В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Что едим? Назад
Что едим?
Правительство Москвы готовит проект городского закона "О продовольственной безопасности города Москвы", в разработке которого принимает активное участие и депутат Московской городской Думы Михаил АНТОНЦЕВ. Сегодня он наш собеседник

- Михаил Иванович, давайте прежде всего уточним: что же все-таки означает понятие "продовольственная безопасность"?

- Полностью с вами согласен. Прежде чем обсуждать что-либо, следует определить само понятие, о котором идет речь. Английский философ Фрэнсис Бэкон говорил: "Давайте определим понятия, и мы избавим человечество от половины споров". В Римской декларации Всемирного форума продовольственная безопасность определяется как "обеспечение доступа всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровой и активной жизни". Тем не менее когда мы разрабатывали концепцию законопроекта, то посчитали: более точным будет определение продовольственной безопасности как "гарантированное удовлетворение потребностей населения в основных видах продовольствия в необходимых объемах, ассортименте и качестве". Проще говоря, чтобы человек мог нормально жить и работать, он должен непременно хорошо и регулярно питаться.

- Столичный закон, безусловно, нужен. Но ведь проблемы продовольственной безопасности в первую очередь должны решаться на федеральном уровне, а не в Московском регионе или где-нибудь в Тульской губернии.

- Конечно, хотелось бы, чтобы наш городской закон базировался на одноименном федеральном законе. Но, к сожалению, принятый Госдумой в 1999 году в первом чтении проект закона "О продовольственной безопасности в Российской Федерации" до сих пор гуляет по кабинетам здания на Охотном Ряду. И мы надеемся, что наша работа над городским законом подстегнет наших коллег-депутатов к более решительным и активным действиям по принятию федерального закона. Как это случилось, допустим, с принятием федерального законодательства по охране труда. Москва первой разработала свой вариант, который депутаты Госдумы взяли за основу и затем довели до федеральной кондиции.

В своей работе мы также учитывали, чтобы наш закон мог органично вписаться и стать своего рода надстройкой уже существующей столичной законодательной базы, четко увязываться с другими законами - "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О торговой деятельности в городе Москве", "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", "О промышленной деятельности в городе Москве" и рядом других. Но главное, что мы все должны понять: без правовой основы все разговоры о продовольственной безопасности не более чем сотрясение воздуха.

- Михаил Иванович, а как обеспечиваются продуктами москвичи? Ведь здесь, наверное, властям постоянно приходится решать массу серьезных проблем?

- К чести московской исполнительной и законодательной власти, за последнее десятилетие была создана стройная и эффективно действующая система продовольственного обеспечения города. Так что сегодня мы далеки от мысли, что Москва в обозримом будущем может столкнуться с проблемой нехватки продовольствия, как это случилось в начале 90-х годов, когда вводилась карточная система.

Тем не менее каждый год столичному правительству действительно приходится решать самые серьезные продовольственные проблемы, чтобы москвичи не чувствовали дефицита тех или иных продуктов. Ведь необходимо прокормить ни много ни мало, а более чем десятимиллионное население города плюс два-три миллиона приезжих.

Для обеспечения Москвы продовольствием осуществляются организованные закупки и поставки сельхозпродукции и продовольственных товаров. Мы закупаем продукты питания как за рубежом, так и везем их в столицу из других регионов России, с которыми у нас, как правило, имеются налаженные коммерческие связи. В частности, в больших объемах город закупает мясо и мясопродукты, пищевую рыбную продукцию, масло, сыр, яйца, сахар и т.д. Даже примерно 30 процентов хлеба и хлебобулочных изделий мы везем из Подмосковья, Тульской, Воронежской, Владимирской и других областей. Как вы понимаете, все это непросто.

- А насколько успешно, по вашему мнению, Москва сотрудничает с регионами?

- Сегодня никого не надо убеждать: для того чтобы избавиться от продовольственной зависимости от Запада, необходимо поднимать свое сельское хозяйство. Поэтому сегодня Москва проводит активную политику развития интеграции городских предприятий с региональными производителями в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

В 2006 году столичные агрохолдинги планируют объединить более 80 крупных хозяйств в различных регионах России и поставлять в Москву более миллиона тонн продовольствия. Уже сегодня на столичные агрохолдинги приходится около 40 процентов от общего объема поставок в город мяса, картофеля и овощей из регионов. И если в 2001 году, по оценке аграриев, Москва завозила до 89 процентов импортного продовольствия, то сегодня эта цифра снизилась до 70 процентов. Много, конечно, но, думаю, эта позитивная тенденция будет и дальше развиваться. Ведь складывается парадоксальная ситуация: Россия ежегодно тратит на импорт продовольственных товаров порядка 15 миллиардов рублей, меняет нефть на продовольствие, в то время как все эти ресурсы можно было направить на развитие нашего села.

Департамент продовольственных ресурсов регулярно проводит отбор поставщиков сельскохозяйственной продукции, создана и эффективно действует сеть предприятий оптового звена. Столичное правительство выделяет им льготные кредиты на закупку продовольствия, предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг, электроэнергии, плате за землю. Сформирован городской резервный продовольственный фонд, чтобы гарантировать обеспечение населения основными продуктами питания в случае возникновения тех или иных чрезвычайных ситуаций. Одним словом, все делается для того, чтобы сегодня в Москве прилавки магазинов были заполнены продуктовыми товарами.

- Действительно, прилавки столичных магазинов и супермаркетов буквально ломятся. Но вот качество продуктов оставляет желать лучшего.

- Вы совершенно правы. В последние годы складывается весьма тревожная ситуация, связанная именно с качеством продовольственных товаров. Продукты, которые мы закупаем за границей, довольно часто не отвечают нашим отечественным стандартам. Ежегодно выбраковывается или снижается в сортности до 30 процентов, а иногда и более мяса всех видов, рыбы и рыбопродуктов, колбасных изделий и копченостей, масла животного и сыра. Некоторые зарубежные поставщики предпочитают действовать по принципу: на тебе, боже, что нам не гоже. Не всегда отличается качеством и продукция отечественных перерабатывающих предприятий. Более того, сегодня на продуктовом рынке появилось несметное количество фальсификатов и суррогатов. Причем если несколько лет назад такие суррогаты к нам поставляли в основном "из-за бугра", то теперь и отечественные производители используют в своей "стряпне" все что ни попадя. Правда, как правило, все же указывают, что она произведена не по ГОСТу, а по ОСТу или ТУ данного предприятия. Но при этом название такой продукции дают традиционное.

Что же любят подделывать недобросовестные производители? В первую очередь то, что мы привыкли покупать не глядя. То, в чем не можем себе отказать даже при очень скромных доходах. В частности, до 80 процентов так называемых молочных продуктов не являются натуральными. Подделывают даже сгущенку, в которой ничего, кроме цельного молока и сахара, быть не должно. На прилавках наших магазинов, в том числе и фирменных супермаркетов, можно нередко встретить фальсифицированную колбасу, консервы, икру, майонез.

Если в советское время требования наших государственных стандартов были на порядок выше зарубежных, то сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. Государство фактически самоустранилось из этой жизненно важной сферы. Положение усугубляется несовершенством и противоречивостью законодательной базы. Если прежний федеральный закон "и качестве и безопасности пищевых продуктов" предусматривал государственное регулирование и в определенной степени гарантировал это самое качество, то с вступлением в силу нового федерального закона "О техническом регулировании" государство гарантирует потребителю лишь безопасность продукции, а отнюдь не ее качество. Пусть, мол, рынок сам расставит все на свои места. Но вся беда в том, что наш рынок к этому пока не готов. Положение усугубляется и тем, что на многих предприятиях упал уровень внутреннего контроля над качеством, упразднены или сведены к минимуму товароведческие службы и производственные лаборатории.

Власти Москвы неоднократно выходили с предложениями по совершенствованию правовой базы, связанной с качеством и безопасностью продуктов, в федеральное правительство, Государственную Думу, Совет Федерации. Но все наши предложения, как правило, оставались без должного внимания. Конечно, правительство Москвы делает все возможное для повышения качества продовольственных товаров.

Определенные сдвиги есть. Но. к сожалению, не все получается так, как бы хотелось. Вот поэтому и назрела необходимость принятия городского закона "О продовольственной безопасности".

- Конечно, подробно говорить о новом законе пока рано. И все же, скажите, какие сферы деятельности призван регулировать этот нормативный акт?

- На мой взгляд, во-первых, этот нормативный акт должен регулировать развитие столичной материально-технической базы продовольственного комплекса. Во-вторых, развитие ресурсной базы для производства продовольствия. В частности, речь идет об интеграции организаций столичного продовольственного комплекса с региональными сельхозпроизводителями, создании агропромышленных холдингов с замкнутым циклом производства продовольствия, различных инвестиционных проектах, предусматривающих увеличение поставок отечественного продовольствия в столицу. В-третьих, регулировать поставки продовольствия по программам закупок основных видов продуктов питания. Наконец, в-четвертых, гарантировать обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов.

- Последний вопрос. Сегодня москвичей, особенно социально незащищенных, беспокоит безудержный рост цен на продукты первой необходимости. Будут ли столичные власти что-либо предпринимать в этом направлении?

- Конечно, все мы прекрасно понимаем,что в рыночных условиях государство не может устанавливать фиксированные цены. Тем не менее у столичных властей есть определенные рычаги, чтобы все-таки контролировать этот процесс. Если говорить о деликатесах, то здесь о каком-либо контроле речь не идет. Другое дело, цены на хлеб, молоко, мясо, сахар - здесь мы не можем оставаться безучастными.

Приведу лишь один пример: когда в начале прошлого года стали расти цены на сахар, то город выбросил на рынок из городского резерва 4 тысячи тонн сладкого продукта. В результате рынок насытился и стабилизировался. Ведь задача обеспечения продовольственной безопасности состоит не только в том, чтобы прилавки магазинов ломились от продуктов, но и в том, чтобы они были доступны для населения. Чтобы москвичи не приходили в супермаркеты, словно в музей.

Беседу вел Виктор Башкин
Тверская, 13, 24 января 2006 г.

Док. 437953
Перв. публик.: 24.01.06
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 303

  • Антонцев Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``