В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
9 августа - годовщина появления звезды Владимира Путина на политическом небосклоне Назад
9 августа - годовщина появления звезды Владимира Путина на политическом небосклоне
Тема: 1. В центре внимания

Несколько актуальных тем, которые занимают в последнее время умы политически активных избирателей, политически активных россиян и средств массовой информации, мы будем обсуждать сегодня.


Ведущий - Игорь Малов

Несколько актуальных тем, которые занимают в последнее время умы политически активных избирателей, политически активных россиян и средств массовой информации, мы будем обсуждать сегодня. У нас в студии - директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Александрович Чеснаков.

Здравствуйте, Алексей. На самом деле те события, которые происходят сейчас и в Совете Федерации, и в Государственной Думе, все, что происходит вокруг законодательной инициативы нашего Президента, так или иначе происходит на фоне события, может быть, менее заметного, какого-то, как принято выражаться, датского, но тем не менее события, которое позволяет установить некий отсчет времени. Я имею в виду ту условную дату, которую называют "100 дней со дня прихода Владимира Владимировича Путина к верховной власти в России". Поэтому первый вопрос будет, как ни странно, связан не с вот этими кульбитами нашей законодательной власти, которые она сейчас совершает, хотя мы, безусловно, их затронем. Первый вопрос - это все-таки, наверное, какие-то предварительные, очень предварительные итоги того, что новая исполнительная власть в лице Президента смогла, а может быть, отчасти не смогла сделать у нас в России. Как Вы думаете, Алексей Александрович, на каких самых главных точках успешной и, может быть, неудачной деятельности нашей исполнительной власти, нашего Президента мы могли бы сейчас заострить внимание?

ЧЕСНАКОВ: Ну, во-первых, мне хотелось бы посочувствовать Владимиру Путину, потому что года еще не прошло с того момента, когда он был объявлен наследником Бориса Николаевича Ельцина, а он уже третий раз отмечает сто дней. Первый раз - в качестве главы правительства, второй раз - в качестве исполняющего обязанности, не дошел до этого рубежа, и вот третий раз уже фактически отмечает сто дней как бы с момента выборов. Я думаю, что найдутся еще специалисты, которые сто дней посчитают с момента инаугурации Путина. Но мне кажется, что самая важная дата, которая будет, - это 9 августа 2000 года, то есть год с того момента, когда фактически Президент Ельцин назвал Путина своим преемником. И мне кажется, что лучше вот именно за такой период просчитывать плюсы и минусы, которые появились в президентстве и которые есть у Президента.

Ну, я думаю, что те, кто сейчас хотел поставить некую предварительную точку или, вернее, запятую, подвести некие предварительные итоги, рассчитывали (я имею в виду и материалы в средствах массовой информации), рассчитывали на обычный период затишья летний, когда политическая активность падает, увы (или к счастью?), но, так или иначе, на самом деле это не так. Все же на самом деле мы подходим к определенной черте, подходим к определенному рубежу, как мне кажется. Этим знаковым моментом станет даже не именно сто дней (Вы правы в этом) со дня избрания Президента, а, пожалуй, день реализации или нереализации, собственно, некоторых глобальных планов, может быть, первого этапа тех глобальных изменений, больших изменений, в том числе законодательных, которые Владимир Путин сейчас предпринимает. Я имею в виду рассматриваемый сейчас, в частности, закон "О новом порядке формирования Совета Федерации". Я думаю, что именно в этом ключе и нужно рассматривать первый отрезок, как модно сейчас выражаться, правления Путина.

ЧЕСНАКОВ: Ну, я еще раз подчеркну: мне кажется, все-таки расчет на такие мелкие отрезки, он некорректен. Давайте посмотрим с самого начала. Все-таки за то время, которое прошло с момента назначения Путина сначала как бы наследником, а потом уже и после ухода Бориса Николаевича Ельцина, Путину удалось сделать главное - консолидировать вокруг себя значительную часть государственной вертикали власти и попытаться выстраивать ее в качестве эффективной. То есть реализуется стратегия, при которой происходит мирный переход от ельцинской элиты к элите путинской, к элите будущего, от элиты прошлого к элите будущего.

А чем они отличаются?

ЧЕСНАКОВ: Они отличаются кадровым составом, если можно так выразиться. Это более молодые, более продвинутые, более перспективные люди, которые нацелены действительно на будущее, это люди, которым сейчас от 30 до 45 лет, которых так принято сейчас называть "путинским призывом", которые приходят на смену ельцинской элите, которая, в свою очередь, вырастала из элиты горбачевской. Вспомните тех людей, которые постоянно мелькали на телевидении в начале 90-х годов, вот это первый призыв ельцинской элиты. Фактически он ушел, он фактически прекратил свое существование. Теперь мы наблюдаем приход новых людей. Эти люди не всегда еще готовы к власти, но по большому счету они начинают олицетворять новую эпоху. И вот что делает Пути? В первую очередь он заявляет о стремлении выстраивать эффективную вертикаль государственной власти. Второе - он решает вопрос с одной из мятежных территорий, с Чечней. Третий момент - он говорит о том, что мы должны выстраивать сейчас социально справедливое государство. Вот если Вы вспомните, например, в конституции ФРГ записано, что Федеративная Республика Германии является демократическим социальным государством, да? Вот у нас, к сожалению, государство, может быть, демократическое, но еще не социальное. Вот попытка Путина, в первую очередь - переориентировать государство, чтобы оно работало на благо конкретных людей, людей труда, если можно так сказать. Не в том смысле, который придают ему коммунисты, а в том, который придает ему Путин, когда говорил в своем послании и в своем письме предвыборном, что нам нужно бороться с бедностью, потому что в такой богатой стране мира недопустимо бороться с бедностью. Пока потихоньку решаются эти вопросы, но здесь есть, конечно, несколько точек сопротивления, которые являются такими сложными структурными точками.

Это очень интересно (извините, я Вас прервал), мне кажется, что особенно интересно потому, что это прямо влияет на то, как будет реализовываться одобренная только что социально-экономическая программа развития России, где, кстати, социальному блоку уделено достаточно большое место.

ЧЕСНАКОВ: Да. Но по большому счету, конечно, сейчас такая происходит серьезная сдвижка в действиях правительства, потому что правительство получило возможность, исходя из благоприятной экономической конъюнктуры, выстраивать хорошую бюджетную политику, действительно социально ориентированную Правительство получило возможность сейчас реализовывать программу краткосрочных мер, которую недавно приняли и которую планировалось завершить до конца 2001 года. И я думаю, что за эти полтора года правительство сумеет, опять же исходя из той конъюнктуры, которая сложилась, добиться поставленных результатов. Вопрос в другом. Сможет ли Путин, притом что правительство сегодня занимается экономическими проблемами, реализовать стратегию реформирования вот той самой вертикали государственной власти?

Да. Вы сказали о нескольких точках сопротивлениях, кстати.

ЧЕСНАКОВ: А первое - это, конечно, региональные руководители; сейчас многие над ними смеются, вот, в частности, программа "Куклы" вчера, она достаточно ехидно показывала этих региональных руководителей. Я думаю, что не стоит их, конечно, оскорблять, это нормальные люди, которые представляют серьезные интересы на региональном уровне. Но другое дело, что, конечно же, нужно более четко подходить к анализу тех задач, которые стоят перед страной. И не всегда местнические интересы уступают место общефедеральным интересам. К сожалению, для многих региональных руководителей сегодня главное - это, если можно так сказать, служение собственной территории. И это плохо, потому что...

Но хорошо если территории, а то бывает, что и самому себе.

ЧЕСНАКОВ: Да, ну самому себе, своему двору, своей команде. Это тоже бывает. Но вот заметьте: Путин же ведь недаром сегодня говорит о необходимости выстраивания жесткой вертикали власти. Эта жесткая, эффективная вертикаль власти требуется в первую очередь для того, чтобы Россия решила значительные проблемы во внешней политике, в экономической сфере. Нужно рассчитаться с долгами, нужно построить основу для новой экономической политики, для прорыва по ряду высокотехнологичных производств. Без них Россия обречена, потому что через 5-10 лет она уже не будет конкурентоспособной державой. Сделать это можно, только напрягаясь, как бы собирая в кулак все силы, но не для того, чтобы (как говорят многие средства массовой информации) заставить людей жить при тоталитарном режиме, а для того, чтобы можно было в дальнейшем освободить, например, от этих проблем наше будущее поколение. Ведь посмотрите, о чем говорил Греф в своей программе. На сегодняшний день...

Ну, давайте называть ее программой правительства. Все-таки она перестала быть программой Грефа и стала-таки программой правительства, по крайней мере, ее неотложная часть.

ЧЕСНАКОВ: Да. Вот на сегодняшний день 100 человек, из них 33 пенсионера. То есть оставшиеся кормят, 67 человек кормят 33 пенсионера. Потому что пенсии-то маленькие, да?

Да. И ситуация будет ухудшаться в этом смысле.

ЧЕСНАКОВ: А через 15 лет уже 33 человека будет кормить 66 пенсионеров, понимаете? Здесь проблема еще и такая, социально-демографическая встает перед страной. Поэтому на сегодняшний день нужно, конечно, как можно быстрее решать экономические задачи и особо выстраивать политическую вертикаль именно для решения этих экономических задач.

Ну, вот я бы, честно говоря, как бы комментируя комментарий, если можно так выразиться (я напомню, что в эфире программы "В центре внимания" у нас в гостях директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков), комментируя, так сказать, Ваш комментарий, я бы, пожалуй, добавил только одно. Вы сказали, на мой взгляд, одну весьма интересную вещь о смене поколений, я с этим полностью согласен. И если мы посмотрим на Совет Федерации, на результаты голосования, которые были, как я напомню, весьма не в пользу, так сказать, законодательной инициативы Владимира Путина, то мы увидим, что, в общем-то, среди того большинства, которое старалось и старается удержать ситуацию в прежних рамках, то есть не пропустить этот законопроект, в основном мы найдем таких вот политических тяжеловесов, тем не менее уходящих, тем не менее с ограниченными достаточно взглядами. А если мы посмотрим на ту, может быть, меньшую на сегодняшний день, даже существенно меньшую часть губернаторов, которые с пониманием восприняли законодательную инициативу Президента, то там мы, пожалуй, найдем тех самых людей, как Вы выразились, "путинского призыва". Но дело не в том, что "путинского призыва", они, в общем-то, избраны у себя на территориях и в субъектах федерации, и, тем не менее, тех самых, как тот же Михаил Прусак, людей в возрасте от 30 до 40 с небольшим, которые готовы к перестройке (такое слово я употребил, что, наверное, многие наши радиослушатели поежились, еще с 85 года, вот), которые готовы к перестройке, в том числе и к самоперестройке, которые готовы жить в новых условиях, и в том числе в новых политических условиях, в условиях нового экономического курса правительства, и которые понимают необходимость выстраивания федеральной вертикали власти именно для реализации конкретных программ.

Итак, в эфире программа "В центре внимания". И мы продолжаем нашу беседу. В ближайшее время Государственная Дума должна решить вопрос о преодолении вето Совета Федерации, это выглядит как некоторым образом протягивание руки доброй воли, пока еще сегодня, на момент существования неких согласительных комиссий, руки доброй воли в адрес Совета Федерации. На Ваш взгляд, как будут развиваться отношения между двумя палатами законодательного собрания? Какие перспективы есть у инициативы Президента, законодательной инициативы, по формированию Совета Федерации и других его законодательных инициатив последних?

ЧЕСНАКОВ: Вы знаете, я вот три сценария нарисовал. Первый сценарий - это такой пессимистический. Дело в том, что сейчас, как принято говорить, мяч на стороне Совета Федерации, который теперь уже должен проявить добрую волю и пойти на сотрудничество с Государственной Думой. Если Совет Федерации эту добрую волю не проявляет и настаивает на своем, то Дума, скорее всего, преодолеет вето, и тогда те губернаторы, которые, конечно же, оказываются в глупой ситуации, постольку поскольку они оказываются на периферии любого процесса, связанного с выстраиванием этой вертикали власти, постольку поскольку следующее звено - это формирование Совета Федерации, который будет лояльным Президенту, будет принимать более выверенные законы, то тогда они вынуждены будут бороться с ним уже на региональном уровне. И этот сценарий пессимистический, мне он, конечно, кажется вероятным, но нежелательным. Второй сценарий - это сценарий оптимистический: Совет Федерации сейчас же собирается и принимает решение о необходимости согласовательных процедур с Государственной Думой и выработки более-менее приемлемых и для Государственной Думы, и для Президента, и для Совета Федерации решений. Здесь есть свои минусы, поскольку Совет Федерации - это та организация, которая зачастую затягивает решение вопроса. А затягивание решения вопроса - не в интересах ни Путина, как мы сейчас говорили, ни в интересах России. Поэтому нужно понять, насколько это самое затягивание, хотя и с улыбкой, позволит решить реально стоящие перед страной проблемы. Можно, конечно, добиться результата и создать эту согласительную комиссию, но если она будет заседать полгода, то все опять уйдет в песок. И, конечно, следующий сценарий, который мне кажется наиболее реалистическим, это сценарий, при котором Совет Федерации все-таки постарается быстро решить вопрос по созданию согласительной комиссии. Эта согласительная комиссия будет работать с Администрацией Президента и постарается решить стоящую перед ней проблему как можно быстрее, в течение, допустим, недели, в которую еще может заседать Государственная Дума и в которую она может принимать законы. Это, конечно, очень маловероятный сценарий, но реалистичный с той точки зрения, что он позволяет действительно реализовать все те задумки и одной, и второй, и третьей стороны. Губернаторы остаются при сохранении тех полномочий, которые им избиратели поручили, Президент решает проблемы быстрого реформирования государственной власти, а Государственная Дума сохраняет лицо и возможность эффективно взаимодействовать и с одной и со второй стороной.

Хотелось бы, чтобы все произошло по лучшему сценарию, но вопрос: насколько это реально, насколько Совет Федерации будет способен изменить свою точку зрения, изменить ее в пользу нового отсчета, если угодно, политического мышления?

ЧЕСНАКОВ: Это уже зависит от Совета Федерации, то есть от того, насколько они понимают, с одной стороны, ответственность стоящей перед ними задачи, а с другой стороны, насколько они могут отказаться от той совокупности обещаний, которые уже были даны собственным группировкам, которые составляют их окружение, и так далее, и так далее. Это же политика, здесь надо говорить более четко, здесь есть обещания населению, есть обещания тем группам элиты, региональной элиты, которые подтвердили приход во власть тех или иных губернаторов. И здесь могут сложиться очень серьезные проблемы.

Ну, вот я читаю прямо сообщение информационного агентства о том, что в Государственной Думе (собственно, отчасти об этом уже информация прошла по нашему информационному каналу) пройдет обсуждение основных направлений социально-экономической политики правительства, то есть того самого документа, первая часть которого, описывающая меры первой необходимости, была одобрена на заседании правительства на прошлой неделе. В этой связи у меня вопрос к нашему гостю, к Алексею Чеснакову - директору Центра политической конъюнктуры России. Вопрос следующий. Насколько, на Ваш взгляд, сегодняшняя законодательная база (ведь именно Государственная Дума будет эту базу обеспечивать, в конце концов) соответствует необходимым условиям для реализации программы? Насколько вот эта программа, так сказать, реализация которой была продекларирована буквально только что, может быть реализуема? Знаете, как вот Березовский говорил: насколько депутат или кандидат в депутаты куда-то избираем, так сказать, насколько программа реализуема?

ЧЕСНАКОВ: Ну, пока, конечно, Госдума не успевает с принятием ряда важных законопроектов. Это в первую очередь вопросы, касающиеся Налогового кодекса, касающиеся тех предложений, которые внесло правительство. Скорее всего, как мне известно, на сегодняшний момент Госдума проработает вплоть до субботы, в том числе и в субботу, и 18-го числа соберется на выслушивание Президента с его посланием к Федеральному собранию. Значит, если Госдума не успеет принять все предложения правительства и все предложенные правительством законопроекты, то, конечно же, правительство окажется в сложной ситуации, ему нужно будет вытаскивать очень много проблем без как бы одобрения Государственной Думы. Но этого сделать нельзя, потому что сегодня страна, сами понимаете, живет в такой сложной политической ситуации, когда необходима законодательная база для любого экономического решения, чтобы не было потом обвинений в своекорыстии тех или иных чиновников. Поэтому, по большому счету, сегодня Госдума стоит перед дилеммой - или, с одной стороны, попытаться еще немножко продлить свою весеннюю сессию, или пойти на то, чтобы закрыть глаза на какие-то движения правительства в тех направлениях, которые ему кажутся неизбежны для решения в самое ближайшее время.

Ну, в свое время бытовал такой термин, это было еще во времена Бориса Николаевича Ельцина, в те времена, когда он был Президентом России: "управление указами". В тех ситуациях, когда между Президентом и тогдашней крайне оппозиционной Государственной Думой возникало некое противостояние, переходящее в жесткий клинч, то есть если ситуация была тупиковая, патовая, то предлагалось временное управление указами, которые потом Государственная Дума должна была, могла, ну или должна была не, соответственно, подтвердить своими решениями. Может быть, в нынешней ситуации, когда Государственная Дума намного более лояльна, если она уйдет на парламентские каникулы, есть смысл просмотреть и такой вариант - вариант управления указами? Тем более что их почти наверняка в конце концов потом Госдума-то одобрит.

ЧЕСНАКОВ: Ну, возможен, да, и такой вариант. Но мне кажется, что самое важное - это несколько законов, законопроектов, которые правительство настаивает, чтобы были приняты в самое ближайшее время. И вот тот "подарочек" Совета Федерации, вместе с тем законопроектом, это, конечно, сильно сужает возможности Думы, потому что он требует очень значительного согласования между различными депутатами-одномандатниками, между политическими партиями, которые представлены в Государственной Думе, между Администрацией Президента, то есть то время, которое могла бы Дума направить на политическое согласование, чтобы не обидеть Совет Федерации. Поэтому, конечно, уже первое негативное следствие того, что Совет Федерации наложил вето на экономическую ситуацию, мы наблюдаем. Это, конечно, минус значительный, потому что депутаты в первую очередь заняты именно этой проблемой, поскольку эта проблема действительно волнует общество.

Да, но тем временем непонятно, как будет приниматься бюджет на следующий год?

ЧЕСНАКОВ: Ну, это сентябрь. Он всегда как бы у нас в сентябре, да?

Тем не менее, под него необходим Налоговый кодекс, под него необходим целый ряд других законов, которые, к сожалению, до сих пор из-за этого у нас повисли в пространстве. И будут ли они утверждены на этой сессии, уже непонятно, скорее всего, что и нет. Таковы на самом деле на сегодняшний день последствия того политического торга, который начали губернаторы с исполнительной властью. Потому что, пожалуй, впервые (и это довольно интересно, на мой взгляд), впервые вместо, так сказать, целесообразности политической, которая всегда была базой для действий Путина за последнее время, мы столкнулись с ситуацией, когда Владимир Владимирович вынужден заниматься на самом деле, будем говорить прямо, политическим торгом. Ведь то, что происходит с Советом Федерации, иначе и не назовешь. Вот у нас осталось буквально несколько секунд в эфире, и у меня просьба кратко охарактеризовать, насколько компетентна оказалась команда Путина именно в условиях политического торга.

ЧЕСНАКОВ: Ну, пока еще торг не завершен поэтому насколько компетентной она оказалась, можно будет сказать, когда будут достигнуты результаты. Пока она действует эффективно. Другое дело, что губернаторы, к сожалению, не всегда прислушиваются к этой команде. Но это, скорее всего, уже проблемы губернаторов, потому что они понимают: их время потихоньку уходит, и они вынуждены ориентироваться на новую элиту, как мы и говорили.

Большое спасибо, Алексей Александрович. У нас в гостях был директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков. Вы слушали программу "В центре внимания". Сегодня мы обсуждали сто дней президентства Владимира Путина, ситуацию, возникшую в связи с его законодательными инициативами в разных палатах законодательного собрания. Провел программу Игорь Малов. Всего вам доброго.

3 июля 2000 г.


Это статья ЦПКР
http://www.ancentr.ru/portal/

Док. 437925
Перв. публик.: 03.06.00
Последн. ред.: 09.04.08
Число обращений: 439

  • Чеснаков Алексей Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``