В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентин Балахничев: В борьбе за это Назад
Валентин Балахничев: В борьбе за это
Скандал в "президентском" виде спорта, о котором "Известия" подробно рассказали 28 июня, продолжается. За полторы недели, прошедшие с момента нашей публикации, стали известны некоторые подробности. Подробность первая: ветераны дзюдо написали председателю Госкомспорта России Вячеславу Фетисову открытое письмо, где попросили "принять участие в решении проблемы с аккредитацией Федерации дзюдо России". А незадолго до этого Фетисов санкционировал роспуск комиссии... по аккредитации общероссийских физкультурно-спортивных объединений. И это вторая подробность.

Напомним суть скандала, о котором "Известия" рассказали 28 июня. В конце 2002 года в соответствии с постановлением правительства РФ N 515 и приказами Госкомспорта N 119 и 343 началась аккредитация общероссийских физкультурно-спортивных объединений (федераций, союзов, ассоциаций). 21 октября все необходимые для аккредитации документы в Госкомспорт подала Федерация дзюдо России (ФДР). Но в нарушение всех нормативных актов через три месяца ни аттестат об аккредитации, ни даже обоснованный письменный отказ в выдаче аккредитации ФДР не получила. Попытки выяснить причины необоснованной задержки ни к каким результатам не привели. На все вопросы ответственные за проведение аккредитации чиновники - в том числе председатель комиссии по аккредитации, заместитель председателя Госкомспорта Валентин Балахничев - намекали: решайте проблему лично с Фетисовым.

Многое прояснилось, когда достоянием общественности стало генеральное соглашение о сотрудничестве, подписанное Госкомспортом и некоммерческим партнерством "Национальный союз дзюдо" (НСД). Президентом НСД значился ни много ни мало вице-премьер и министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Учреждать некоммерческие партнерства, конечно, не возбраняется. Однако НСД фактически экспроприировал функции ФДР (в первую очередь речь идет о развитии вида спорта, проведении соревнований, подготовке национальных сборных). И с помощью Госкомспорта попытался эту экспроприацию узаконить. Но случилась загвоздка: организацией, которая на территории России отвечает за дзюдо, уже более 30 лет является ФДР. Она признана всеми инстанциями -- Европейским союзом дзюдо, Международной федерацией дзюдо, Олимпийским комитетом России и Международным олимпийским комитетом.

По всему выходило, что НСД - нелегитимное формирование. Но в Госкомспорте этот факт отказывались признавать категорически. Дело даже дошло до публичного выяснения отношений между президентом ФДР Владимиром Шестаковым и Фетисовым на заседании Штаба по подготовке к Олимпиаде в Афинах.

"Знаем, какие усилия вы вкладываете в развитие российского спорта..."

Эмоциональное выступление Шестакова на заседании Штаба произвело мощное впечатление. Настолько, что Фетисов даже пригласил президента ФДР "все обсудить". Первая встреча состоялась в тот же день - 26 июня. Однако не оказалась конструктивной, почти сразу Фетисов предложил ее перенести. По информации "Известий", к этому времени в общем отделе Госкомспорта уже зарегистрировали открытое письмо дзюдоистов на имя Фетисова. Под письмом - ровно 100 автографов. Подписались тренеры, чиновники, ветераны. И в том числе такие легендарные не только в дзюдо личности, как Коблев, Невзоров, Солодухин, Лайшев, Тлецери, Сидоркевич, Бекузалов, Миллер, Степанов, Бикташев, Петров, Каплин, Космынин...

По всему видно: дзюдоисты не хотели скандала. Почти полгода они замалчивали проблему с аккредитацией. А подготовив открытое письмо, и не подумали передать его в СМИ (в распоряжении "Известий" письмо оказалось из других источников). Наверняка потому, что получилось откровенно. Это называется: накипело. Письмо занимает страницу. Приведем из него два абзаца:

"Политизация нашего вида спорта в последний год привела к тому, что большое количество околоспортивных чиновников стремятся использовать имя Президента России в своих целях, не заботясь ни о развитии вида спорта в стране, ни о национальных интересах российского дзюдо на международной арене. Задача у них одна: расколоть Федерацию дзюдо России, не дать полноценно готовиться к Олимпийским играм, использовать дзюдо в своих интересах. Их деятельность мешает национальной сборной команде в реализации планов подготовки к официальным международным соревнованиям и негативно влияет на результаты российских дзюдоистов. [...]

Отказ в аккредитации легитимной федерации приведет к тому, что в России не окажется организации, которая, будучи признанной Национальным олимпийским комитетом и международными спортивными организациями, сможет представлять интересы вида спорта внутри страны и за рубежом. Тысячи тренеров и спортсменов, которые на сегодняшний день являются членами общероссийской общественной организации, утратят свой статус и, возможно, средства к существованию. Не будучи признанной Госкомспортом, федерация лишается прав на финансирование своей деятельности, в том числе и подготовки сборной команды к участию в Олимпийских играх. Прочие структуры независимо от их амбиций и финансовых ресурсов не уполномочены представлять интересы нашего государства на международном уровне. Подобная ситуация может привести к тому, что российские дзюдоисты не смогут принять участия в Олимпиаде".

Комментировать что-либо не имеет смысла. Отметим только, что, по информации "Известий", никакой реакции на письмо из Госкомспорта более чем за полторы недели не последовало. Даже формальной. И даже несмотря на то, что письмо заканчивается комплиментом в адрес Фетисова: "Мы знаем, какие усилия вы вкладываете в развитие российского спорта..."

"Благодарим вас за работу в составе завершающей свою деятельность комиссии..."

В том, что Фетисов прикладывает усилия, не сомневается никто. Участники российского спортивного движения спорят исключительно о векторах приложения этих усилий. И периодически огорчаются, что, принимая решения, Фетисов руководствуется порой не буквой закона (как, собственно, и обещал, приехав из США), а собственным мнением или даже конъюнктурой. История с дзюдо - тому яркое подтверждение. В стремлении добиться желаемого с Фетисовым мало кто сравнится. Предпринимая усилия по замене ФДР на НСД, он дошел даже до того, что санкционировал роспуск комиссии по аккредитации.

В Положении об аккредитации, утвержденном постановлением правительства N 515, сказано: "В целях организации и осуществления выдачи аттестатов, организации и проведения контроля [...], органом по аккредитации (Госкомспортом. - "Известия") создаются комиссия и экспертный совет по аккредитации". А в приложении 1 приказа Госкомспорта N 119 вполне четко дополнено. Пункт 2.1: "При вынесении своего решения комиссия опирается на оценку экспертного совета - аттестацию. Экспертный совет создается органом по аккредитации". Пункт 2.2: "Экспертный совет является совещательным органом и работает в тесном контакте с ответственным секретарем комиссии". Пункт 2.3: "Комиссия принимает свои решения большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего".

О работе экспертного совета нашей газете ничего не известно; хотя из этого посыла вовсе не следует, что экспертного совета не было вовсе. А вот в комиссию по аттестации вошли люди, которые в российском спорте пользуются авторитетом и доверием. Например, первый вице-президент Олимпийского комитета России, президент Всероссийской федерации плавания, вице-президент Европейской лиги плавания и Международной федерации водных видов спорта Геннадий Алешин. Или президент Комитета национальных и неолимпийских видов спорта и президент Всемирной федерации самбо Михаил Тихомиров. Или трехкратная олимпийская чемпионка, кандидат исторических наук, председатель Российского союза спортсменов Галина Горохова. Или заместитель председателя центрального совета спортивного общества "Динамо" Игорь Сидоркевич. Председателем комиссии стал Валентин Балахничев, который кроме зампреда Госкомспорта является также президентом Всероссийской федерации легкой атлетики и вице-президентом Европейской легкоатлетической ассоциации.

Сомневаться в компетентности членов комиссии нет никаких оснований. Хотя бы потому, что никто из них никогда не боялся высказывать свое мнение; даже если оно оригинальное. Похоже, что непредвзятость и неангажированность аккредитационной комиссии не понравились председателю Госкомспорта. Потому что в первых числах июня они получили уведомление, подписанное Балахничевым:

"Государственный комитет РФ по физической культуре и спорту вносит изменения в регламентирующие документы по аккредитации федераций, в связи с чем будут созданы новые рабочие органы. Благодарим вас за работу в составе завершившей свою деятельность комиссии. Надеемся на дальнейшее сотрудничество".

- Последнее заседание комиссии по аккредитации состоялось в конце мая, - рассказал корреспонденту "Известий" Михаил Тихомиров. - Балахничева не было, обязанности председателя исполнял Николай Гудин, начальник Управления спорта и резерва в Госкомспорте. В конце заседания Игорь Сидоркевич в очередной раз поднял вопрос: почему, несмотря на положительное решение комиссии, Федерация дзюдо России до сих пор еще не получила аттестат об аккредитации? Гудин ответил в том духе, что это решение Фетисова, он, мол, имеет на это право. Тут уже я не сдержался, поинтересовался: какое такое право?! Согласно положению решение - аккредитовывать или нет - принимает комиссия по аккредитации. И спросил: "Зачем нужна комиссия, решения которой саботируются?!" И примерно через неделю мы получили "благодарность за работу".

В телефонном разговоре с корреспондентом "Известий" зампред Балахничев заявил: комиссию по аккредитации распустили временно, она вскоре возобновит работу в "другом составе или другом качестве". Но важно обратить внимание: в Положении об аккредитации, которое подписал премьер Касьянов, нет ни слова, что Госкомспорт может вносить "изменения в регламентирующие документы" или создать "новые рабочие органы", кроме четко прописанных комиссии и экспертного совета. Значит, поправки нужно будет согласовывать в правительстве. И аккредитация еще не осчастливленных федераций, в частности Федерации дзюдо России, затянется на неопределенное время. Если вообще состоится.

"Они разберутся сами"

Вчера вечером, уже после того как эта заметка была подготовлена к печати, корреспондент "Известий" узнал, что в конце прошлой недели председатель Госкомспорта Фетисов принял-таки президента ФДР Шестакова. С обеих сторон также присутствовали советники и юристы. По словам одного из участников переговоров, Фетисов пообещал: в тот же день, когда комиссия по аккредитации возобновит работу, ФДР получит лицензию. Кроме того, Фетисов посоветовал Шестакову как можно скорее найти взаимопонимание с НСД.

В пресс-службе ФДР корреспонденту "Известий" отказались подтвердить или опровергнуть информацию о встрече Фетисова и Шестакова, сообщив только: "Мы всегда ратовали за конструктивное и оперативное разрешение конфликта, спровоцированного к тому же не нами". А в пресс-службе Госкомспорта корреспонденту "Известий" заявили: "Официальной информации по этому вопросу нет". В режиме неформального общения была сказана такая фраза: "Если Фетисов что-то и пообещал Шестакову, то будет лучше, если они разберутся со всеми обещаниями сами".

Такие комментарии не позволяют считать скандал закрытым.

//* Источник информации : "Известия"

09.07.2003

http://www.olympic.ru/search/sr_news.asp?id=3323&rub=7

 



Док. 435297
Перв. публик.: 09.07.03
Последн. ред.: 31.03.08
Число обращений: 344

  • Балахничев Валентин Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``