В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сорокин: Еще раз о развитие трансконтинентальных транспортных коридоров. Назад
Николай Сорокин: Еще раз о развитие трансконтинентальных транспортных коридоров.
Развитие транспортных коридоров оставалось приоритетом для всех государственно-мыслящих руководителей в любой период нашей истории. Сегодняшнюю российскую модернизацию можно смело приравнять к созданию, развитию и совершенствованию государственной инфраструктуры. Эта проблема носит ярко выраженный геополитический, геостратегический характер: освоение Полярного Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, превращение России в крупнейшую в мире транзитную державу, многоразовое увеличение электрогенерации, все эти цели недостижимы без создания скоростных трансконтинентальных транспортных коридоров.

Такие коридоры, стыкующиеся с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей позволят сохранить и укреплять единое политическое, экономическое и оборонное пространство России, решить целый комплекс государственных задач, усилив позиции страны как транспортного моста между Европой, Азией и Америкой. Только такой подход дает возможность добиться концентрации и экономии ресурсов за счет сооружения объектов многоцелевого назначения, стимулировать комплексное освоение перспективных сырьевых баз, способствовать выравниванию социально-экономического развития регионов.

Безусловно главным и наиболее прорывным для своего времени свершением в этом направлении стало строительство мирового гиганта - Транссиба. Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью около 10 тыс. км, оборудованная современными средствами информатизации и связи. Она является самой протяженной в мире железной дорогой, естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора No2.

Магистраль проходит по территории 20 субъектов Российской Федерации и 5 федеральных округов. На Транссибе расположено 87 городов с населением от 300 тысяч до 15 миллионов человек. 14 городов, через которые проходит Транссибирская магистраль, являются центрами субъектов Российской Федерации. Эти богатые природными ресурсами регионы располагают значительным экспортным и импортным потенциалом.

В регионах, обслуживаемых магистралью, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др.

    На востоке Транссиб обеспечивает выход на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе, через российские порты и погранпереходы с бывшими республиками Советского Союза - в европейские страны.

Непосредственно к Транссибу примыкает Байкало-Амурская магистраль, самая громкая советская стройка последней трети прошлого века. Длина пути - 4 234 км, который проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления на Нерюнгри-Алдан-Томмот и законсервированная стройка Улак-Эльга, ведущая на крупнейшее в мире Эльгинское угольное месторождение.

Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, семь горных хребтов. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый большой в России - Северомуйский тоннель. Построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

    Несмотря на кажущуюся конкуренцию между двумя соседними магистралями,каждая из них призвана решать свой комплекс задач. По существу, эти железные дороги взаимно дополняют друг друга. И решительно смогут дополнить и органично замкнуть на себя многие иностранные железнодорожные инфраструктуры.

На следующей неделе президент РФ Владимир Путин на встрече с американским коллегой Джорджем Бушем планирует обсудить проект строительства туннеля между странами, пишет британская газета The Times.
Туннель, длина которого, по данным издания, составит 64 мили (102 км), пройдет под Беринговым проливом, соединив берега Чукотки и Аляски. Общая стоимость проекта оценивается в 66 млрд долларов.
Существование такого плана косвенно подтверждает тот факт, что губернатор Чукотки Роман Абрамович недавно вложил 160 млн долларов в покупку самого большого бура в мире.

По другим предположениям, высказанным немецким журналом Der Spiegel, новое приобретение хозяина "Челси" будет использовано для "улучшения инфраструктуры в окрестностях Сочи к Олимпиаде 2014". Однако и этот вариант развития событий представители губернатора Чукотки комментировать отказались.

Тем не менее, по данным The Time, представитель Кремля на минувшей неделе подтвердил, что Владимир Путин намерен "навести мосты" между Россией и США во время встречи с г-ном Бушем в Сочи.

Европейская пресса уже усмотрела в этом разговоре попытку наладить диалог между странами, отношения которых становятся все более напряженными в преддверии саммита НАТО в Бухаресте.

Хотелось бы подчеркнуть особую важность Транссиба и Бама, сделавшей реальностью актуальную идею создания трансконтинентальной железнодорожной линии протяженностью 15 тыс. километров от Ирландии до Токио "Япония-Европа" из них свыше 10 тыс. километров - по территории России, используя кратчайший путь по БАМу от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре.

Существуют все возможности для строительства железной дороги до мыса Лазарева и прокладки тоннеля протяженностью менее 7 километров под проливом Невельского на Сахалин, реконструкции Сахалинской узкоколейной дороги до мыса Крильон и дальнейшего установления прямого сообщения острова Сахалин с островом Хоккайдо тоннелем или мостом протяженностью около 40 километров.

В последнее время значительно возрос интерес к возобновлению строительства тоннеля на Сахалин (22 марта 1999 в Хабаровске в секретном железнодорожном хранилище на севере Хабаровского края обнаружен архив двух спецобьектов ГУЛАГА - строек No 500 и 506 - материалы изысканий,
проектная и исполнительная документация строительства железнодорожного
тоннеля, который должен был соединить материк и остров Сахалин).

Действующая паромная переправа Ванино - Холмск не справляется с
перевозкой грузов. Кроме того, все острова Японии уже связаны между собой
железнодорожными линиями, включая остров Хоккайдо, находящийся всего в 19
километрах от Сахалина. Таким образом, технически уже вполне реально создание Трансконтинентальной железнодорожной линии протяженностью 15000 километров - Токио - Сахалин - Комсомольск - БАМ - Транссиб - Москва - Минск - Варшава - Берлин - Лондон.


Примечательно, что "наполеоновские планы" России и США родом еще из позапрошлого столетия. Первый проект соединения двух государств в 1890 году предложил губернатор Колорадо Уильям Гилпин, высказав идею о строительстве моста через Берингов пролив.

За несколько лет эта идея переродилась в подземный туннель между двумя континентами, план которого был одобрен еще последним российским bмператором Николаем II в 1905 году, спустя 38 лет после того, как его дедушка продал Аляску США за 7,2 млн долларов. Однако первая мировая война остановила разработку масштабного проекта.

Как сообщает Russia Today, о туннеле вновь заговорили в 1990 году: проект обсуждался на крупных международных конференциях в Вашингтоне, Москве, Анкоридже, Новосибирске, Фэрбенксе, а также на конференции в ООН по глобальным проектам в Барселоне. Но реализация его была отложена на неопределенный срок из-за нехватки финансирования.


По данным The Daily Telegraph, в 1998 году Соединенные Штаты, Россия и Канада были близки к подобной сделке, но от нее пришлось отказаться из-за краха рубля.
Однако в апреле 2007 года разговоры о проекте под названием TKM-World Link зазвучали отчетливее. Как сообщало агентство Bloomberg, длина туннеля должна была составить чуть более 100 км с выходами на поверхность на двух островах Диомед в середине Берингова пролива. В строительстве туннеля тогда должны были принимать участие не две, а три стороны - Россия, США и Канада.

Запланированный подводный туннель включил бы скоростную железную дорогу, шоссе и трубопроводы, наряду с оптоволоконными кабелями.

В качестве предполагаемых российских инвесторов проекта агентство называло АО "Российская железная дорога", государственное ОАО "Единые энергетические системы" и оператора на рынке трубопроводов ОАО "Транснефть". Наряду с частными инвесторами и международными финансовыми агентствами, государственные структуры США и России получили бы под свой контроль по 25% тоннеля.

Кроме того, этот проект помог бы как Северной Америке, так и дальневосточным регионам сэкономить до 20 млн долларов в год только на электрическом потреблении.

Причем при ожидаемом объеме грузопотока в 100 млн тонн в год проект должен был окупиться за 20 лет.

Но, как отмечало издание The International Herald Tribune, подводный туннель стал бы самой простой частью проекта. Главной головной болью для обеих стран стала бы инфраструктура.

Дело в том, что от предполагаемого места начала тоннеля в России, бухты Провидения, ближайший транспортный узел находится на расстоянии свыше 1,5 тыс. километров.

Ситуация на другом берегу в целом обстоит не лучше. Аляска не имеет прямого железнодорожного сообщения ни с Канадой, ни с остальной частью США. Следовательно, общая протяженность железнодорожных путей должна была составить 6 тыс. километров между Якутском в Сибири и Форт-Нельсоном в Британской Колумбии, на строительство которых отводилось от 10 до 12 лет.
Общая стоимость проекта в 2007 году не называлась, но, по данным Bloomberg, только на строительство туннеля под Беринговым проливом планируется потратить 10-12 млрд долларов.

1 апреля 2008 года.
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 435679
Перв. публик.: 01.04.08
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 1034

  • Сорокин Николай Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``