В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Инвестиции в человека Назад
Инвестиции в человека
Главная цель нацпроектов - повышение качества жизни людей. Насколько эффективно реализовались за этот период национальные проекты в столичном регионе? Что было сделано и что еще предстоит сделать в социальной сфере для улучшения жизни москвичей? На все эти вопросы мы попросили ответить председателя Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Михаила Антонцева

- Хочу сразу отметить: национальные проекты - это приоритетные направления деятельности властей всех уровней, призванные кардинально улучшить качество жизни российских граждан. Они направлены на наиболее "чувствительные" отрасли, связанные с человеческим капиталом - важнейшим компонентом успешного развития государства в современном мире. Как отметил президент в своем Послании Федеральному Собранию, главная цель национальных проектов - "инвестиции в человека, в повышение качества жизни". При этом глава государства недвусмысленно дал понять: федеральные власти не смогут в одиночку тащить весь воз проблем, связанных с национальными проектами. Придется серьезно поднапрячься всем - регионам, местным органам самоуправления, сообществу предпринимателей, общественным организациям, выделяя силы и средства на их практическую реализацию.

Объявленная в стране "тотальная мобилизация" на реализацию национальных проектов не стала для Москвы большой неожиданностью: традиционно политика столичных властей носит ярко выраженную социальную направленность. Во-первых, ежегодно более 40 процентов городского бюджета идет на финансирование социальной сферы. Зачастую мы вынуждены поступиться другими острыми городскими проблемами, реализуя объявленные властями города социальные приоритеты. Во-вторых, действующая в Москве система социальной защиты населения из года в год совершенствуется: внедряются новые целевые программы, расширяется перечень льгот, увеличиваются средства материальной поддержки социально незащищенных категорий населения.

В этом году на финансирование социальной сферы планируется направить 325 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в минувшем. Эти средства будут направлены на поддержку социально незащищенных москвичей, на развитие образования, здравоохранения, на строительство бесплатного жилья и т.д.
Москва, безусловно, является лидером в реализации всех национальных проектов, объявленных нашим президентом. Так, реализации национального проекта "Здоровье" посвящена целевая программа "Столичное здравоохранение" на 2006 -2007 годы. Особое внимание в ней уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи, оснащению диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений, увеличению парка машин "скорой медицинской помощи", профилактике, вакцинации и дополнительной диспансеризации работающего населения.

В минувшем году в дневных стационарах прошли лечение около 80 тысяч больных. Закуплено 100 машин "скорой помощи", на 350 млн. рублей приобретено новое медицинское оборудование.

В рамках программы "Вакцинопрофилактика" в целях предотвращения гриппа и острых респираторных заболеваний проводятся прививки учащимся московских общеобразовательных учреждений, профилактика и иммунизация групп риска. В результате за последние годы значительно снижена вероятность внезапной вспышки эпидемии гриппа, ни одна из столичных школ не была закрыта на время борьбы с заболеванием.

Активно проводится в жизнь и программа целевой диспансеризации населения Москвы, которая считается одной из приоритетных. Она охватывает детей, подростков, другие возрастные группы населения. Москва, пожалуй, единственный город в России, где до сих пор осуществляется диспансеризация, а ведь это одно из главных звеньев в профилактике серьезных заболеваний.
Следует подчеркнуть, что программа "Столичное здравоохранение" не только полностью обеспечивает реализацию национального проекта "Здоровье", но и значительно выходит за его формальные рамки.

В частности, в числе главных программных задач можно назвать: повышение качества медицинских услуг, оказываемых в рамках программы государственных гарантий; совершенствование медицинского обеспечения женщин и детей, комплексное медико-реабилитационное обеспечение инвалидов и участников войн, оптимизация системы организации и оказания специализированной медицинской помощи больным с распространенными видами заболеваний, совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения декретированных групп населения и многое другое.

На выполнение городской программы в течение двух лет будет затрачено свыше 170 миллиардов рублей. В минувшем году 76 миллиардов и более 95 миллиардов - в текущем. При наличии подобной серьезной финансовой базы мы имеем возможность двигаться вперед.

В сфере образования Москва стала одним из первых регионов, где законодательно закреплено обязательное среднее образование. На федеральном уровне об этом заговорили только сейчас. В этом году на каждого ученика общеобразовательной школы будет выделено из городского бюджета по 35 тысяч рублей - на 9 тысяч больше, чем в прошлом году.

В целях стимулирования системных изменений в московском образовании 2 мая 2006 года столичное правительство приняло постановление "О реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Москве" и утвердило состав Совета по реализации национального проекта, который возглавила первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы Людмила Ивановна Швецова.

Один из актуальнейших вопросов - развитие сети профтехобразования. Ведь ни для кого не секрет, что промышленные предприятия просто задыхаются от нехватки молодых специалистов - станочников, монтажников, слесарей и т.д. Москва серьезно занимается реанимацией системы профессионального образования, как начального, так и среднего: принят городской закон "О начальном и среднем профессиональном образовании", создаются универсальные колледжи, напрямую связанные с производством.

Безусловно, решение этой проблемы могло быть значительно эффективнее, если бы ей в национальном проекте было уделено должное внимание. В решении жилищной проблемы Москва также занимает передовые позиции. В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" столичное правительство разработало Среднесрочную программу жилищного строительства в городе Москве на период 2006 -2008 гг. и заданий до 2010 года. В соответствии с этим документом планируется довести максимальный объем строительства жилья к 2010 году до 27,3 млн. кв. метров, что позволит улучшить жилищные условия 198 тыс. семей москвичей. Сегодня столица - один из немногих российских городов, обеспечивающих бесплатным социальным жильем граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий.

Сегодня в городе зарегистрировано 182,5 тысячи семей-очередников. Причем около 170 000 из них - это очередники, ставшие на учет до введения в действие Жилищного кодекса, установившего требование "малоимущности". Конечно, очередь движется очень медленно - ждать квартиру приходится почти 20 лет. В апреле 2007 года Московская городская Дума внесла изменения в городской закон "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", направленные на создание условий получения безвозмездных субсидий и позволяющие к 2010 году сократить очередь на получения жилья как минимум в два раза.

Мероприятия правительства Москвы по реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" включают в себя комплекс мер по развитию агропромышленных холдингов, обеспечивающих поставку сельхозпродукции и продовольствия в столицу. 13 декабря 2005 года правительство Москвы и Министерство сельского хозяйства РФ подписали соглашение о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". Москва стала первым субъектом Федерации, с которым Министерство сельского хозяйства России подписало соглашение об инвестициях в агрокомплекс. Соглашение направлено на сотрудничество в области поддержки сельхозпроизводства, строительства новых агрохолдингов (на сегодняшний день их более 20), развития животноводства. Москва взяла на себя обязательство на принципах софинансирования строить и реконструировать действующие животноводческие комплексы, закупать для них необходимое оборудование и племенной скот.

Из федерального бюджета в рамках соглашения будут выделяться средства на увеличение производства мяса в региональных хозяйствах, интегрированных с московскими предприятиями. Это позволит к 2010 году довести объемы поставок мяса в Москву до 300 - 330 тыс. тонн. Одним из приоритетных направлений деятельности московских властей является устойчивое обеспечение москвичей всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителя ценам. В столице был принят городской закон "О продовольственной безопасности города Москвы", который установил правовые и организационные основы гарантированного снабжения москвичей всеми видами пищевых продуктов в объемах не ниже размеров потребления, рекомендуемых Российской академией медицинских наук. В частности, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков так определил стратегическую задачу агропромышленной политики города: "Мы хотим, чтобы Россия обладала продовольственной независимостью от импорта, и мы сделаем все возможное, чтобы это стало реальностью".

Как отмечал президент в своем Послании Федеральному Собранию, одной из принципиальных особенностей нацпроектов стала их инновационная направленность. Для нас внедрение новых передовых технологий стало основополагающим принципом при реализации всех национальных проектов - и в образовании, и в здравоохранении, и при строительстве жилья, и в сфере агропромышленного комплекса. В этом ряду новые образовательные технологии, повсеместная компьютеризация общеобразовательных школ, закупка новейшего медицинского диагностического оборудования, использование новейших строительных технологий, внедрение последних достижений науки в сельскохозяйственное производство и т.д.

Предполагается, что круг государственных минимальных социальных стандартов должен включать в себя наиболее важные, обобщающие долговременные социальные показатели: денежные доходы населения; наиболее массовые виды пособий и выплат населению; номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг, нормы и нормативы обеспеченности ими населения и так далее.

Идея введения неких минимальных социальных стандартов, которые государство должно будет обеспечить на всей территории страны, уже давно витает в воздухе. В июне 2003 года был даже принят в первом чтении федеральный законопроект "О минимальных государственных социальных стандартax". Однако с того времени он так и не смог "вылупиться из яйца". Что касается столицы, то у нас уже давно неформально действуют определенные социальные стандарты - минимальный размер оплаты труда, добавки к пенсиям, различные социальные пособия, жилищные нормы и т.д. Предстоит серьезная работа по систематизации минимальных государственных стандартов и принятию своего регионального закона, не только их устанавливающего, но и прописывающего механизмы их предоставления москвичам.

Возвращаясь к итогам полуторалетней реализации приоритетных нацпроектов, еще раз хочу отметить сложившееся четкое понимание того, что только объединенные усилия государства, общества и бизнеса позволят достичь их главной цели - существенно повысить качество жизни наших граждан.

Виктор Башкин
Тверская, 13 - Петровка, 22, 22 мая 2007 г.

Док. 437946
Перв. публик.: 22.05.07
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 283

  • Антонцев Михаил Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``