В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нелегитимный эксперимент в образовании Назад
Нелегитимный эксперимент в образовании
Еще раз о недостатках Единого государственного экзамена
 

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) проводится в стране уже третий год. В 2003 году его сдают примерно 600 тысяч человек, в 48 субъектах РФ. Но чем больше масштабы этого "эксперимента", тем больше беспокойства он вызывает. Вопросов много, судите сами.

Метафоричность названия ЕГЭ. Первая буква в аббревиатуре ЕГЭ означает, что должна быть единая форма проверки подготовленности выпускников школ и, одновременно, абитуриентов различных вузов. Но спросите любого вузовского педагога - можно ли одним методом (единым содержанием) качественно оценить знания обычных выпускников школ и отличников, абитуриентов ведущих вузов? Нет! Правительство России полагает, что можно. Тогда каковы аргументы? Аргументов тоже нет.

Подобные вопросы задают не только учёные, но и общественные деятели. Например, член комитета по науке и образованию Госдумы РФ Олег Смолин отмечает: "По ЕГЭ мы до сих пор не получили документов, в которых содержались бы ясные ответы на ряд возникающих вопросов: как быть с тестами в гуманитарных науках? Сохранит ли выпускник право на ошибку? Не сократится ли число бесплатных мест в профессиональных учебных заведениях вследствие того, что слишком мало выпускников школ получают необходимые для поступления баллы?"

Другая причина сомнений - недемократичность ЕГЭ. Он не может быть государственным, как это обозначает вторая буква в аббревиатуре. Хотя бы потому, что ни одно демократически ориентированное государство не вправе воздвигать барьеры перед своими гражданами. Это запрещает Конвенция ЮНЕСКО по борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.). Россия ратифицировала её и тем самым взяла на себя обязательства: не закрывать для какого-либо лица или группы лиц доступ к образованию любой ступени или типа; не ограничивать образование какого-либо лица или группы лиц; обеспечить равный для всех доступ к образованию. Разве эту конвенцию уже не надо выполнять?

Нетехнологичность и субъективизм ЕГЭ. Вначале говорили, что это экзамен, затем - что это тесты. В результате же появились неизвестные в науке уродцы, так называемые КИМы (контрольно-измерительные материалы) В этих КИМах ничего измерительного нет. .

Ненаучность ЕГЭ. Этот "эксперимент" проводит правительство РФ. В итоге - научной программы "эксперимента" нет, опубликованных результатов нет, гипотез нет, критериев эффективности (или неэффективности) нет. В чем ведущая идея, что и как собираются проверять у молодых людей, какова точность измерения? Кто из ученых и общественных деятелей одобряет эту затею чиновников? Каковы положительные результаты "эксперимента"? Когда он закончится? Ответов на эти вопросы тоже нет.

В теории профессионального отбора давно доказано, что невозможно создать универсальный метод, пригодный для отбора на все специальности вузов. Посредством ЕГЭ правительство России претендует на создание подобной антинаучной утопии.

В одной связке с ЕГЭ следуют так называемые ГИФО - государственные именные финансовые обязательства, главный инструмент коммерциализации. На самом деле ГИФО - это лукавая замена так называемым образовательным ваучерам. Она имеет противоположный смысл - необязательства государства платить за образование молодежи. Например, Республика Саха (Якутия) в числе первых вошла в "эксперимент". В итоге получилось, что по каждой специальности госуниверситета только 25% нынешних первокурсников учатся за счет государства. Остальные должны платить! Разве не ясно, что эта республика с высоким ныне уровнем образованности населения теперь начнет превращаться в территорию с неграмотным населением?

Нелегитимность. В законе о правительстве РФ нет ничего похожего, что позволяло бы ему заниматься такого рода деятельностью, без разрешения Госдумы РФ. Вот почему можно говорить о фактической нелегитимности осуществления широкомасштабного социально-политического псевдоэксперимента. Можно ожидать множества судебных процессов, абсолютно выигрышных для истцов, чьи конституционные права нарушены. Так, ст. 7 Конституции РФ не предполагает полуплатности или полубесплатности образования. Поэтому обращение в Конституционный суд имеет перспективу отмены ЕГЭ и связанного с ним механизма ГИФО.

Усиление неравенства. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает, что неравенство граждан России в области образования приняло угрожающий характер. Ни в одной стране мира результаты экзамена не связывают с пресловутым ГИФО. А в Великобритании, наоборот, для студентов из бедных семей выделяют 40% всех мест в вузах. Не случайно "эксперимент" с ГИФО известный российский социолог Михаил Руткевич называет "явно антисоциальной идеей".

ГИФО в сцепке с ЕГЭ имеют главной целью тотальную коммерциализацию образования, расширение его платности, существенное ослабление государственного сектора образования. И это вопреки тому, что открыто заявленная основа государственной политики - бесплатное образование. Очевидно, это широкомасштабный и социальный "эксперимент", с отягчающими последствиями для сотен тысяч молодых людей. Ректор МГТУ имени Баумана Игорь Фёдоров прямо указывает, что "ГИФО расширяют платную составляющую образования и, тем самым, снижают его доступность. Ни в одной стране мира ГИФО нет, а где были, от них отказались". На повышении платности обучения "реформаторы" планируют сэкономить 25-28 миллиардов рублей.

К сфере образования прямо или косвенно причастны около 39 миллионов человек, и выборы не за горами. Насколько правительство считает себя вправе заниматься таким "экспериментом" без одобрения Государственной Думы, педагогической общественности, родителей и самих детей? Вот вопрос, над которым еще не поздно задуматься.
 


Опубликовано в Независимой Газете от 10.06.2003
 

http://www.ng.ru/politics/2003-06-10/2_ego.html

 



viperson.ru

Док. 435338
Перв. публик.: 10.06.03
Последн. ред.: 25.10.11
Число обращений: 390

  • Аванесов Вадим Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``