В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Язев, вице-спикер ГД РФ: `В РФ внутренний спрос на газ превышает его добычу` Назад
В.Язев, вице-спикер ГД РФ: `В РФ внутренний спрос на газ превышает его добычу`
Начиная с 2000 года экономический спад в стране сменился устойчивым экономическим ростом, и соответствующим образом увеличился внутренний спрос на газ. Так, в 2000-2006 гг. увеличение спроса составило в среднем на 2,6% в год. При этом добыча газа в стране росла на 1,7-1,9%.



Хочу отметить, что в связи с прогнозируемым продолжением высоких темпов экономического роста в России спрос на природный газ в нашей стране, по мнению экспертов, будет расти в среднесрочной перспективе как минимум на 1,5-2% в год. По этой причине приоритетная задача сегодняшнего дня - не оказаться в ситуации, когда дефицит газа в стране станет тормозом экономического роста.



Прежде всего высокая инерционность производственных процессов в газовой отрасли требует, чтобы инвестиции как минимум на 5-7 лет опережали планируемые сроки ввода мощностей в добыче и транспортировке газа.



Недофинансирование геологоразведки и добычи природного газа сегодня может самым негативным образом отразиться на перспективных возможностях отрасли.



Нужно понять, что нельзя повторять политику 90-х годов прошлого века, когда сдерживание внутренних цен на газ в сочетании с высокой налоговой нагрузкой лишили газовую промышленность инвестиционных ресурсов не только в масштабные проекты по добыче и транспортировке, но и по приросту разведанных запасов.



В настоящее время, по оценкам специалистов, обеспечение долгосрочного бездефицитного баланса газа в нашей стране требует привлечения значительных инвестиций, не менее 400-500 миллиардов рублей в год, для реализации новых добычных и инфраструктурных проектов. Освоение новых месторождений должно восполнить снижение добычи газа на эксплуатируемых сегодня месторождениях с увеличивающейся степенью выработанности. Понятно, что важнейшим условием привлечения инвестиций является гарантия их возврата в рамках долгосрочных, стабильных сценарных условий.



Напомню, что, говоря об особенностях российской газовой отрасли, необходимо иметь в виду, что изъятие средств из отрасли осуществляется не только в виде рентного налога - НДПИ, но и через механизм регулирования оптовой цены.



Поэтому ключевыми параметрами сценарных условий, как с точки зрения экономики проектов, так и с точки зрения финансовых институтов - возможных кредиторов указанных проектов, являются долгосрочные параметры налогообложения, а также исполнение заданных правительством параметров роста регулируемой оптовой цены на природный газ до уровня равнодоходности с экспортом.



Особо хочу остановиться на вопросе проработки и совершенствования налогообложения в газовой отрасли, в том числе формирования объективных критериев определения базовой ставки НДПИ по газу, а также механизмов ее дифференцирования. Ведущими газодобывающими компаниями России на базе Российского газового общества в прошлом году было инициировано выполнение Целевой программы "Разработка дифференцированной ставки НДПИ в газовой отрасли". При этом к работе были привлечены непосредственно основные газодобывающие компании (ОАО "Газпром", ОАО "Новатэк", ООО "НГК "Итера"), а также ведущие профильные отраслевые и академические институты.



Предварительные результаты выполнения Целевой программы, основанные на анализе экономических показателей ведущих газодобывающих компаний, показывают необходимость формирования комплексной государственной налоговой политики в газовой отрасли, которая должна затрагивать все этапы добычи, транспортировки и переработки природного газа и, кроме того, учитывать динамические характеристики месторождений природного газа.



В то же время, по мнению газового бизнес-сообщества, современные и предстоящие экономические условия развития газовой отрасли таковы, что не позволяют увеличивать налоговую нагрузку на отрасль в целом и требуют сбалансированного учета интересов "Газпрома" и независимых компаний.



Необходимо знать, что неизменность нынешней базовой ставки НДПИ на газ (147 рублей за 1000 кубических метров) до момента доведения в 2011 году регулируемых цен на газ до уровня равнодоходности с экспортом является определяющим фактором принятия инвестиционных решений по разработке новых месторождений и способности обеспечить эффективную разработку уже действующих месторождений.



Предполагается, что в дальнейшем, в 2008-2010 гг., в рамках уже упомянутой Целевой программы Российского газового общества в тесном контакте с Рабочей группой МЭРТ по налоговой политике в газовой отрасли будет сформирован объективный критерий, позволяющий определять ставку НДПИ по газу исходя из реальных экономических условий функционирования газодобывающих организаций.



Одновременно планируется проведение работ по выявлению наиболее легко администрируемых параметров дифференциации базовой ставки НДПИ с целью более рационального изъятия государством доходов рентного характера и, с другой стороны, стимулирования освоения ресурсов углеводородного сырья.

Язев Валерий Афонасьевич
03,03,2008
http://politik.km.ru/politik/index.asp?data=03.03.2008%208:00:00&archive=on

Док. 435639
Перв. публик.: 03.03.08
Последн. ред.: 01.04.08
Число обращений: 129

  • Язев Валерий Афонасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``