В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Каймаков: Быть или не быть? Назад
Борис Каймаков: Быть или не быть?
Он не нашел ответ на этот вопрос. Его Гамлет гениально философствует на тему жизни и смерти. Суть - я есть потому, что есть, а если меня нет, то "дальнейшее - молчанье". Но почему я должен "быть", если последним аргументом становится страх от небытия.

Интеллект человека устроен так, что он не терпит табуизирования проблемы. Ум требует проникновения в такие глубины, которые смертельны для жизни, но таково свойство мысли. Я не могу размышлять на темы ухода из жизни, это обжигает мое мышление, как и мышление всех нормальных людей. Может быть мы так запрограммированы, что не можем думать о смерти иначе, как об акте Высшего промысла. Бог дал, бог взял. Только ему мы доверяем этот акт, только через него пытаемся его познать.

Но наша цивилизация и здесь бросает вызов тому, что раньше было неприкасаемо. Вызов праву на жизнь, оправдание права на уход из жизни.

Если в России эти вопросы похожи на гамлетовские размышления, больше темы разного рода ток-шоу, дискуссий противников и сторонников, то в Германии в последнее время эта откровенность вышла на уровень практической реализации. И вызвала шок на общенациональном уровне.

Почему? Дело не только в том, что сам вопрос вызывает вполне понятный бунт разума. Нет, не трогать, не сметь, даже если есть аргументы, и, чего скрывать, убойные, в пользу добровольного решения об уходе из жизни. Дело в том, что после осознания преступности гитлеризма как режима, немцы создали для себя "серые зоны", не позволяя подвергать иному осмыслению некоторые реалии "третьего рейха". Никому не дозволено, если он не желает подвергнуться общественному остракизму, а то и судебному преследованию, рассуждать, например, о "положительном" вкладе в историю Германии Адольфа Гитлера.

К такого рода "подцензурным" темам относится и отрицание геноцида евреев и цыган, оправдание преследования гомосексуалистов и политических противников. В этом же ряду стоит и тема эвтаназии, когда закон рейха разрешал медикам отправлять на тот свет людей по своему усмотрению. И многие немцы сегодня видят в процессе размывания этих зон стремление реабилитировать теоретические и практические разработки врачей времен нацизма.

Поводом для взрыва страстей стало публично объявленное намерение немецкой "дочки" швейцарского общества "Dignintate" приступить в будущем году к практике помощи всем желающим совершить суицид. Как это уже практикуется в Швейцарии. Уже имеется немецкий врач-пенсионер, который возьмет на себя роль первопроходца. Именно пенсионер, потому как врачебный кодекс категорически запрещает действующим медикам такого рода процедуры. А вот про пенсионеров там не говорится, и это позволяет публично объявить о первом желающем помочь в осуществлении суицида.

Так уж устроен сегодня мир, что отношение к такого рода вопросам определяется или общественной моралью или правовыми нормами. Так вот, немецкие правоведы однозначно заявляют: " Ассистирование при суициде и в Германии не является наказуемым".

Однако, одно дело правовые нормы, а другое дело реальная жизнь, когда кто-то должен взять на себя ответственность за возможность разрешить это "ассистирование". С чисто немецкой тягой к организации "правильного" процесса по воплощению в жизнь планов "Dignintate" было создан "Союз помощи желающим умереть". И уже почти две тысячи человек вступили в этот союз, заплатив, как и положено, членские вступительные взносы.

Эти люди и составляют костяк движения за право на суицид. Не стоит им приписывать аморальные, или даже преступные намерения. Просто эта проблема встала в полный рост, когда немцы узнали статистику выезжающих в Швейцарию своих соотечественников, чтобы там сказать миру последнее прости. Таких насчитали 120 человек. Шокирует, но отмахнуться тоже нельзя. Именно поэтому правящая партия ХДС, партия канцлера Ангелы Меркель, потребовала запретить этот союз.

И здесь даже если сама Ангела поддержит требование своих однопартийцев, это еще ничего не значит. Как заявил член правления "Dignintate" берлинский уролог Уве Кристиан Арнольд : "Мы неуязвимы для юридического преследования".

Однако все не так однозначно. Если в Швейцарии так называемая пассивная помощь, когда можно поставить на прикроватный столик флакон со смертельным содержимым, разрешена, то в Германии такую помощь расценивают как активную. И более того, когда пациент теряет сознание, врач обязан предпринять все, чтобы помочь ему. Поэтому немецкий Эскулап должен будет поставить отраву на столик и сразу же уйти. В противном случае ему грозит до 5 лет тюрьмы.

Тема стала настолько острой, что популярные журналы печатают сегодня выдержки из специальных актов, регулирующих медицинскую деятельность. Миллионы читателей обсуждают в офисах, что есть "активная помощь при суициде", что такое "косвенная помощь", что такое "пассивная помощь", что разрешено, что запрещено. Даже полиция заявляет, что не сможет в соответствии с законом реагировать на прогнозируемую волну добровольных суицидов. А в это время в "Dignintate" телефон звонит беспрерывно.

 

23-11-2007

http://pda.rian.ru/analytics/20071123/89304180.html

 



Док. 435550
Перв. публик.: 23.11.07
Последн. ред.: 01.04.08
Число обращений: 292

  • Каймаков Борис

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``