В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Медведев и частная собственность Назад
Дмитрий Медведев и частная собственность
Мы продолжаем анализировать ответы избранного Президента России Дмитрия Медведева в его беседе с Николаем Сванидзе. На этот раз разговор пойдёт о частной собственности.

Николай Сванидзе сформулировал свой первый вопрос-утверждение на эту тему следующим образом:
"Частная собственность. Это ключевое понятие. И оно в нашей стране нельзя сказать чтобы на данный момент прижилось очень успешно. Ваше отношение".

Дмитрий Медведев согласился с тем, что это "очень важная тема" и даже высказал предложение о том, что неплохо бы "возродить общественную дискуссию на эту тему".

Поскольку по утверждению древних "только в спорах рождается истина", то это предложение Дмитрия Медведева заслуживает внимания. Спектр мнений об отношении к частной собственности в нашей стране весьма широк - от чрезмерного благоговения до полного отрицания. Значит, истина где-то посередине. Но послушаем, что думает на эту сам Дмитрий Медведев.

Сделав экскурс в историю частной собственности в России и во многих европейских государствах, Дмитрий Медведев констатировал, что "у частной собственности в России отдельная судьба". В отличие от Европы, где появление "развитой системы частной собственности и развитого набора демократических институтов" шло рука об руку, у нас сначала была частная собственность, но не было демократии, потом не стало ни того, ни другого, и только последние лет двадцать появилось и то и другое.

Исходя из этих обстоятельств Дмитрий Медведев делает следующий вывод:
"Понимание ценности частной собственности у нас абсолютно не достигло того уровня, который должен быть в развитом государстве, в развитом обществе. Поэтому для многих людей до сих пор частная собственность есть синоним мошенничества, тяжёлой жизни, эксплуатации человека человеком".

Это действительно мнение большинства населения России по результатам многих социологических опросов самых разных социологических служб. Дмитрия Медведева поражает, что это "характерно не только для старшего поколения, но и для людей среднего возраста". Он считает, что превалирование этого мнения происходит из-за того, "что не было понимания того, что вообще такое частная собственность. Люди жили в плену иллюзии, что всякая собственность создается государством, государством же регулируется и государству должна принадлежать".

Можно согласится с этим мнением Дмитрия Медведева, но можно и поспорить. Да, фабрики, заводы, пароходы в результате приватизации попали в руки небольшой кучки людей, приближённых к тогдашней власти, но с другой стороны в результате бесплатной приватизации квартир и передачи земель в собственность колхозникам и садоводам миллионы людей как раз пожилого и среднего возраста стали настоящими частными собственниками. Может быть, не все осознали это в полной мере или приняли этот дар как само собой разумеющее. Всё-таки в Советском Союзе люди пользовались правом личной, как она называлась, собственности и передавали детям и дома , и дачи и квартиры в жилищных кооперативах. Сейчас понимание ценности права частной собственности растёт, особенно с повсеместным ростом цен на жильё. Действительно, здесь есть о чём подискуссировать. Однако, послушаем Дмитрия Медведева.

А он, как профессиональный юрист, даёт чёткое определение собственности:
"А собственность, как известно, покоится на разграничении моего и твоего. По своей природе всякая собственность может быть только частной".

Тут его прерывает Николай Сванидзе, пытаясь привлечь к беседе мнение Карла Маркса:
"Государство есть частная собственность бюрократии, говорил Маркс".

Но Дмитрий Медведев упорно гнёт свою линию и продолжает:
"Но я о более глубинных вещах. Собственность - по своей правовой природе частная категория, потому что она разграничивает имущество разных лиц - государства, компаний, граждан. Для правовых целей даже государственная собственность по отношению к отдельному гражданину или компании выступает как частная. И защищается в суде универсальными способами. Если допустить иное, можно прийти к дурацкому выводу, что каждый из нас имеет право требовать выделения ему части государственной собственности. Ценность права частной собственности требует популяризации в нашей стране".

Этим профессиональным юридическим определением собственности Дмитрий Медведев ставит точку в дискуссии о своём понимании собственности. Но дорого стоит фразочка о "дурацком выводе" - это явно выпад в адрес коммунистов с их лозунгом "всё отнять и поделить". Уже отнимали и делили - только ничего хорошего из этого не получилось.

О советском периоде нашей истории, 90-х годах новой России и о частной собственности и говорит Дмитрий Медведев, резюмируя свой ответ:
"В советский период не было частной собственности в узком смысле этого слова. Даже термин "частная" стыдливо заменили на "личная". А начиная с 90-х годов частная собственность оказалась заложником жёстких реформ, революционных преобразований, которые шли в экономике. Той приватизации, которая происходила в стране и которая для подавляющего большинства наших людей оставила осадок чудовищной несправедливости. К сожалению, это отразилось на отношении к частной собственности. Потому что для многих людей частная собственность и результаты приватизации совпали. У многих людей возникло ощущение, что у них что-то украли. И эмоциональные последствия этих событий нам придется преодолевать ещё не один год".

Про "осадок чудовищной несправедливости" Дмитрий Медведев абсолютно прав - недаром Чубайс для абсолютного большинства народа стал синонимом вора, бандита и мошенника. И народ долго будет помнить про "ваучеры и две волги".

Но, несмотря на это, Дмитрий Медведев уверен в необходимости уважать, ценить и защищать право частной собственности:
"Тем не менее частная собственность - крайне важная конструкция. Она относится к фундаментальному набору прав человека. Если мы не научимся ее уважать и защищать, как это делают во всем мире, мы так и будем пребывать в отсталости и запустении".

Хочешь, не хочешь, но приходится соглашаться с Дмитрием Медведевым. Один раз мы уже шли не в ногу с остальным миром. Для России этого исторического периода хватило - давайте попробуем другой путь.

Лев Иванов - руководитель Департамента Института развития гражданского общества и местного самоуправления.

08 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru







Док. 437522
Опублик.: 08.04.08
Число обращений: 113

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Сванидзе Николай Карлович
  • Иванов Лев Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``