В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Уверенно смотреть в будущее Назад
Уверенно смотреть в будущее
Правительство Москвы подготовило проект Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы на 2007 год. Этот важный документ направлен на улучшение материального положения различных категорий москвичей - пенсионеров, инвалидов, ветеранов, многодетных и малообеспеченных семей и многих других. В разработке и обсуждении этой программы принимал участие и председатель Комитета по социальной политике и трудовым отношениям Мосгордумы Михаил АНТОНЦЕВ. Сегодня он наш собеседник.

- Михаил Иванович, мы сегодня говорим, что политика столичных властей носит социальную направленность. В чем это выражается?

- Выражается в конкретных мерах, предпринимаемых как исполнительной, так и законодательной властью города. Во-первых, более 40 процентов городского бюджета традиционно идет на социальную защиту москвичей. Мы готовы поступиться другими нуждами, чтобы жители Москвы чувствовали свою защищенность. Во-вторых, мы разработали механизм социальной защиты населения, который из года в год стараемся совершенствовать - внедряем новые целевые программы, расширяем льготы, увеличиваем средства материальный поддержки социально незащищенных категорий населения. В частности, в утвержденном городском бюджете на 2007 год на социальную поддержку москвичей было выделено значительно больше финансовых средств, чем в предыдущем. Так, на финансирование социальной сферы планируется направить 325 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году. Эти средства будут направлены на развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта, учреждений социальной защиты. В частности, на их текущее содержание, оснащение оборудованием, проведение ремонтных работ, повышение заработной платы.

Значительная доля финансовых средств пойдет на поддержку нетрудоспособных и малообеспеченных жителей столицы, на реализацию комплекса мер, которые будут предприниматься в связи с объявленным в столице Годом ребенка. Мы хотим, чтобы москвичи жили достойно и уверенно смотрели в будущее.

Да, в социальной сфере столичные власти делают немало. И все же не стоит обольщаться - еще больше нам предстоит сделать. В Мосгордуму по-прежнему поступает немало обращений граждан, связанных с санаторно-курортным лечением, лекарственным обеспечением льготных категорий граждан, с социальной защитой инвалидов, будь то дети-инвалиды либо инвалиды преклонного возраста. Жалуются на медицинское обслуживание, на плохое обеспечение техническими средствами реабилитации, лекарственными препаратами. На эти вопросы нам следует обратить особое внимание. В то же время хочу подчеркнуть: только усилиями Москвы власти вряд ли можно поднять все тяжелые общегосударственные социальные пласты.

- Вы имеете в виду социальную политику федеральных властей?

- Конечно. Вы помните, что когда начались либеральные реформы, ломка всего и вся, то никто из реформаторов не думал о социальных последствиях. В результате реформы больнее всего ударили по социально незащищенным слоям населения - пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, несовершеннолетним и т. д. Эти последствия безответственной либеральной политики мы ощущаем до сих пор. Вы только представьте: сегодня в Москве три тысячи горожан получают социальную пенсию по инвалидности 880 рублей! 8 тысяч москвичей, у которых не хватает стажа для назначения трудовой пенсии, получают чуть больше 1 тысячи рублей. Как говорится, живи и ни в чем себе не отказывай. Поэтому мы вынуждены им доплачивать из городского бюджета до уровня столичного прожиточного минимума.

Пожалуй, самой острой является проблема бесплатного обеспечения лекарствами федеральных льготников. Почему-то ведомство Зурабова, несмотря на протесты правительства Москвы, взяло и исключило из федерального списка лекарств 600 наименований препаратов. Причем самых дорогих и в большинстве наиболее эффективных. В результате врачи нередко предлагают льготникам заменители вместо привычных лекарственных препаратов или покупать лекарства за свои деньги.

Оплата поставщикам за отпущенные по рецептам лекарства происходит с задержкой в несколько месяцев. На сегодняшний день по Москве долг производителям лекарств составляет порядка 2,3 миллиарда рублей. В 2007 году бюджет Фонда обязательного медицинского страхования планируется в размере 4,5 миллиарда рублей, что намного меньше наших потребностей. Ведь в Москве только незначительная часть граждан отказалась от бесплатного лекарственного обеспечения. В результате вновь планируется дефицит в размере 2,5 миллиарда рублей. Государство выстраивает своеобразную финансовую пирамиду, забыв об уроках нашей новейшей истории и своей ответственности перед гражданами.

Мы не раз выходили в Госдуму с различными законодательными инициативами, связанными с улучшением социального положения льготных категорий россиян.

Однако большинство предложений столичных депутатов так и не были услышаны. Более того, на плечи регионов перекладываются все новые социальные заботы. В 2007 году службы занятости передаются с федерального уровня на региональный. Но при этом на их содержание выделяется значительно меньше средств, чем требуется. Конечно, мы будем продолжать работу с федеральными властями, отстаивая интересы москвичей.

20 декабря на заседании Думы по нашей инициативе принято обращение к президенту РФ В. В. Путину "Об обеспечении лекарственными препаратами, средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан" с просьбой вмешаться в сложившуюся ситуацию и принять экстренные меры по ее исправлению.

- Комплексная программа мер социальной защиты принимается уже не первый раз. Каковы ее итоги в ушедшем году?

- Начну с примечательного факта. В 2006 году на реализацию программы социальной защиты москвичей было направлено на 5,6 процента средств больше, чем планировалось, - вместо 185,5 к концу года израсходовано 196,3 млрд. рублей. Москвичам, нуждающимся в государственной социальной поддержке, были обеспечены: бесплатный проезд в пассажирском транспорте по социальной карте москвича, скидки и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатное льготное лекарственное обеспечение, зубопротезирование. Выплачивались городские доплаты неработающим пенсионерам и денежные выплаты на несовершеннолетних детей, осуществлялось санаторно-курортное лечение, протезирование и выдача технических средств реабилитации инвалидам в соответствии с медицинскими показаниями.

Помимо запланированного, в течение прошлого года был реализован ряд дополнительных мероприятий по социальной защите москвичей. В частности, с принятием Московской городской Думой закона о новой потребительской корзине с 1 июля было произведено внеплановое повышение городских доплат неработающим пенсионерам до нового прожиточного минимума за 1-й квартал 2006 года в сумме 3497 рублей, а с 1 октября - до 3562 рублей. В результате существенное повышение доплат коснулось более 600 тысяч нетрудоспособных пенсионеров. В целом же сегодня городские доплаты ежемесячно получают почти два миллиона пенсионеров и инвалидов. При этом столичные власти твердо руководствуются принципом: общая сумма пенсий и ежемесячной городской доплаты не может быть ниже прожиточного минимума.

С 1 апреля 2006 года на 8,5 процента были увеличены размеры городских ежемесячных денежных выплат региональным льготным категориям - труженикам тыла, репрессированным гражданам и ветеранам труда. В связи с 20-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС была оказана единовременная материальная помощь 11 тысячам участников ликвидации и членам семей погибших.

Одно из главных направлений работы в 2006 году - подготовка к празднованию 65-й годовщины победы битвы под Москвой. Все, что было запланировано сделать для ветеранов - единовременные выплаты, обеспечение товарами длительного пользования, ремонт квартир и т. д., - было выполнено. В частности, участники битвы под Москвой, нуждающиеся по медицинским показаниям в спецавтотранспорте, получили 232 автомобиля "Ока", 195 ветеранов - денежные компенсации в размере стоимости автомобиля, более 4 тысяч участников обороны Москвы были обеспечены товарами длительного пользования, 13 тысяч остронуждающихся получили адресную помощь через центры социального обслуживания.

Более того, Московская городская Дума вышла с законодательной инициативой в Госдуму с тем, чтобы приравнять участников обороны Москвы по своему статусу к участникам Великой Отечественной войны. Хочется надеяться, мы найдем понимание у своих коллег.

- Что вы можете сказать о проекте новой программы?

- Комплексная программа социальной защиты жителей города Москвы на 2007 год призвана обеспечить дальнейшее улучшение системы социальной поддержки населения, создать реальные условия для повышения уровня жизни москвичей.

Структура новой программы значительно шире - как по направлениям социальной защиты москвичей, так и по отдельным категориям горожан, нуждающихся в материальной поддержке. Разделы Комплексной программы мер социальной защиты жителей столицы на 2007 год говорят сами за себя: "Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан", "Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, помощь студентам и молодежи", "Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения", "Социальная поддержка инвалидов", "Социальная поддержка безработных граждан и лиц, испытывающих трудности в поиске работы", "Социальная помощь бездомным гражданам и беспризорным детям" и т. д.

В связи с объявлением в Москве 2007 года Годом ребенка раздел 2 по социальной поддержке семей с детьми по сути был полностью переработан. В нем учтены и выделены в самостоятельные подразделы дополнительные мероприятия, направленные на улучшение положения многодетных и опекунских семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов. В отдельный подраздел выделены выплаты беременным женщинам и при рождении ребенка. Общий объем затрат по проекту комплексной программы по всем источникам финансирования составляет более 325 млрд. рублей. Это значительно больше, чем в минувшем году.

Конечно, перечислить все, что содержится в программе, просто невозможно. Поэтому ограничусь лишь некоторыми примерами. Так, единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит 4 тысячи рублей вместо прежних 2 тысяч. Второго и последующих - по 10 тысяч рублей. Разнообразные формы ежемесячных выплат будут продолжать получать многодетные семьи, студенческие семьи, одинокие матери.

В 2007 году вырастут нормы расходов на бесплатное школьное питание: стоимость завтрака учащегося младших классов возрастет для города с 20 до 29 рублей в день, двухразового питания детей из многодетных и социально незащищенных семей с 62 до 85 рублей. Всем студентам профтехучилищ, обучающимся по очной системе, город также обеспечит бесплатные горячие обеды - их стоимость возрастет с 37 до 50 рублей.

Особая забота - дети-инвалиды. С 1 января детям-инвалидам, потерявшим кормильца, устанавливаются дополнительные ежемесячные денежные выплаты в размере тысячи рублей. В 2007 году будет произведена единовременная денежная компенсация в размере 3 тысяч рублей реабилитированным гражданам, не получившим в нынешнем году полагающееся им санаторно-курортное лечение. И многое другое.

Виктор Башкин
Московская правда - Московское собрание, 31 января 2007 г.

Док. 437947
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 358

  • Антонцев Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``