В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Заварзин: Поправки в Закон `О воинской обязанности и военной службе` не противоречат Конституции Назад
Виктор Заварзин: Поправки в Закон `О воинской обязанности и военной службе` не противоречат Конституции
21 марта Государственной Думой во втором чтении был принят проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". В тексте закона устраняется ошибка, допущенная в пункте 2 статьи 10 названного Федерального закона, касающаяся срока выезда с места жительства или места пребывания, при котором у граждан возникает обязанность сообщить в военный комиссариат о своем выезде с места жительства или места пребывания в период проведения призыва, а также устанавливается минимальный срок выезда, при котором такая обязанность возникает.

Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин:

- Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" уже установлено, что граждане, состоящие на воинском учете (включая и тех, кто подлежит призыву), выезжающие на новое место жительство или место пребывания более чем на 3 месяца, обязаны сняться с воинского учета и встать на воинский учет по прибытию на новое место.

То есть такие граждане, должны не просто сообщить о своем выезде, а лично явиться в военный комиссариат для снятия с воинского с учета, а по месту прибытия лично явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Это норма действует с 1998 года и никогда вопросов не вызывала.

В то же время, как это зафиксировано в действующей редакции пункта 2 той же статьи, граждане, подлежащие призыву, выезжающие в период призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат.

Другими словами, в пункте 2 статьи 10 попросту допущена техническая ошибка, исказившая смысл этой нормы во взаимосвязи с другими: граждане, подлежащие призыву и выезжающие в период призыва с места жительства на срок более 3 месяцев, должны просто сообщить об этом в военный комиссариат, хотя при этом они же обязаны сняться с воинского учета, что делается только при личном посещении военного комиссариата.

Совершенно очевидно, что речь в этом пункте, являющемся исключением из общего правила, должна была изначально (при проектировании нормы в 1998 году) вестись не о сроке более 3 месяцев, а о сроке менее 3 месяцев.

Учитывая это, законопроект, устраняя указанную ошибку, распространяет пункт 2 статьи 10 на граждан, подлежащих призыву, которые в период призыва выезжают с места жительства именно на меньший, чем 3 месяца, срок (столько длится призыв граждан на военную службу). В противном случае, эта норма лишена смысла.

Но если мы говорим о сроке, меньшем, чем три месяца, то не можем не сказать и о том, а каков при этом должен быть минимальный срок выезда: день, два, три или 2 месяца.

Законопроект устанавливает этот минимальный срок выезда - 15 дней, а в случае, если до окончания призыва остается менее 15 дней, - этот срок будет равным или меньшим срока, оставшегося до окончания призыва.

В итоге законопроект, принятый во 2 чтении, дает ответы на следующие вопросы.

На кого распространяется указанная норма? На граждан в возрасте от 18 до 27 лет, обязанных состоять на воинском учете, и при этом не пребывающих в запасе, т.е. на граждан, подлежащих призыву. Под действие нормы не попадают граждане, которые освобождены или имеют отсрочку от призыва на военную службу.

Суть обязанности и когда она возникает? Указанные граждане должны лично сообщить в военный комиссариат о своем выезде, если такой выезд осуществляется в период проведения призыва, и составляет от 15 дней до 3 месяцев, а в случае, если до окончания призыва остается менее 15 дней, - на срок, равный или меньший срока, оставшегося до окончания призыва.

В какой форме граждане обязаны сообщить о своем выезде? О своем выезде граждане обязаны сообщить лично. Форма такого сообщения в Федеральном законе не оговаривалась изначально (с 1998 года) и законопроектом специально не оговаривается. Поэтому граждане могут сообщать в военный комиссариат о своем выезде как угодно: непосредственно придя в военный комиссариат, либо в письменной форме, либо по телефону. Этим данная норма принципиально отличается от процедуры снятия с воинского учета, при которой гражданин обязан лично явиться в военный комиссариат.

Обязаны ли граждане сообщать место, куда они выезжают? Место, куда граждане, подлежащие призыву, выезжают в период призыва, они по Закону сообщать не обязаны. Речь идет только о периоде отсутствия гражданина по месту жительства.

Может ли военный комиссариат запретить выезд гражданина? Не может. Законопроектом такого права военным комиссариатам не дано. В противном случае это было бы нарушением конституционного права гражданина на свободу передвижения. Речь идет об уведомительном, а не о разрешительном порядке.

Для чего вообще необходима такая информация военным комиссариатам? Что касается данного законопроекта, то он решает узкий, специфический круг вопросов. Данным законопроектом ответственность за несообщение гражданином в военный комиссариат о своем выезде не устанавливается. Не это являлось целью и предметом законопроекта.

Информация о гражданах, выезжающих в период призыва, военным комиссариатам нужна для определения количества граждан, которых можно призвать на военную службу в текущий период призыва, а также для изменения даты призыва конкретного гражданина.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=129294

Док. 435943
Перв. публик.: 01.04.08
Последн. ред.: 02.04.08
Число обращений: 188

  • Заварзин Виктор Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``