, которую гарантирует государство, и приблизительно столько же (50 процентов) - выплаты в виде надбавок из городского бюджета. Кстати, сегодня эти выплаты достигли уже 150 процентов.

Помимо федерального МРОТ мы ввели в Москве еще один показатель - городской минимум оплаты труда, куда включили не только тарифный оклад, но и все городские надбавки и премии. Устанавливается он в результате трехстороннего соглашения между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей. В результате ежемесячные минимальные выплаты бюджетникам стали хоть как-то соизмеримы с прожиточным минимумом. Более того, было принято решение в течение 4 лет довести городской минимум оплаты труда до столичного прожиточного минимума.

В декабре 2001 года Мосгордума приняла закон города Москвы "О городском минимуме оплаты труда", который был призван облегчить жизнь москвичей, живущих от получки до получки. В результате заработная плата горожан, особенно бюджетников, существенно выросла. Однако довольствоваться прибавкой им пришлось всего полгода. К сожалению, Верховный суд по требованию Московской городской прокуратуры отменил наш закон как несоответствующий федеральному законодательству, в частности Трудовому кодексу.

Тогда мы пошли другим путем и добились внесения поправки в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда", в соответствии с которой регионы (кроме депрессивных) могли бы устанавливать свой, более высокий (но не выше прожиточного минимума) МРОТ по сравнению с федеральным. При этом, что очень важно, региональный минимальный размер оплаты труда устанавливался для всех работодателей, действующих на территории данного субъекта Федерации.

Основываясь на этой поправке, нами - фракцией "Единая Россия" - был подготовлен законопроект "О минимальном размере оплаты труда в городе Москве", который мы рассмотрели на совместном заседании комиссий по социальной политике и социально-трудовым отношениям и занятости. И планировали оперативно его принять.

Новый закон со старым объединяло лишь то, что в том и в другом случае речь шла об установлении в Москве городского минимального размера оплаты труда. Но по сути это разные нормативные акты. В соответствии с проектом нового закона основой для определения МРОТ является "Величина прожиточного минимума в столице и трехстороннее соглашение между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)". В документе подчеркивается, что поэтапное увеличение размера оплаты труда должно опережать темпы роста потребительских цен. И это очень важно - никакая инфляция не будет грозить "минималке".

Но, к сожалению, этот закон нам принять не удалось, и его судьба на сегодняшний день находится под вопросом. Дело в том, что федеральный закон No122-ФЗ от 22 августа 2004 года, который журналисты окрестили законом о монетизации льгот, внес изменения в 141 нормативный акт, в том числе в Трудовой кодекс, Закон "О минимальном размере оплаты труда" и т.д. И та норма, которая предоставляла право регионам самим устанавливать МРОТ, фактически прекратила свое действие.

Но мы не опустили руки. Наша комиссия направила письмо в Комитет Госдумы по труду и социальной политике, в котором мы предлагаем изменить само понятие минимального размера оплаты труда, включив в него наряду со ставкой первого разряда (сейчас 600 рублей, а с 1 января 2005 года - 720 рублей) все надбавки, доплаты и премии. В частности, в нашем письме подчеркивается, что в настоящее время в сфере оплаты труда уже сложились рыночные отношения и минимальный размер оплаты труда в сумме 600 рублей компенсируется различными доплатами, надбавками и премиями. В результате реальная зарплата устанавливается на основе спроса и предложения на рынке труда. Более того, все статистические наблюдения, расчет налоговой базы и другие показатели, связанные с оплатой труда, основаны на совокупном доходе работников, а не на тарифной ставке, окладе.

Хочется надеяться, что депутаты Государственной Думы поймут и поддержат наше предложение, внеся необходимые поправки в Трудовой кодекс и Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда". Тогда действительно через два-три года МРОТ будет соответствовать прожиточному минимуму.

Виктор Башкин
Парламентская газета, 13 января 2005 г.

Док. 437958
Перв. публик.: 13.01.05
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 340

  • Антонцев Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``