В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
У Москвы своя зарплата Назад
У Москвы своя зарплата
Система оплаты труда в столице стала привлекательнее. В статье "МРОТ, да не тот" мы уже писали о проблемах регулирования оплаты труда в России и попытке столичных депутатов внести изменения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и Трудовой кодекс Российской Федерации, предложив свою формулировку МРОТа. Однако эта попытка, как говорится, закончилась ничем. Тогда столичные избранники решили пойти другим путём и ввести в Москве свою систему оплаты труда, поскольку федеральный закон о монетизации льгот позволяет это сделать. Её основу должен составить городской закон "О минимальном размере оплаты труда в городе Москве", который Московская городская Дума планирует рассмотреть в I квартале этого года. Мы решили продолжить разговор с автором этого законопроекта, председателем комиссии Мосгордумы по социально-трудовым отношениям и занятости, членом фракции "Единая Россия" Михаилом Антонцевым.

- Мы уже не раз пытались изменить понятие минимального размера оплаты труда (МРОТ) с виртуальной ставки I разряда тарифной сетки на совокупный месячный доход работника. Мы считали, что эта идея могла быть воспринята как российским Правительством, так и депутатами Государственной Думы. Она могла бы стать своего рода палочкой-выручалочкой федеральных властей, для того чтобы действительно в кратчайшие сроки привести МРОТ к прожиточному минимуму, как того требует Трудовой кодекс Российской Федерации. Сделать задачу борьбы с бедностью, поставленную российским Президентом, реально выполнимой. Но, к нашему разочарованию, из Госдумы пришел ответ, что согласно ряду международных конвенций и принятой государственной идеологии сегодня менять понятие минимального размера оплаты труда нецелесообразно. И нам пришлось согласиться с приведенными доводами.

Тогда мы решили пойти другим путем. Этот путь - не привязывать МРОТ к совокупному доходу, как мы вначале хотели, а изменить саму систему оплаты труда в столице как для бюджетников, так и для работников частных предприятий. Что касается бюджетников, то буквально накануне Нового года мы приняли закон "Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы". Этот закон существенно отличается от федерального по ряду параметров, хотя по форме обе системы оплаты труда внешне схожи - в их основе та же единая тарифная сетка, состоящая из 18 разрядов. Но в отличие от федерального закона нами была установлена ставка I разряда не 720, а 1100 рублей. А это уже что-то.

Коэффициенты между разрядами также одинаковые. Но в нашем городском законе между первым и последним разрядом не просто 4,5, а не ниже 4,5. Подчеркиваю: не ниже. Иными словами, мы фактически дали возможность правительству Москвы и столичным объединениям профсоюзов при заключении тарифных соглашений вводить более высокие коэффициенты. Мы также предусмотрели в этом законе наряду с общегородской системой введение отраслевых систем оплаты труда. Через несколько дней после принятия закона вышло постановление правительства Москвы "О порядке расчета оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы", в котором говорится буквально следующее: "В срок до 15 февраля 2005 года провести инвентаризацию нормативных документов, регламентирующих систему оплаты труда, и до 1 мая 2005 года разработать и в установленном порядке представить на утверждение правительства Москвы проекты отраслевых тарифных систем оплаты труда работников государственных учреждений, а также размер, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат". Что это будут за тарифные системы, сколько в них будет разрядов - 18, 20 или 22, сказать пока трудно. Есть разные предложения. Все они будут рассматриваться. И сейчас депутаты городской Думы совместно с департаментами образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения всем этим активно занимаются.

Важно и другое. По нашим прогнозам, на ставку I разряда тарифной сетки 2000 рублей мы можем выйти с учетом заложенных в бюджете средств уже 1 июля этого года. То есть мы сегодня выстраиваем несколько иную систему, чем та, которая была у нас в столице в предыдущие годы. Причем базовая часть начинает постепенно поглощать все надбавки, доплаты, компенсационные выплаты, которые устанавливают мэр и правительство Москвы. И если в декабре прошлого года базовая ставка составляла 30 процентов зарплаты, а различные доплаты - 70 процентов, то мы хотим, чтобы в ближайшее время было 50 на 50. А затем будем интенсивно двигаться дальше, пока базовая ставка не достигнет прожиточного минимума.

Но, кроме бюджетников, в Москве есть еще госслужащие - люди, которые работают в мэрии, правительстве, префектурах и управах районов столицы. Да, сейчас много говорят, что госслужащие установили себе запредельные оклады, зарплату, что теперь о других-де можно и не думать. Это не так. Мы посмотрели систему оплаты их труда, а это прерогатива города устанавливать зарплату своим служащим, - практически то же самое, что и у бюджетников. Есть оклад - базовая часть, и к этой базовой части приплюсовываются различные надбавки, компенсационные выплаты, премии. Есть реестр должностей от младшей должности до высшей, есть классные чины гражданской службы. И здесь, как и у бюджетников, наша стратегическая задача состоит в том, чтобы все эти всевозможные надбавки постепенно перетекали в основной оклад.

Наконец, оплата труда наемных работников. Это вторая составляющая нашей системы оплаты труда. В Трудовом кодексе Российской Федерации говорится, что их оплата труда должна регулироваться трудовыми соглашениями и коллективными договорами. И вот если мы на бюджетниках отрегулируем новую систему оплаты труда, то, думаю, она станет той самой ниточкой, потянув за которую можно размотать весь клубок. Как говорил классик, через активное участие профсоюзов. Ведь заключение отраслевых тарифных соглашений сделает их обязательными для работодателей, поскольку они также являются одной из сторон этого процесса. Итак, для того чтобы на частных, негосударственных предприятиях заработала новая система оплаты труда, мы должны реализовать то законное право, которое у нас есть. Иными словами, заключить выгодные для столичных тружеников коллективные договоры. И здесь роль профсоюзов, которым в этом году исполняется 100 лет, трудно переоценить.

На этот год заключено трехстороннее соглашение между правительством Москвы, столичными объединениями профсоюзов и объединениями работодателей, где записано: минимальный размер оплаты труда (со всеми премиями и надбавками) сегодня должен быть не ниже 2,5 тысячи, с 1 мая не ниже 3 тысяч, а с 1 октября не ниже 3600 рублей. Здесь мы четко видим тенденцию постепенного роста минимального совокупного дохода, его приближение к прожиточному минимуму. В частности, если на 1 января этого года минимальный доход в месяц составлял около 60 процентов столичного прожиточного минимума, то к концу этого года он должен составлять уже 75 процентов. А к началу 2007 году мы планируем по "минималке" выйти на все 100 процентов. Все это, так или иначе, должно найти отражение в городском законе "О минимальном размере оплаты труда", который мы в ближайшее время будем рассматривать.

Записал Виктор Башкин
Парламентская газета, 15 февраля 2005 г.

Док. 437957
Перв. публик.: 15.02.05
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 300

  • Антонцев Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``