В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Карасин: Замглавы МИД России: мы, естественно, за честные и прозрачные выборы Назад
Григорий Карасин: Замглавы МИД России: мы, естественно, за честные и прозрачные выборы
Интервью статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина РИА Новости в преддверии президентских выборов 19 марта в Белоруссии и парламентских выборов 26 марта на Украине.

Россия неоднократно выступала с критикой позиций ОБСЕ при мониторинге за выборами на постсоветстком пространстве. Делала ли Россия конкретные предложения ОБСЕ договориться о единых критериях оценки мониторинга за выборами? Почему не удается выработать такие совместные критерии?

- Тема корректировки нынешней, вызывающей массу нареканий, практики и методологии Бюро по демократическим институтам и правам человека в сфере наблюдения за выборами (БДИПЧ/ОБСЕ) постоянно находится в фокусе нашего внимания. Мы действительно неоднократно ставили вопрос о том, что мониторинговая деятельность Бюро не обеспечивает объективность оценок, транспарентность формирования наблюдательных миссий не гарантирует политической беспристрастности и имеет явный "географический дисбаланс".

По нашей инициативе 22-23 ноября прошлого года в Москве на базе Центризбиркома России во взаимодействии с БДИПЧ было проведено международное совещание экспертов по совершенствованию методологии мониторинга и оценки выборов. Это мероприятие дало возможность сопоставить различные подходы к организации наблюдения за выборами.

Нелишне вспомнить, что решением Люблянского Совета министров иностранных дел (5-6 декабря 2005 года) "О повышении эффективности ОБСЕ" Бюро предписано представить отчет к следующему министерскому заседанию в Брюсселе, в который должны быть включены положения по изменению практики наблюдения за выборами. Отчет должен готовиться в тесных консультациях с государствами-участниками ОБСЕ.

Мы готовим и в ближайшее время распространим в ОБСЕ вопросник к БДИПЧ, в котором будут изложены не только наши озабоченности, но также сформулированы рекомендации по выправлению известных изъянов в работе Бюро.

Ключ к решению всех этих проблем нам видится в переводе работы ОБСЕ по наблюдению за выборами на внятную и объективно обоснованную базу в виде единого свода критериев. Причем, он должен быть коллективно согласован.

Замечу, кстати, что в отличие от БДИПЧ, которое действует по внутренним инструкциям собственного изготовления, в СНГ имеется Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод.

Делу могло бы помочь принятие по линии Совета Европы Конвенции о стандартах выборов, избирательных правах и свободах. Такое предложение Россия уже внесла.

Вместе с тем, мы видим, что некоторые партнеры по ОБСЕ явно не горят желанием что-либо серьезно менять в мониторинговой работе БДИПЧ. За этим просматривается стремление оставить возможность использования Бюро в качестве инструмента политических манипуляций.

Будем продолжать целенаправленный и настойчивый диалог с тем, чтобы наши доводы были все же должным образом приняты в расчет. Такая позиция правомерна и логична.

Означает ли это, что предстоящие в марте президентские выборы в Белоруссии и парламентские на Украине будут оцениваться наблюдателями от ОБСЕ и стран СНГ по своим критериям? Направит ли Россия наблюдателей в Белоруссию и на Украину?

- Увы, подготовка к наблюдению по линии БДИПЧ ведется по прежнему порочному алгоритму. Так, например, побывавшая в Белоруссии "Миссия по оценке потребностей", техническая по своему предназначению, сочла себя вправе дать оценку текущей политической ситуации и сделать далеко идущие негативные выводы относительно условий проведения там демократических выборов.

Вновь, как и ранее, создается так называемая "Международная миссия по наблюдению за выборами", в которую помимо БДИПЧ войдут наблюдатели от ряда других многосторонних структур, в частности, Парламентских ассамблей НАТО и Совета Европы, а также Европарламента, участником которых Белоруссия не является. Эту миссию наделяют правом делать предварительное заключение по итогам голосования чуть ли не от имени всего мирового сообщества. Показательно, что в эту "коалицию" не приглашены наблюдатели от СНГ.

Имеются опасения, что вердикты по итогам голосования по линии БДИПЧ снова будут выкрашены в идеологические тона.
В том, что касается российского участия. В состав мониторинговых миссий БДИПЧ в Белоруссию и на Украину будут направлены наблюдатели от России. Проследим, насколько их выводы будут учтены в оценках глав миссий БДИПЧ.

Мы, естественно, за честные и прозрачные выборы, будь то президентские в Белоруссии или парламентские на Украине.
Главным критерием здесь остается объективность и беспристрастность оценок подготовки и хода голосования. Иной подход дискредитирует сам институт наблюдателей.

В наблюдении за президентскими выборами в Белоруссии примет участие большая группа наблюдателей от СНГ, ЦИК России и представителей регионов, а также Парламентского собрания Союза России и Белоруссии.

Российские наблюдатели от Федерального Собрания, Центризбиркома, некоторых регионов и члены Межпарламентской ассамблеи СНГ будут участвовать и в мониторинге выборов в Верховную Раду Украины.

Ирина Чумакова

http://pda.rian.ru/interview/20060313/44228069.html

13-03-2006


Док. 435778
Перв. публик.: 13.03.06
Последн. ред.: 02.04.08
Число обращений: 322

  • Карасин Григорий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``