В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентин Балахничев: `Конфедерация не претендует на чужие деньги и льготы` Назад
Валентин Балахничев: `Конфедерация не претендует на чужие деньги и льготы`
Как во вторник сообщили "Известия", в понедельник на совещании в Госкомспорте руководители российских спортивных организаций единогласно "принципиально одобрили" создание Всероссийской спортивной организации - новой структуры управления спортом в стране. А после заседания один из разработчиков идеи, зампред Госкомспорта и президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин БАЛАХНИЧЕВ попробовал доказать жизненную необходимость ВСК корреспонденту "Известий" Андрею МИТЬКОВУ.

- Задачи, которые стояли, достигнуты полностью?

- О том, что структуру российского спорта нужно реформировать, говорили все. А прошедшее в конце совещания голосование показало: почти все видят выход именно в создании Всероссийской спортивной конфедерации. За организацию ВСК высказались руководители более шестидесяти спортивных организаций. Против не голосовал никто. И воздержались всего семь человек. Они не отвергли идею ВСК и не выразили ей недоверие. Просто отнеслись к идее настороженно, сказали: нам надо посмотреть устав, другие документы...

- Какие-то конкретно сделали замечания?

- Замечания были, в том числе довольно конструктивные. Пожалуй, можно выделить два. Много говорили: если начинать реформирование системы управления спортом прямо сейчас, это негативно скажется на подготовке к Олимпиаде в Афинах. Но организация ВСК и подготовка к Афинам-2004 никак не связаны. Подготовка пройдет нормально, без срывов, независимо от того, будет создана ВСК или все-таки нет. Все наши спортсмены, тренеры, врачи, массажисты находятся на ставках в Центре спортивной подготовки. Также через него финансируются все сборы, участие в соревнованиях, прочие необходимые мероприятия. И потом: если из-за Афин-2004 реформирование отложить на год, то потом ровно год останется до зимней Олимпиады-2006 в Турине. Таким образом, реформа может вообще не состояться.

Второе замечание было своевременным. Депутат Госдумы Валерий Кузин заметил, что мы можем получить проблемы, если изменения, связанные с созданием общественно-государственного объединения, каким предполагается ВСК, не будут закреплены законодательно.

- Общественно-государственные объединения не могут существовать на территории России?

- Не могут. Но существуют. Из спортивных общественно-государственными объединениями являются "Динамо" и недавно созданная "Юность России". Так вот, Кузин сказал, что сначала нужно провести эту организационно-правовую форму через законные акты. А с другой стороны, что и кто нам мешает параллельно создавать ВСК и вносить дополнения и изменения в законы Российской Федерации? И кстати, на последнем президиуме Совета по физкультуре и спорту при президенте РФ, состоявшемся 22 апреля, было дано поручение: внести в новый закон "О физической культуре и спорту", который мы сейчас прорабатываем, понятие "общественно-государственная организация "Всероссийская спортивная конфедерация".

- А зачем вообще нужна реформа, зачем нужна конфедерация?

- Нам кажется, что сейчас существует кризис общественных объединений. Аспектов кризиса достаточно много, однако в первую очередь это - экономический кризис. Общественные организации уже не имеют тех льгот, которые имели еще несколько лет назад. Это льготы и общероссийского значения (вспомним Национальный фонд спорта), и местного (например, 39-й закон города Москвы). Также по сравнению с началом - серединой 90-х годов прошлого века заметно сократилось число спонсоров. А оставшиеся - фактически диктуют свои условия. За исключением нескольких, все федерации потеряли экономическую самостоятельность. С другой стороны, они стали более зависимы от бюджетного финансирования. По моим оценкам, многие федерации на 100 процентов существуют на деньги, которые выделяет Госкомспорт. Но их ответственность перед государством в связи с этим совсем не изменилась. Это - неправильно. Мы хотим, чтобы ответственность федераций повысилась. Вообще сейчас правильнее рассматривать отношения между Госкомспортом и федерациями как некоммерческое партнерство: общественные спортивные организации выполняют государственный заказ. И в рамках ВСК проводить такие взаимодействия будет гораздо удобнее.

Вторая, очень важная составляющая общего кризиса общественных организаций - это социальный кризис. Ведь фактически ни одна из федераций не выполняет задачи по социальной защите своих членов. Если эти члены не входят в спортивную или управленческую элиту данного вида спорта. Вид спорта - не только олимпийские чемпионы или президенты федерации, которые социально защищены уже просто по своему статусу. В первую очередь вид спорта - рядовые любители, члены региональных организаций. Они тоже получают травмы, но их уровень социальной защищенности - абсолютно нулевой. И недавно Госкомспорт начал консультации с соцстрахом, чтобы спортивные травмы считать производственными травмами. Показалось, что соцстрах считает это направление перспективным.

Не хочу сказать, что общественные объединения не нужны. Они спасли российский спорт, сейчас работают эффективно. Просто надо немного изменить их роль. В первую очередь повысить ответственность за развитие видов. А может быть, и за социальное развитие в стране.

- А в чем выгода конкретной федерации - или другой спортивной организации - от вступления в конфедерацию? Правда, что всех в первую очередь привлекает дополнительное финансирование?

- Мы не предлагаем никакого дополнительного финансирования. Сторонников нужно не покупать, а убеждать. Хочу, чтобы все поняли: участие в конфедерации абсолютно добровольно. Федерации, которые вступят в ВСК, будут получать столько же денег, сколько получали. И более того: федерации, которые не вступят в ВСК, также не лишатся государственной поддержки. Объединяться призываем, чтобы вместе реализовывать общие программы, повышать качество обслуживания федераций, улучшать медико-биологическое и научно-методическое обеспечение сборных команд. И конечно, оказывать социальную поддержку всем участникам спортивного движения.

Если говорить о положительных моментах ВСК для конкретной федерации, то они смогут реально участвовать в распределении бюджетных денег. Сейчас федерации делают это пассивно, защищая свой бюджет в Госкомспорте. А членство в ВСК даст возможность в распределении общего бюджета участвовать более активно, то есть - непосредственно. Конечно, мы надеемся получать деньги не только бюджетные, но и внебюджетные. Распределять также будем в ходе открытых дискуссий, все будут знать, кому и сколько дали.

- Возможно, самый важный вопрос: из каких средств будет формироваться бюджет конфедерации?

- Я думаю, ВСК будет преимущественно финансироваться так, как сейчас финансируется российский спорт. То есть - в большей степени из государственных источников. Но ВСК может заниматься и поиском внебюджетных источников. Признаюсь, мы на них надеемся. Но сразу хочу успокоить руководителей разных спортивных организаций: мы не претендуем на деньги, которые они зарабатывают. Не претендуем на деньги Олимпийского комитета России или федераций.

Вообще тот проект устава ВСК, который мы вынесли на совещание, отличается от первоначального. И отличается значительно. Раньше очень четко прослеживалась вертикаль подчинения всех участников российского спортивного движения конкретно ВСК. Олимпийский комитет чуть ли не насильно затаскивали, бюджеты федераций хотели объединить, организовать фонды, которые вызывают естественное раздражение... Но мы все пересмотрели. Конфедерация создается с целью обеспечения эффективной деятельности всех российских спортивных организаций.

- Из того, что вы рассказали, понятно, что структура российского спорта останется прежней, только в ней в качестве надстройки появится ВСК, через которую пойдет финансирование отрасли. В чем преимущество планируемой структуры над действующей?

- Структура, действующая сейчас, - это многочисленные унитарные государственные предприятия, которые не объединены общей идеей. После выполнения поручения правительства об административной реформе Госкомспорт в любом случае потеряет ряд функций - будет вынужден передать их в другие организации. Так не лучше ли передать их в организацию, которая отстоит интересы всех участников нашего спортивного движения. Хочу отметить: не только - даже не столько - из спорта высших достижений, но и из массового, из физкультуры.

- Какими будут дальнейшие действия по легализации ВСК?

- Продолжим работать над уставом. На совещании принято решение расширить рабочую группу. Мы приветствуем желание Олимпийского комитета России, и в частности его первого вице-президента Валерия Кузина, принять активное участие в работе над уставом. Документы в правительство постараемся подготовить оперативно. Председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов поручил все оформить быстро как только возможно. Текст письма президенту приняли при трех воздержавшихся, осталось проверить, правильно ли расставлены запятые.

- Какими вы видите ближайшие перспективы конфедерации?

- В ее перспективности, необходимости я не сомневаюсь. Выскажу точку зрения как президент федерации (впрочем, с ней согласились многие из выступавших): мне надоело бороться в одиночку. А ВСК позволит объединить усилия, проводить консолидированную политику в области спорта. Так мы добьемся многого.

"Предлагаемые меры не соответствуют Конституции..."

Из заключения Министерства финансов РФ на предложение Госкомспорта РФ "Об усилении роли государства в развитии физической культуры и спорта" и, в частности, о создании Всероссийской спортивной конфедерации:

"[...] Вызывает сомнение передача функций государственного управления общественно-государственной организации, юридический статус которой законодательно не определен. Средства федерального бюджета на выполнение государственных властных функций, выделенных федеральному исполнительному органу, также не могут быть переданы общественной организации.

Кроме того, указанные предложения носят затратный характер и не увязываются с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании, согласно которым одним из основных направлений бюджетной политики государства является рационализация расходов бюджетов, в том числе за счет экономии расходов на государственное управление. Кроме того, данные предложения не учитывают требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской федерации, определяющей условия финансирования расходов, не предусмотренных бюджетом. [...]

Не соответствует законодательным нормам Российской Федерации предложение о реформировании структуры управления физкультурно-спортивным движением России путем включения в данную структуру общественных организаций, НИИ, спортивных вузов, поскольку возложение государственных, властных функций на указанные организации не предусмотрено.

Нельзя согласиться с предоставлением права руководителю федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта утверждать на Коллегии руководителей соответствующих органов в субъектах Российской Федерации. [...]

Таким образом, предлагаемые меры по организации управленческих реформ в спорте не соответствуют Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской федерации, Бюджетному посланию Президента Российской Федерации о задачах бюджетной политики на 2003 год, законодательству, регулирующему вопросы местного самоуправления, деятельность общественных организаций, другим нормативным правовым актам Российской Федерации [...]".

 

* Источник информации : "Известия"

03.07. 2003

http://www.olympic.ru/search/sr_news.asp?id=3280&rub=7

 



Док. 435287
Перв. публик.: 03.07.03
Последн. ред.: 31.03.08
Число обращений: 344

  • Балахничев Валентин Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``