В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учителя протестуют против реформ Назад
Учителя протестуют против реформ
27 февраля 2001 года стало днем масштабной акции протеста учителей против планов Правительства РФ по т.н. `модернизации` образования. В этот день по всей стране прошли митинги, забастовки, шествия, сбор подписей с требованиями погашения задолженности по зарплате и повышения оплаты труда, не менее чем на 50 процентов. Уровень зарплат в этой сфере не достигает даже официально установленного прожиточного минимума.

Требования митингующих на этот раз не ограничивались только вопросами оплаты их труда. Характерная особенность прошедшей акции - впервые в истории постсоветской России она приняла характер политического противостояния решениям правительства, нацеленным на западнизацию России (термин А. Зиновьева), и в этой логике - на масштабную коммерциализацию образования. Именно этот элемент новой идеологии встревожил не только ректоров вузов, но и все население страны. И даже детей. Не говоря уже об их родителях, большинство которых просто не в состоянии платить за навязчиво возрастающие т.н. `образовательные услуги`.

Ситуацию усугубляет насильственный и антинаучный характер попыток Правительства РФ реформировать сферу образования. Как обычно, эти попытки маскируются невнятной реформаторской лексикой, мифами и метафорами. Общественность встревожена планами тотального тестирования учащихся выпускных классов неподходящими для этой цели, некачественными т.н. контрольно-измерительными материалами (КИМами на языке чиновников), в которых нет никаких измерительных свойств. Ещё более тревожит стремление увязать баллы КИМов, содержащие недопустимо высокие уровни погрешности оценок, с так называемыми ГИФО - государственными именными финансовыми обязательствами, или проще, образовательными ваучерами.

 

Но в первую очередь надо реформировать не школы, а Министерство образования

Будучи однажды уже оболваненными ваучерами А. Чубайса, граждане, естественно, с подозрением относятся к новой попытке Правительства учить на этот раз одних за счет других. Журнал `РФ сегодня` (N 2, 2001 г.) подробно анализировал ситуацию. Печально, что подобная `реформация` подаётся от имени государства.

Между тем, умное и ответственное, подлинно социально-ориентированное государство обязано своевременно выплачивать заработную плату учителям. Оно не может воздвигать барьеры перед учащимися в виде `централизованного` государством тестирования. Странно, что у Правительства РФ, в условиях нехватки средств на зарплату и стипендии берутся огромные суммы на проведение дорогостоящих ведомственных совещаний, на оплату расточительного для бюджета т.н. `единого государственного экзамена`, сомнительных услуг многочисленных фондов, советов, комиссий.

Умно действующее правительство не может тратить деньги на государственные образовательные стандарты, взамен действительно необходимых стране национальных стандартов подготовленности учащихся. В равной мере оно не может безотчётно тратить средства налогоплательщиков на государственную итоговую аттестацию выпускников школ, превратившуюся в подлинный фарс. В основе всех этих чиновных дел, исполняемых от имени государства, лежит нескрываемое недоверие к гражданам, обществу, к профессиональным ассоциациям, которые и должны были бы вести всю эту работу при поддержке государства. Вместо этого армия чиновников вцепилась в рычаги распределения государственных средств и не собирается уступить эти рычаги общественным органам.

 

Между тем, первоочередному реформированию подлежит само правительство, и в особенности Министерство образования. Если изрядно сократить штатный состав этого министерства, освободив его от претензий на управление незаконно взятыми на себя функциями, то можно оставить там небольшое число попечителей делу российского образования. От чиновников же нынешнего ведомства, - только один вред. От активных деятелей, реализующих чуждые народу установки теневых советников - еще больший вред. Лучше плохо реализовать свою волю, чем хорошо - чужую.

Начавшееся противостояние педагогической общественности и Правительства РФ может свести на нет доверие, оказанное учителями в своё время В. Путину. В этом легко убедиться, если построить простую логическую цепочку: учителя доверяют президенту; президент доверяет управление страной нынешнему составу правительства; правительство же дискредитирует себя в глазах учителей... Похоже, что своими планами радикальной коммерциализации образования и противоборства учительству Правительство может стать на путь дискредитации и Президента страны. И это в условиях, когда политическая ориентация населения приобретает устойчивый левый, а ориентация правительства - правый уклон. Отставка правительства становится неизбежной.

Нынешний курс социальной и образовательной политики правительства РФ стал опасным для большинства граждан страны: он уже привел к фактическому расслоению народного образования на элитарное и массовое, резко снизил качество среднего и высшего образования в стране, сократил до минимума дошкольное образование, превратил в нищих учителей и профессоров.

И с этими `завоеваниями` мы рассчитываем на лучшее будущее?!

 

http://www.russia-today.ru/2001/no_5/5_talks_2.htm

27.02.2001

 




viperson.ru

Док. 435354
Перв. публик.: 27.02.01
Последн. ред.: 05.10.11
Число обращений: 379

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``