В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Клишин: `Многофункциональность и унификация` Назад
Юрий Клишин: `Многофункциональность и унификация`
Таковы, по словам генерал-лейтенанта Юрия Клишина, основные направления модернизации российской авиатехники

В Летно-исследовательском институте имени Громова 6 марта состоялась демонстрация ряда боевых самолетов и вертолетов, которая знаменует начало принципиально нового этапа в развитии российской авиатехники. Его основное содержание - массовая модернизация по единой программе летательных аппаратов как ВВС, так и армейской авиации Вооруженных сил РФ. Реальное воплощение в жизнь этой программы стало результатом решения целого ряда организационных, финансовых, технических проблем: военные отказались от гигантомании советских времен, промышленность освоила инновационные стратегии развития, сложилась мобильная, чутко реагирующая на спрос кооперация предприятий. Наконец, усовершенствованные самолеты и вертолеты - один из первых ответов на новые военные угрозы, наглядно проявившиеся в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

-Юрий Петрович, какую цель преследовали ВВС, организуя демонстрацию новой авиатехники?

- Задача состояла в том, чтобы показать: мы выходим на принципиально новый рубеж. Об этом свидетельствуют два события. Во-первых, начинаются летные испытания первого модернизированного по требованиям ВВС строевого самолета Су-27УБМ.

Во-вторых, стартует очередной этап испытаний усовершенствованных вертолетов Ми-8МТКО и Ми-24ВК1. Эти машины, оборудованные тепловизором, многофункциональным вычислительным комплексом и новым информационно-управляющим полем кабины, уже прошли первую проверку при выполнении боевых задач.

Кроме того, появились новые экспортные варианты самолета Су-30МК. Эта техника и была представлена военному руководству России и общественности.

- Почему из всего спектра российской авиатехники были выбраны суховские и милевские машины?

- Прежде всего потому, что именно эти две фирмы откликнулись на требования ВВС и способны выполнить модернизацию в том объеме и по тем направлениям, которые нас, военных, интересуют.

Плюс новое оборудование машин семейства Су-27 и милевских вертолетов имеет исключительно высокую степень унификации между Ми-8МТКО и Ми-24ВК1, что позволяет снизить стоимость работ, сократить объем и сроки испытаний техники.

Наконец, благодаря впервые показанной 6 марта аппаратуре появилась возможность организовывать взаимодействие в бою усовершенствованных Су-27 и Ми-8.

- Какие еще направления модернизации реализованы в продемонстрированных машинах?

- Это, прежде всего, многофункциональность, всепогодность и круглосуточность боевого использования, автоматизация процессов управления летательными аппаратами, резкое - на порядок - повышение точности навигации и, соответственно, применения авиационных средств поражения.

- За счет чего этого удалось добиться? Какие принципы лежат в основе подхода к модернизации?

Основной путь - внедрение на борту элементов искусственного интеллекта. Промышленность сумела создать многофункциональный вычислительный комплекс (МВК), который способен принимать и обрабатывать сигналы от различных источников информации: РЛС, тепловизора, лазерного, телевизионного и инфракрасного каналов. Вдобавок МВК также по нескольким каналам способен выдавать команды на применение управляемого и неуправляемого оружия.

Это, в свою очередь, потребовало изменить идеологию информационно-управляющего поля кабины экипажа, чтобы летчик смог оценивать ситуацию на земле, в воздухе, состояние оружия и грамотно принимать решения.

Другой принцип модернизации - максимальное использование имеющегося оборудования. Так, на Су-27 остается штатная бортовая РЛС, которая получит способность работать "по земле" с высоким уровнем разрешающей способности. В результате затраты на модернизацию снижаются на порядок по сравнению с другими вариантами, существенно меньше времени требуется по подготовку личного состава.

Кроме того, в ходе модернизации мы вплотную подступаем к внедрению системы эксплуатации "по состоянию", которая дает 25-30-процентное (а в последующем - 35-40-процентное) снижение расходов. Эффекта удается добиться за счет внедрения элементов искусственного интеллекта как на борту, так и на земле, что позволяет значительно увеличить количество контролируемых параметров, упростить и сделать более оперативной диагностику. В частности, речь идет об унифицированной системе "Дозор", которая может применяться во всех родах авиации.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

- Вы упомянули о новой аппаратуре для организации взаимодействия. Можно ли рассказать о ней поподробнее?

- Она позволяет передавать с одного объекта на другой в реальном масштабе времени любую информацию, которую "видят" бортовые системы самолета или вертолета: показания приборов в кабине, радиолокационную, телевизионную, тепловизионную картины. Это принципиально новая технология, и она придает авиационным комплексам невиданные ранее возможности как при поражении объектов противника, так и при ведении разведки.

- Обмен информацией происходит в контуре "воздух-воздух" или "воздух-поверхность"?

- Во всех направлениях. Данные передаются на любой командный пункт, самолет, вертолет и на зенитный ракетный комплекс. Раньше эти вопросы решались очень трудно, теперь повышение интеллекта на борту позволило это сделать. Можно в реальном масштабе времени направлять радиолокационную информацию на системы С-300, а, в последствии, и на С-400. Локаторы последних могут до определенного момента вообще не включаться с целью сохранения скрытности. Соответственно, противнику не удастся подавить систему ПВО с помощью противорадиолокационных ракет, как это было, например, в Персидском заливе или на Балканах.

- Аппаратура обмена информацией впервые отрабатывалась на Су-30КН?

- Да. Этот самолет, построенные на Иркутском авиационном производственном объединении (ИАПО), стал базовой машиной для отработки того варианта модернизации, реализованного ныне на Су-27УБМ.

Следует отметить, что Иркутск - пионер в освоении технологий, которые начали создаваться с помощью "Росвооружения" в 1997-1998 годах. Полученный тогда задел позволил в короткие сроки - всего полтора года - выполнить опытно-конструкторскую работу. Ее результаты ВВС сегодня и внедряют.

- А что дает система обмена информации для вертолетов, которые вряд ли будут задействованы в системе ПВО?

- Резко возросший объем информации заставляет экипаж отвлекаться на ее оценку и обработку. Это самым непосредственным образом затрагивает проблему безопасности полетов. Автоматизация становится насущной потребностью. Вот почему внедряется телеавтомат сопровождения, позволяющий после обнаружения цели следить за ней независимо от направления и скорости полета, выдавая координаты и изображение объекта поражения на землю.

ОБЪЕМЫ И СРОКИ

- Какие еще летательные аппараты, кроме представленных 6 марта, должны модернизироваться и когда это произойдет? Какими будут темпы модернизации?

- Уже ведутся и продолжатся работы по совершенствованию строевых Су-27УБ. Через две-три недели пойдут на модернизацию Су-30. Затем придет черед одноместных Су-27. Мы полагаем, что первые Су-27УБМ войдут в строй после испытаний уже через два месяца.

Параллельно планируем переоборудовать фронтовые бомбардировщики Су-24М и штурмовики Су-25. Всю линейку модернизированных суховских машин мы планируем показать в августе на Московском авиакосмическом салоне.

По оценке главнокомандующего ВВС генерала армии Анатолия Корнукова, в этом году будет модернизировано 20-30 самолетов (по 6-8 машин каждого типа). Примерно таким же темпом пойдет переоборудование Ми-8МТ и Ми-24 в варианты МТКО и ВК1. В последующем, по мере наращивания производственной базы, ВВС планируют выйти на более высокие темпы модернизации, которые, конечно, зависят от объемов финансирования.

- Где будут производиться эти работы?

- Технология модернизации отработана так, что ее можно выполнять и на заводах, и даже прямо в полках. Это позволит нам при необходимости в кратчайшие сроки усовершенствовать максимальное число самолетов.

Показанный 6 марта Су-27УБМ переоборудовался на базе ЛИИ. В перспективе, согласно достигнутым договоренностям, двухместные машины семейства Су-27 будут дорабатываться на ИАПО, одноместные - на Комсомольском-на-Амуре производственном объединении. Координирующая роль в обоих возлагается на ОКБ Сухого.

Су-24М пройдут модернизацию на третьем участнике суховской кооперации - Новосибирском авиационном производственном объединении. Штурмовики Су-25 будут совершенствоваться на авиаремонтном заводе ВВС. В последующем планируется привлечь к работам до 15 наших ремонтных предприятий.

- Почему, говоря о программе модернизации, вы не упомянули микояновские машины?

- Разработанная технология применима и для МиГ-29. Кстати, впервые она опробовалась именно на этой машине (вариант СМТ).

К сожалению, после смены руководства РСК "МиГ" эта уважаемая фирма стала предлагать такие варианты модернизации, которые ВВС не устраивают по причине их высокой стоимости и объему работ. Для нас неприемлемы отжившие подходы, в рамках которых промышленность требует госзаказ на многие годы, ничего не выдавая "на-гора" в короткие сроки. Невозможно сегодня создать машину для Минобороны без совместной с ВВС работы с самого первого шага.

- Какова стоимость усовершенствования самолетов семейства Су-27? Как финансируются работы?

- Точную стоимость я назвать не могу, но соотношение такое: на средства, достаточные для закупки одного нового самолета, можно модернизировать 30 имеющихся.

Финансирование работ будет вестись из бюджета и из внебюджетных источников.

- Выгоды, особенно финансовые, стратегии последовательной модернизации очевидны. Почему раньше не пошли этим путем?

- К этому были не готовы большинство предприятий промышленности. Мало кто в начале 90-х годов сориентировался на модернизацию. Вообще в отечественных ВВС лишь истребитель-бомбардировщик Су-17 можно назвать классическим примером реализации долгосрочной стратегии совершенствования существующего самолета.

А в истребительной авиации мы руководствовались подходами 60-70-х годов. Между тем Запад электронное оборудование своих самолетов, таких как F-16 и F-15, улучшил в рамках нескольких витков модернизации, внедрив многофункциональные РЛС, спутниковые навигационные системы и многое другое.

И сейчас не всякая российская фирма готова выпускать высококачественный, необходимый заказчику продукт. Замечу, что схожая ситуация сложилась перед Великой Отечественной войной, когда пришлось создавать новые, более динамичные КБ, чтобы дать дорогу новым подходам.

А эффект от них, от передовых технологий разработки, от готовности пойти на осмысленный риск для нас очевиден. Никогда раньше мы не видели столь малого числа отказов, как при испытаниях показанных 6 марта самолетов и вертолетов.

ПЕРСПЕКТИВА

- Принятый ВВС облик усовершенствованных самолетов семейства Су-27 предполагает сохранение довольно старого локатора. Даже с учетом доработок он рано или поздно окажется узким местом на пути повышения эффективности машины. Как предполагается решать эту проблему?

- Существующая антенна упомянутой вами РЛС в перспективе будет заменена на фазированную антенную решетку (ФАР). В результате возможности радиолокационного комплекса станут даже выше, чем у всех существующих типов истребителей.

На втором этапе модернизации изменится информационно-управляющее поле кабины - появится больше многофункциональных индикаторов.

Отмечу, что, как и на первом этапе, будет максимально использоваться существующее оборудование.

- Модернизация не является альтернативой программе создания Су-27ИБ?

- Нет. Более того, технологии, апробированные при модернизации, предполагается задействовать на этой машине. Речь идет, в частности, об отработке новых образцов высокоточного оружия, обеспечении всепогодности и круглосуточности применения. Главнокомандующий ВВС делает ставку на этот самолет, как на первый из плеяды новых авиационных комплексов, находящихся в разработке.

- Пойдет ли Су-27ИБ в серию?

- Пойдет, но серия будет небольшой.

- Каково состояние работ по самолетам пятого поколения в той части, которая относится к компетенции ВВС?

- ВВС уже имеют концепцию перспективного авиационного комплекса, промышленность с ней ознакомлена. Практически готово тактико-техническое задание (ТТЗ).

- Многие говорят о необходимости привлечения к программе разработки самолета пятого поколения иностранных партнеров. Готовы ли ВВС к этому?

- Интернационализация разработки - это и поиск источников финансирования. ВВС не против такого подхода. Более того, мы уже сейчас, готовя ТТЗ, рекомендуем промышленности формировать облик экспортного варианта.

Меня беспокоит другое: чтобы привлечь иностранцев в такую масштабную программу, их надо заинтересовать. Для этого надо показывать им наши возможности, в том числе и по модернизации техники. Россия, к сожалению, порой отстает на этих направлениях от конкурентов.

- Согласны ли ВВС на ранних этапах согласовывать требования к перспективной технике? Ведь при этом неизбежно придется приоткрывать завесу секретности над будущими комплексами.

- Здесь нет проблемы. Мы уже научились вести подобные переговоры.

- Многофункциональные самолеты потребуют многофункциональных летчиков...

- Избранная стратегия модернизации, предусматривающая поэтапное внедрение новшеств, существенно облегчает адаптацию летного состава к переоборудуемым самолетам. Летчикам необходимо освоить лишь небольшое число новых режимов. Но проблема подготовки существует, и мы знаем, как ее решать.

Во-первых, потребуется селекция летного состава, поскольку уже очевидно, что массовой переподготовки не будет, да и сумеют освоить новую технику не все.

Во-вторых, идет интенсивное создание тренажеров. Так, в ЦАГИ есть учебный комплекс, который позволяет готовить пилотов на высоком уровне. Подобную технику, конечно, нельзя поставить в каждый полк, но региональные центры создать можно.

В-третьих, планируется максимально использовать центры ВВС: липецкий, саваслейский, ахтубинский. Мы уже на ранних этапах испытаний широко привлекали летчиков оттуда к работе с новой техникой. Таким образом формируется большой отряд специалистов, которые глубоко понимают эволюцию облика машин и способны переучить строевых пилотов.

http://www.avia.ru/inter/119/

Юрий Клишин
Виктор Михайлович Комардин родился в 1952 г. Окончил Дальневосточный государственный университет в 1975 г. Работал в Институте славяноведения и балканистики, затем в Министерстве иностранных дел СССР, в системе государственных органов внешней торговли. С сентября 2000 г. - заместитель генерального директора "Промэкспорта", в январе 2001 г. назначен заместителем генерального директора "Рособоронэкспорта". Владеет тремя иностранными языками.

Сергей Сокут, Независимое военное обозрение, Март 2001 года


Док. 437586
Перв. публик.: 08.03.01
Последн. ред.: 08.04.08
Число обращений: 360

  • Клишин Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``