В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Клименко: Пять сетей сквозь Россию Назад
Владимир Клименко: Пять сетей сквозь Россию
В 2004 г. в России в полном объеме стартуют сразу три телекоммуникационных проекта, масштабы которых превышают даже строительство национальных сотовых сетей. Речь идет о создании вдоль всей российской территории магистральных волоконно-оптических транспортных сетей, основной задачей которых является транзит трафика из Азии в Европу. Стоимость каждого из проектов оценивается в $1 млрд и более. К середине 2004 г. и национальный оператор "Ростелеком" намерен достроить мощную трансроссийскую сеть передачи данных. И, наконец, "ТрансТелеКом" также хочет выйти на рынок евроазиатского транзита трафика: пока этот сектор закрыт для него в силу лицензионных ограничений, но новый закон "О связи" способен либерализовать этот рынок. Реализация хотя бы одного из проектов внесет значительные коррективы в традиционные маршруты международного голосового трафика и данных, а Россию сделает законодателем моды на рынке евроазиатского телекоммуникационного транзита.

Новые коммерческие проекты реализуют компании FTA Enterprises Ltd., "Поларнет Проект" и "Евразия Телеком". Каждая из них избрала свой путь прокладки кабеля. Например, FTA получила от РАО "ЕЭС России" эксклюзивное право прокладки волоконно-оптических кабелей вдоль российских линий электропередач (ЛЭП). Эксклюзив распространяется не на все ЛЭП энергокомпании, а лишь на один маршрут. Правда, протяженность этого маршрута составляет 24 тыс. км, что вдвое превышает размеры России с востока на запад. Помимо подвески кабеля к опорам ЛЭП FTA будет прокладывать кабель и вдоль автотрасс.
"Поларнет Проект" пошел по кардинально иному пути. Весь его магистральный кабель вдоль территории России будет проложен под водой: по дну российских арктических морей (включая море Лаптевых, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское и Берингово). Протяженность только российского участка трассы составит 6500 км.

"Евразия Телеком" будет тянуть кабель по суше, причем помимо собственного строительства компания намерена использовать и чужие кабельные мощности (например, "дочек" РАО "ЕЭС).
Вся тройка не намерена ограничиваться лишь российскими территориями. Кабельная сеть FTA пройдет из Швеции через Латвию, Россию и Казахстан в Китай. "Поларнет Проект" пошел еще дальше: компания намерена связать три континента - Америку, Азию и Европу, проложив кабель по маршруту Лондон - Киркинес (Норвегия) - северные моря в границах экономической зоны Россия - Дач Харбор (Алеутские острова, США). В Дач Харборе произойдет разветвление кабельной системы на две трассы: одна пойдет до Чибо (Япония) и Шанхая (Китай), а вторая - до Портланда (США). Пока все пункты являются предположительными, так как переговоры со стратегическими партнерами и компаниями-операторами еще продолжаются. Общая протяженность кабельной системы "Поларнет Проект" составит около 18 тыс. км. "Евразия Телеком" также планирует выход на европейские и азиатские города.

Каждый из игроков де-факто представляет собой группу компаний. Наибольшее количество компаний входит в проект FTA, что расшифровывается как Fiber Trans-Asian global network (волоконная трансазиатская глобальная сеть). План создания группы разработала консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers. Помимо управляющей компании FTA Enterprises Ltd., которая зарегистрирована на Кипре, в группу входят российское ЗАО "Трон-ФТА" (юридически именно оно имеет договор на право прохода вдоль ЛЭП с РАО "ЕЭС России", а 100% акций ЗАО принадлежит FTA Enterprises Ltd.), FTA Latvia, "FTA Казахстан" и FTA Asia. Три последние являются дочерними компаниями в Латвии, Казахстане и Китае соответственно. Каждая из них учреждена FTA Enterprises Ltd. на паях с местными операторами (например, в Китае партнером FTA выступает локальный оператор Mentel Telecom). Акционерами FTA Enterprises Ltd. являются российские и иностранные частные лица.
Сеть "Поларнет" создается двумя компаниями: российским ЗАО "Поларнет Проект" и британской фирмой Polarnet Project Ltd. (Лондон). Владельцы обеих компаний в значительной степени совпадают и в основном являются российскими структурами и частными лицами.

В консорциум "Евразия Телеком", помимо одноименной управляющей компании, входят ЗАО "Евразия Телеком РУ" и ЗАО "Евразия Телеком Сети" (оба - Москва), а также ЗАО "Евразия Телеком-Сеть" и ЗАО "Евразия Телеком-Один" (оба - Петербург).
Несмотря на разные маршруты и способы прокладки волоконно-оптического кабеля, идеология всех трансроссийских кабельных проектов схожа: они хотят замкнуть телекоммуникационный транзит Азия - Европа по кратчайшему пути - через территорию России, тогда как сейчас весь этот трафик идет через Северную Америку. Инициаторы всех проектов отмечают, что сегодня Европу и Америку, а также Америку с Азией связывают многочисленные волоконно-оптические кабели. Пропускная способность этих магистралей исчисляется единицами и десятками Терабит/с. При этом через российскую территорию идут каналы с мощностью в тысячи раз меньше.

"Сегодня крупные телекоммуникационные компании активно работают над созданием мирового кольца связи, соединяющего Европу, Азию и Америку. Однако если на направлениях Европа - Америка и Америка - Азия уже построено достаточно большое количество морских кабельных линий связи, то имеющаяся емкость линий на направлении Европа - Азия невелика, и уже в ближайшее время не сможет обеспечить быстро растущий международный инфотелекоммуникационный трафик", - отмечает первый заместитель генерального директора "Поларнет Проекта" Валерий Кириченко.

Еще одной чертой сходства всех кабельных проектов является намерение их инициаторов использовать передающее оборудование DWDM, позволяющее передавать по одному оптическому волокну сразу несколько независимых потоков информации, каждый на своей длине волны. Технология DWDM позволяет довести пропускную способность одного волокна до десятков и даже сотен Терабит/с.

"Ростелеком" построит мощную сеть на базе технологии DWDM к середине 2004 г. В июле он запустил DWDM на магистральной линии Москва - Самара. Поставщиком аппаратуры передачи данных выступила китайская корпорация Huawei Technologies. С тех пор "Ростелеком" провел серию тендеров на поставки DWDM-оборудования для установки по всей России. Поставщиком оборудования для DWDM-сети Самара - Новосибирск стала Huawei, контракт на участок Новосибирск - Хабаровск выиграл Siemens, а трасса Москва - Новороссийск будет оснащена аппаратурой NEC. Еще ранее, в начале 2003 г., заработал участок сети Кингисепп - Петербург - Москва под названием "Балтийская кабельная сеть" (БКС). "Ростелеком" строил БКС в партнерстве с TeliaSonera International Carrier. Таким образом, к середине 2004 г. "Ростелеком" станет обладателем DWDM-сети от Швеции до Китая. Кроме того, линия Москва - Новороссийск даст компании доступ в Турцию и Италию.

Из альтернативных проектов пока к строительству приступили лишь FTA и "Евразия Телеком". FTA к концу 2003 г. проложила первый участок сети: Стокгольм - остров Готланд (Швеция) - Вентспилс (Латвия). Для сети FTA этот маршрут по-своему уникален: это единственный подводный участок во всем проекте. По словам председателя совета директоров FTA Enterprises Ltd. Владимира Клименко, в ближайшее время будет проложен еще один фрагмент кабеля - Вентспилс - Рига - длиной 180 км. Сейчас FTA завершает переговоры о совместной реализации проекта с одной частной латвийской компанией. Скорее всего, до конца 2003 г. начнется прокладка кабеля по всему маршруту - от Риги до Гонконга.

"Евразия Телеком" в конце сентября завершила первый этап создания своей трансроссийской сети. Созданная ею широкополосная сеть связи охватывает Москву, Петербург, Тверь, Великий Новгород и соединяется с телекоммуникационными центрами Европы. Компания уже вложила около $5 млн в создание широкополосной сети связи Москва - Петербург - Стокгольм. В ближайшие три года планируется инвестировать еще $15 млн в дальнейшее развитие проекта. Основными потребителями услуг "Евразия Телеком" станут корпоративные клиенты. В ближайших планах "Евразии Телеком" - расширение европейской части телекоммуникационного моста и начало строительства азиатского направления.

Первый заместитель
генерального директора ЗАО "Поларнет Проект" Валерий Кириченко:

"Идея прокладки подводного кабеля между Россией и США также появилась около 15 лет назад. На государственном уровне тогда даже было сделано техническое обоснование проекта, а для прокладки кабеля предлагалось использовать подводную лодку. Но мы пошли дальше, чем обсуждалось в конце 1970-х: теперь идея заключается в том, чтобы объединить в единую сеть три крупнейших мировых рынка связи - Америки, Европы и Азии. Учитывая выгодное географическое расположение России, мировое телекоммуникационное кольцо может быть достаточно быстро и оптимально замкнуто на участке Европа - Азия при прокладке кабеля по северным и дальневосточным морям в границах российской исключительной экономической зоны. Через каждые 40 - 50 км в море установят подводные усилители, каждый стоимостью $1 млн".

Генеральный директор ОАО "Ростелеком"
Дмитрий Ерохин:

"Мы активно строим телекоммуникационный мост Европа - Азия. Мы уже довели современную DWDM-сеть от западной границы до Москвы, а летом 2003 г. запустили второй участок, оснащенный DWDM-оборудованием - Москва - Самара. Сейчас заканчиваются работы на третьем участке магистрали - Самара - Новосибирск. Далее мы построим DWDM-сеть Новосибирск - Хабаровск и доведем ее до границы с Китаем. Одновременно с этим мы устанавливаем DWDM-оборудование на участке Москва - Новороссийск, строим новые волоконно-оптические линии для резервирования и кольцевания. К примеру, существующий у нас выход к западным границам по пути Москва - Петербург - Кингисепп мы намерены обеспечить резервной DWDM-линией Москва - Смоленск - Кингисепп, которую мы построим к середине 2004 г. От волоконно-оптической линии Москва - Новороссийск мы уже организовали переход на Казахстан (через Ростов-на-Дону, Элисту и Астрахань). Сейчас в стадии строительства находится еще один международный переход: Элиста - Махачкала - Азербайджан. Мы стремительно движемся к тому, чтобы уже в следующем году стать одним из ключевых мировых игроков на рынке транзита трафика из Европы в Азию".

Председатель совета директоров FTA Enterprises Ltd. Владимир Клименко:

"Технические возможности передачи трафика из Гонконга в Европу на сегодняшний день исчерпаны. Существующие кабельные системы уже забиты. При этом только за 2002 год международный трафик из Гонконга (включая голос, данные и интернет-трафик) возрос в 8 раз. Из-за кризиса в мировом секторе высоких технологий многие телекоммуникационные проекты не финансировались, поэтому существующие кабельные системы (через Тихий и Индийский океаны) долгое время не расширялись".

Генеральный директор группы компаний
"Евразия Телеком"
Андрей Галенко:

"Сегодня Европу и Америку, а также Америку с Азией связывают многочисленные волоконно-оптические кабели. Пропускная способность этих магистралей исчисляется единицами и десятками Тбит/с. На территории России эти мощные информационные потоки превращаются в тоненькие ручейки. Достаточно взглянуть на карту пропускной способности мировых сетей, чтобы понять, что сегодня весь трафик из Европы в Азию и обратно идет через Северную Америку".

Президент ЗАО "Компания ТрансТелеКом" Сергей Липатов:

"Последний год наглядно доказал, что на российском рынке появилась крупная компания нового типа. Компания ТрансТелеКом продемонстрировала возможность эффективного сочетания двуединых функций: инфокоммуникационного обеспечения деятельности российских железных дорог и решения коммерческих задач. Достижения нынешнего года показали: наша компания уверенно заняла место в клубе грандов телекоммуникационного рынка. Сформировался новый облик "Компании ТрансТелеКом - компании интеллектуальной, ориентированной на самые современные услуги, имеющей четкую рыночную стратегию, не пытающейся конкурировать с традиционными операторами телефонной связи".

Стандарт No6 (18), декабрь 2003

http://www.comnews.ru/index.cfm?id=10198

Леонид Коник


Док. 437557
Перв. публик.: 08.12.03
Последн. ред.: 08.04.08
Число обращений: 349

  • Клименко Владимир Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``