В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Клименко: Евроазиатский транзит Назад
Владимир Клименко: Евроазиатский транзит
Во второй половине текущего года и в 2004 году в России стартуют сразу три телекоммуникационных проекта, масштабы которых превышают даже строительство национальных сотовых сетей. Речь идет о создании вдоль всей российской территории магистральных волоконно-оптических транспортных сетей, основной задачей которых является транзит трафика из Азии в Европу. Стоимость каждого из проектов оценивается в $1 млрд и более, причем ни один из игроков не претендует на бюджетные средства. Реализация хотя бы одного из трех проектов внесет значительные коррективы в традиционные маршруты международного голосового трафика и данных, а Россию сделает законодателем моды на рынке евроазиатского телекоммуникационного транзита.

Проекты реализуют компании FTA Enterprises Ltd., "Поларнет Проект" и "Евразия Телеком". Каждая из них избрала свой путь прокладки кабеля. Например, FTA получила от РАО "ЕЭС России" эксклюзивное право прокладки волоконно-оптических кабелей вдоль российских линий электропередач (ЛЭП). Эксклюзив распространяется не на все ЛЭП энергокомпании, а лишь на один маршрут. Правда, протяженность этого маршрута составляет 24 тыс. км, что вдвое превышает размеры России с востока на запад. Помимо подвески кабеля к опорам ЛЭП FTA будет прокладывать кабель и вдоль автотрасс.
"Поларнет Проект" пошел по кардинально иному пути. Весь его магистральный кабель вдоль территории России будет проложен под водой: по дну российских арктических морей (включая море Лаптевых, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское и Берингово). Протяженность только российского участка трассы составит 6500 км.
"Евразия Телеком" еще находится в процессе выбора способа прокладки кабеля, однако в любом случае он будет прокладываться по суше.
Вся тройка не намерена ограничиваться лишь российскими территориями. Кабельная сеть FTA пройдет из Швеции через Латвию, Россию и Казахстан в Китай. "Поларнет Проект" пошел еще дальше: компания намерена связать три континента - Америку, Азию и Европу, проложив кабель по маршруту Лондон - Киркинес (Норвегия) - северные моря в границах экономической зоны Россия - Дач Харбор (Алеутские острова, США). В Дач Харборе произойдет разветвление кабельной системы на две трассы: одна пойдет до Чибо (Япония) и Шанхая (Китай), а вторая - до Портланда (США). Пока все пункты являются предположительными, так как переговоры со стратегическими партнерами и компаниями-операторами еще продолжаются. Общая протяженность кабельной системы "Поларнет Проект" составит около 18 тыс. км. "Евразия Телеком" также планирует выход на европейские и азиатские города.
Каждый из игроков де-факто представляет собой группу компаний. Наибольшее количество компаний входит в проект FTA, что расшифровывается как Fiber Trans-Asian global network (волоконная трансазиатская глобальная сеть). План создания группы разработала консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers. Помимо управляющей компании FTA Enterprises Ltd., которая зарегистрирована на Кипре, в группу входят российское ЗАО "Трон-ФТА" (юридически именно оно имеет договор на право прохода вдоль ЛЭП с РАО "ЕЭС России", а 100% акций ЗАО принадлежит FTA Enterprises Ltd.), "FTA Latvia", "FTA Казахстан" и "FTA Asia". Три последние являются дочерними компаниями в Латвии, Казахстане и Китае соответственно. Каждая из них учреждена FTA Enterprises Ltd. на паях с местными операторами (например, в Китае партнером FTA выступает локальный оператор Mentel Telecom). Кроме того, еще через одну кипрскую фирму - FTA Holding - группа владеет 22% акций шведской операторской компании Foko 16, которая занималась прокладкой кабеля на участке Швеция-Латвия. При этом FTA Holding имеет опцион на покупку всех 100% акций Foco 16. Акционерами FTA Enterprises Ltd. являются российские и иностранные частные лица.
Сеть "Поларнет" создается двумя компаниями: российским ЗАО "Поларнет Проект" и британской фирмой Polarnet Project Ltd. (Лондон). Владельцы обеих компаний в значительной степени совпадают и в основном являются российскими структурами и частными лицами.
В консорциум "Евразия Телеком", помимо одноименной управляющей компании, входят ЗАО "Евразия Телеком РУ" и ЗАО "Евразия Телеком Сети" (оба - Москва), а также ЗАО "Евразия Телеком-Сеть" и ЗАО "Евразия Телеком-Один" (оба - Петербург).

Доказательная база
Несмотря на разные маршруты и способы прокладки волоконно-оптического кабеля, идеология проектов FTA, "Поларнет" и "Евразия Телеком" схожа: они хотят замкнуть телекоммуникационный транзит Азия - Европа по кратчайшему пути - через территорию России, тогда как сейчас весь этот трафик идет через Северную Америку. Инициаторы всех проектов отмечают, что сегодня Европу и Америку, а также Америку с Азией связывают многочисленные волоконно-оптические кабели. Пропускная способность этих магистралей исчисляется единицами и десятками Тбит/с. "На территории России эти мощные информационные потоки превращаются в тоненькие ручейки, - говорит генеральный директор группы компаний "Евразия Телеком" Андрей Галенко. - Достаточно взглянуть на карту пропускной способности мировых сетей, чтобы понять, что сегодня весь трафик из Европы в Азию и обратно идет через Северную Америку".
Появление трансроссийской кабельной магистрали позволит замкнуть мировое телекоммуникационное кольцо, что не только удешевит транзит евроазиатского трафика, но и повысит надежность услуг передачи данных за счет появления альтернативного маршрута. Кроме того, российские проекты помогут повысить качество мировых услуг связи: сегодня слишком длинный путь приводит к большим временным задержкам при передаче трафика из Азии в Еворпу и обратно, что особенно критично для транзита голосового трафика и интернета.
"Сегодня крупные телекоммуникационные компании активно работают над созданием мирового кольца связи, соединяющего Европу, Азию и Америку. Однако если на направлениях Европа - Америка и Америка - Азия уже построено достаточно большое количество морских кабельных линий связи, то имеющаяся емкость линий на направлении Европа - Азия невелика, и уже в ближайшее время не сможет обеспечить быстро растущий международный инфотелекоммуникационный трафик", - отмечает первый заместитель генерального директора "Поларнет Проекта" Валерий Кириченко.
Председатель совета директоров FTA Enterprises Ltd. Владимир Клименко подчеркивает: "Технические возможности передачи трафика из Гонконга в Европу на сегодняшний день исчерпаны. Существующие кабельные системы уже забиты. При этом только за 2002 год международный трафик из Гонконга (включая голос, данные и интернет-трафик) возрос в 8 раз". В беседе с корреспондентом "Стандарта" Владимир Клименко добавил, что из-за кризиса в мировом секторе высоких технологий многие телекоммуникационные проекты не финансировались, поэтому существующие кабельные системы (через Тихий и Индийский океаны) долгое время не расширялись.
Еще одной чертой сходства проектов FTA, "Поларнет" и "Евразия Телеком" является намерение их инициаторов использовать передающее оборудование DWDM, позволяющее передавать по одному оптическому волокну сразу несколько независимых потоков информации, каждый на своей длине волны. Технология DWDM позволяет довести пропускную способность одного волокна до десятков и даже сотен Тбит/с.

Длинные корни
Проекты транс-российских кабельных проектов родились не вчера. Генеральный директор FTA Enterprises Ltd. Андрей Маленко отмечает, что идея проложить магистральный кабель через всю Россию с запада на восток возникла еще в конце 1970-х годов, и Минсвязи СССР даже обсуждало этот проект. После крушения Советского Союза аналогичные попытки несколько раз предпринимали зарубежные компании, но никто из них не смог найти способ прохождения через всю российскую территорию.
Первый заместитель генерального директора "Поларнет Проекта" Валерий Кириченко говорит, что идея прокладки подводного кабеля между Россией и США также появилась около 15 лет назад. На государственном уровне тогда даже было сделано техническое обоснование проекта, а для прокладки кабеля предлагалось использовать подводную лодку. "Однако про эту идею вскоре забыли: проект был очень дорогостоящим, строительные работы по проекту требовали 4-5 лет, а для эксплуатации и поддержки подводной кабельной системы нужно было построить целый комплекс", - вспоминает Валерий Кириченко.
Сегодня, 15-20 лет спустя, идеи связать телекоммуникационные сети Азии с Европой через российские земли и территориальные воды начали воплощаться. Впервые о них снова заговорили в 2000 году, но понадобилось еще три года на подготовительные мероприятия, проектирование и согласования.
"Но мы пошли дальше, чем обсуждалось в конце 1970-х: теперь идея заключается в том, чтобы объединить в единую сеть три крупнейших мировых рынка связи - Америки, Европы и Азии. Учитывая выгодное географическое расположение России, мировое телекоммуникационное кольцо может быть достаточно быстро и оптимально замкнуто на участке Европа - Азия при прокладке кабеля по северным и дальневосточным морям в границах российской исключительной экономической зоны", - говорит Валерий Кириченко. Например, протяженность кабеля Лондон - Токио в сети "Поларнет" будет в 2,5 раза короче, чем в существующих сегодня магистралях, которые идут по маршруту Лондон - Нью-Йорк - Портланд - Токио.
FTA также реализует старый проект на новом уровне. В декабре 2000 года FTA Enterprises в лице своей "дочки" ЗАО "Трон-ФТА" подписало с РАО "ЕЭС России" договор о выделении эксклюзивного маршрута через всю территорию России для подвески волоконно-оптического кабеля вдоль ЛЭП.

Первые шаги
Из трех проектов пока к строительству приступил лишь FTA. Летом 2002 года было начато строительство первого участка сети: Стокгольм - остров Готланд (Швеция) - Вентспилс (Латвия). Для сети FTA этот маршрут по-своему уникален: это единственный подводный участок во всем проекте.
В прокладке кабеля на этом маршруте приняли участие телекоммуникационная компания Stokab, принадлежащая муниципалитету Стокгольма, и созданная специально для этого проекта компания Foco 16. Основной акционер компании - бывший управляющий директор Stokab Андерс Комстедт, которому принадлежит 69,9% акций Foco 16 (как уже отмечалось, еще 22% принадлежит группе FTA); еще 8,1% акций Foko 16 принадлежит неназванной шведской инвестиционной группе.
Исследовательские работы по балтийской части проекта начались в мае 2002 года. Проект состоит из двух частей - участок от Стокгольма до острова Готланд построила Stokab, а от Готланда до латвийского Вентспилса кабель прокладывала Foco 16. Stokab вложила $10 млн из собственных средств, а деньги для латвийской части Foco 16 привлекла в виде кредитов от консорциума банков под гарантии FTA. Общая стоимость работ и кабеля, без учета наземных объектов связи, превысила $20 млн. Поставщиком волоконно-оптического кабеля выступила американская фирма Corning.
По словам Владимира Клименко, в ближайшее время будет проложен еще один фрагмент кабеля - Вентспилс - Рига - длиной 180 км. Сейчас FTA завершает переговоры о совместной реализации проекта с одной частной латвийской компанией. После этого предполагается установка передающего оборудования на всем участке Стокгольм - Рига. Скорее всего, до конца 2003 года начнется прокладка кабеля по всему маршруту - от Риги до Гонконга. "Велика вероятность того, что мы начнем прокладку кабеля до Гонконга уже этой осенью", - прогнозирует председатель совета директоров FTA.
По оценке FTA, для запуска линии на всей протяженности от Стокгольма до Гонконга потребуется всего от 6 до 9 месяцев. Все договоренности с местными партнерами уже существуют, а предложения по поставке волоконно-оптического кабеля и передающего оборудования уже представили Corning, Siemens и Ericsson. Дело за малым: компании осталось завершить переговоры с инвесторами проекта.
Интересно, что за время переговоров с инвесторами проект подешевел в разы. Если 1-2 года назад FTA оценивала свои потребности в инвестициях на уровне $1 млрд, то сейчас компании требуется $250-300 млн. "За последние пару лет цены на оптоволокно и прокладку кабеля упали примерно в 2,5 раза", - объясняет Владимир Клименко. FTA также сократила объем запланированных работ на территории Казахстана.
Для запуска проекта FTA нужна еще более скромная сумма: $50-60 млн. Она позволит создать первую очередь сети на всей протяженности от Стокгольма до Гонконга, правда, с минимальной емкостью и при отсутствии резервирования. По состоянию на июль 2003 года, FTA рассматривала два предложения: от американской и от российской инвестиционных групп, названия которых не раскрываются.

Морская разведка
"Поларнет" потратил почти два года на проведение изысканий. Генподрядчиком проведения изыскательских работ в российской экономической зоне выступает ОАО "ЛенморНИИпроект", а работы проводились на российских исследовательских судах с привлечением мощных ледоколов.
В течение лета и осени 2002 года основная часть работ проводилась на гидрографических судах "Петр Котцов" и "Николай Коломийцев". Первое вышло из Архангельска и вело исследования в Баренцевом и Карском морях, а второе стартовало во Владивостоке и обследовало Берингово море. На каждом из судов работали группы российских и зарубежных специалистов, численностью примерно по 30 человек. Целью морских экспедиций были геологические, гидрографические и гидрометеорологические изыскания с целью подготовить данные для прокладки кабеля и его защиты. Согласно техническому заданию "Поларнет", исследователи должны были выяснить не только рельеф дна, но и физико-химические характеристики грунтов. Ученые изучили особенности морского дна в полосе шириной 1 км по всей длине трассы, провели сейсмопрофилирование для изучения характеристик грунта и выявили оптимальный способ укладки кабеля.
В течение лета 2003 года "Поларнет" проведет вторую часть изыскательских работ на самом сложном участке будущей кабельной трассы: в восточной части Карского моря, в море Лаптевых и Восточно-Сибирском море. Протяженность этого участка - 2300 миль. Для этого будет использован мощный ледокол.
Владимир Клименко из FTA отмечает, что прокладка подводного кабеля сопряжена с многочисленными трудностями. "Проложив небольшой по длине подводный кабель Стокгольм - Вентспилс, мы столкнулись с проблемами, - говорит он. - Морское дно - не ровный песочек: часто на нем встречаются скальные рифы, которые могут стать причиной обрыва кабеля". Владимир Клименко также подчеркивает, что при организации выхода подводного кабеля на берег требуется оформление огромного количества документов. "Мы потратили на бумаги несколько месяцев, хотя изначально не ожидали такой волокиты", - сетует председатель совета директоров FTA.
"Мы старались проектировать путь для прокладки подводного кабеля без скал, - сообщил корреспонденту "Стандарта" Валерий Кириченко. - В тех районах, где имеется судоходство или производится лов рыбы, кабель будет заглублен в морское дно. В общей сложности это будет сделано на протяжении нескольких тысяч километров".
Выходов на российскую территорию подводного кабеля "Поларнета" на первом этапе не планируется. Лишь впоследствии компания рассчитывает вывести кабель на сушу, состыковав его с существующими сетями либо построив сухопутный участок. Наиболее вероятными вариантами является стык с Балтийской кабельной системой (совместный проект "Ростелекома" и TeliaSonera International Carrier) или строительство новой кабельной линии Киркинес (Норвегия) - Мурманск - Петербург - Москва.
По информации Валерия Кириченко, начало прокладки кабеля запланировано на лето 2004 года, а вся сеть будет построена в 2004-2005 годах. Подводный кабель станут прокладывать с морского судна. Окончательная стоимость проекта определится с учетом морских экспедиций этого лета, однако его инициаторам уже очевидно, что затраты превысят $1 млрд. "Через каждые 40-50 км в море установят подводные усилители, каждый стоимостью $1 млн", - объясняет Валерий Кириченко. Сейчас "Поларнет Проект" завершает тендер на поставку кабеля и телекоммуникационного оборудования, итоги которого будут подведены через 3 месяца. Менеджмент "Поларнета" заявляет, что потенциальные инвесторы проекта уже существуют, и сейчас с ними заканчиваются переговоры.
"Евразия Телеком" также планирует начать работу осенью 2003 года, но пока предпочитает не разглашать свои планы. Известно лишь, что компания собирается применить технологию Ethernet, по которой обычно создаются локальные компьютерные сети. Это позволит оператору предоставлять каждому клиенту скорость доступа 10/100 Мбит/с. Создание Ethernet-сети в масштабах целой страны не выглядит утопией. В США уже действует аналогичная сеть, которую создала компания Cogent Communications, Inc. Протяженность этой волоконно-оптической сети превышает 20 тыс. км; она охватывает всю территорию США и использует системы передачи DWDM. Среди услуг Cogent Communications - выделенный доступ в интернет со скоростью 100 Мбит/с.

Бархатная конкуренция
Несмотря на то, что потенциальная клиентская база FTA, "Поларнет" и "Евразия Телеком" в значительной степени пересекаются, компании пока не видят друг в друге конкурентов. "О конкуренции можно будет говорить, когда все игроки хотя бы начнут строительство, - говорит Владимир Клименко. - Но и этого мало. Главный вопрос в том, чтобы договориться о системе оплаты и прохождения платежей со всеми странами, через которые проходит магистральный кабель".
На рынке уже существуют два оператора, де-факто имеющие канальные емкости из Азии в Европу через российскую территорию. Это национальный оператор ОАО "Ростелеком" и ЗАО "Компания ТрансТелеКом". Обе компании также декларируют желание работать на рынке транзита евроазиатского трафика, но пока ни одна из них не может похвастаться значительными результатами. "Мы давно и последовательно реализуем идею транзита трафика через нашу сеть на маршруте Москва - Хабаровск, правда она не везде резервирована и далеко не вся построена с использованием волоконно-оптических кабелей, но мы над этим работаем. Постепенно по всей трассе организуется дублирование и прокладка оптоволокна. Кроме того, в июле мы запустили оборудование DWDM на участке Москва - Смара", - сообщили корреспонденту "Стандарта" в пресс-службе "Ростелекома". Представитель пресс-службы признал, что пока транзитные мощности "Ростелекома" недогружены. "В ближайшее время мы способны удовлетворить все запросы на транзит трафика из Азии в Европу, - продолжил собеседник "Стандарта" в пресс-службе "Ростелекома", и мы не понимаем, зачем нужны другие игроки в этом сегменте".
"Сегодня телекоммуникационная отрасль не только является ключевой в развитии национальных экономик. Очевидно, что без новых передовых средств связи не обеспечить устойчивого развития цивилизации и сближения народов, - сказал президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом" Сергей Липатов. - Самая современная и масштабная на сегодня волоконно-оптическая сеть, построенная нашей компанией, вносит существенный вклад в улучшение информационного обмена между странами. Наша сеть обеспечивает выходы на сети Белоруссии, Украины, Казахстана, стран Балтии, Финляндии, Монголии и Китая". В начале июля 2003 года "ТрансТелеКом" подписал соглашение по взаимному предоставлению услуг связи с национальным оператором Узбекистана "Узбектелеком". Стороны договорились установить соединение между своими сетями. В "ТрансТелеКоме" предпочитают не комментировать планы консорциумов FTA, "Поларнет" и "Евразия Телеком", намекая, что до запуска их сетей еще очень далеко.

Стандарт No3 (15), июль-август 2003

http://www.comnewsgroup.ru/index.cfm?id=7164

Леонид Коник


Док. 437559
Перв. публик.: 08.08.03
Последн. ред.: 08.04.08
Число обращений: 449

  • Клименко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``