В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хамзат Хасбулатов, президент российского подразделения компании МсDоnаld`s Назад
Хамзат Хасбулатов, президент российского подразделения компании МсDоnаld`s
Хамзат Хасбулатов: "Макдоналдс" будет развиваться по франчайзингу

Североамериканская корпорация McDonald"s первой показала жителям страны, тогда еще называвшейся СССР, что такое фаст-фуд. В 1988 г. компания McDonald"s Restaurants of Canada Ltd. подписала соглашение с московским правительством об открытии 12 ресторанов в столице. Контрольный пакет совместного предприятия был отдан городским властям. Первый русский McDonald"s, открывшийся через два года на Пушкинской площади, побил все корпоративные рекорды посещаемости. Президент российского "Макдоналдса" Хамзат Хасбулатов рассказывает, что с тех пор развитие его компании в России всегда было успешным, хотя никогда - легким.

По словам Хасбулатова, бизнес российского "Макдоналдса" растет на 25% в год. Последний раз руководство "Макдоналдса" раскрывало оборот компании в 2000 г. - "около $100 млн". С тех пор новые данные не оглашались, несмотря на интерес журналистов к этому вопросу. Но если верить названной динамике, то с оборотом, который в 2003 г. приблизится к $200 млн, "Макдоналдс" - безусловный лидер на российском рынке (его ближайший конкурент - "Ростик групп" - в этом году собирается перешагнуть планку в $100 млн).

Между тем в начале XXI в. дела у корпорации на основных рынках пошатнулись: McDonald"s (и других операторов фаст-фуда) обвиняют, что гамбургеры и жареная картошка - еда "нездоровая", и потребители начали отворачиваться от них.

McDonald"s в США, Европе и Азии пытается адаптировать свое меню к современным представлениям о здоровом питании и местным вкусам. В Индии "Биг Мак" готовят из баранины и продают под названием "Махараджа Мак", в Израиле работают кошерные McDonald"s. И хотя Хасбулатов уверяет, что в России дела идут отлично, концепция "Макдоналдса" здесь меняется так же, как и во всем мире. В России, как и на других рынках, новая рекламная кампания под слоганом I"m lovin" it: ролики в стиле хип-хоп, рассчитанные в первую очередь уже не на семьи с маленькими детьми, а на подростков. А еще вегетарианское меню и указание калорийности блюд в специальных брошюрах.

Чтобы сохранить 25% -ную динамику роста в России, "Макдоналдс", по словам Хасбулатова, в скором времени начнет предоставлять франшизу на открытие своих ресторанов - в настоящий момент все "Макдоналдсы" в нашей стране принадлежат корпорации, хотя во всем мире около 85% ресторанов McDonald"s открыты по франчайзингу.

- Почему вы не раскрываете финансовых показателей своей компании? Ведь McDonald"s - акционерная компания.

- Корпорация McDonald"s ежеквартально анонсирует результаты своей работы. Ее акционеры имеют доступ к информации, которая касается деятельности компании. На локальных рынках мы даем информацию о темпах развития, количестве обслуженных посетителей и услугах, которые мы им предоставляем.

- Каковы перспективы развития рынка фаст-фуда в России с вашей точки зрения? Сейчас у вас более 100 ресторанов. До какой степени может расти McDonald"s?

- Российский рынок имеет огромный потенциал роста в том секторе, где мы занимаемся бизнесом. Насыщенность его сейчас составляет менее 15%. То есть в стране с населением 140 000 млн человек для компаний, занимающихся развитием общественного питания, есть огромный ресурс. Положительные тенденции экономики страны, те результаты, которые мы показываем, - все это дает нам основания утверждать, что наше развитие будет последовательным. И успешным.

- Сколько ресторанов вы откроете в ближайшие 3 - 5 лет?

- В следующем году к нашей сети прибавятся 25 ресторанов, через год - 30, потом 35, 40, 45. Я рассчитываю, что мы сохраним темпы роста нашего бизнеса на уровне 25% в год.

- От сотрудников компаний, занимающихся консалтингом на ресторанном рынке, я часто слышу, что к вам обращается много желающих открыть рестораны "Макдоналдс" в своих городах. Но вы развиваетесь достаточно медленно. Почему?

- Все наши предприятия, которые работают сейчас в России, - корпоративные. Если разговор идет об открытии предприятия по лицензии или по предоставлению франшизы, то мы в скором времени будем готовы к этому шагу. С помощью [франчайзинга] мы будем развиваться более быстрыми темпами.

- То есть сейчас у McDonald"s нет партнеров по ресторанному бизнесу?

- Партнер у нас есть только в Москве. Рестораны, которые у нас работают в столице, и "Маккомплекс", пищеперерабатывающий и распределительный центр в Солнцеве, - это совместное предприятие, которое было создано еще в 1988 г. 20% акций в нем принадлежат правительству Москвы. Те предприятия, что работают вне Москвы, - исключительно корпоративные. Но с местными властями в регионах мы тоже активно сотрудничаем. К нам часто обращаются представители администраций из разных городов с просьбой открыть рестораны, мы эти просьбы всегда изучаем. И рестораны "Макдоналдс" появляются в российских городах при полном единстве наших желаний и желаний руководства тех регионов. Местные власти заинтересованы в нашем появлении: мы используем местные ресурсы - проектировщиков, строителей, поставщиков.

- Какая структура у "Макдоналдса" в России?

- На российском рынке оперируют два юридических лица. ЗАО "Москва-Макдоналдс", акционерами которого является корпорация McDonald"s (80% ) и правительство города Москвы (20% ), и ООО "Макдоналдс" (учредитель - корпорация McDonald"s). Управление ими осуществляет единый офис в Москве. Кроме того, в России действует благотворительный фонд "Дом Роналда Макдоналда", который за восемь лет своей работы передал более $5 млн на поддержку социальных программ.

- По каким параметрам вы выбираете город, в который вы придете? У вас есть какие-то критерии?

- Мы стараемся, чтобы наше развитие происходило постепенно. Мы должны быть уверены, что сможем обеспечить бесперебойное снабжение всех ресторанов. Здесь очень важно наличие дистрибьюционных центров и налаженной логистики. Поэтому сейчас разрыва в тысячи километров от города, в котором мы уже работаем, до того, в котором открываем ресторан, мы допустить не можем. Скажем, наш путь на юг выглядит так: Москва, Московская область, затем Воронеж, Ростов, и вот в 2004 г. мы открываемся в Сочи. На восток: Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Татарстан, Оренбург, и дальше уже могут быть уральские города. В наших ближайших планах - освоение Сибири.

- То есть вы не выбираете города, исходя из оценки количества местного населения? Многие компании, например, сейчас идут только в те города, где население превышает 500 000 человек.

- Нет, у нас есть, например, "Макдоналдс" в городе, где живут 100 000 человек (Альметьевск) , 200 000 человек (Нижнекамск). Есть рестораны в городах, где 300 000 жителей. Перед тем, как прийти туда, мы изучаем возможности рынков, в том числе и покупательную способность. Мы всегда говорим, что лидерство подразумевает готовность брать на себя риски. Это, конечно, всегда тяжело - открывать новые регионы, но, с другой стороны, это опыт, это карьерные возможности для огромного количества людей, которые работают с нами.

- Кстати, о рисках. Выход вашей компании на региональные рынки часто сопровождается скандалами. Иногда в виде кампаний против строительства "Макдоналдса" в выбранном вами месте. В местных администрациях обычно такие конфликты объясняют недовольством местных рестораторов. А чем их объясняете вы?

- Когда мы принимаем решение о выходе на локальный рынок, мы знаем, что руководство региона нас полностью поддерживает, потому что мы говорим, что готовы инвестировать деньги, создать рабочие места, мы готовы стать надежными и ответственными налогоплательщиками. Когда я разговариваю с администрацией, чиновники признают: да, нам важно, чтобы такая компания, как "Макдоналдс", присутствовала на нашем рынке. Я понимаю, что, возможно, у некоторых возникают опасения за свой бизнес в связи с нашим приходом, но считаю, что здоровая конкуренция позволит значительно улучшить уровень сервиса на рынке. У покупателя должен быть выбор. Поэтому, когда мы говорим о решении открыть новое предприятие, мы в первую очередь смотрим, как это предприятие могло бы работать на этом рынке с точки зрения логистики, второе - насколько наше предприятие будет востребовано и третье - насколько нас приветствуют на этом рынке.

- Как вы считаете, кто-нибудь может догнать вас сейчас на рынке?

- Мы открываем много новых ресторанов, и они - основной фактор, влияющий на посещаемость других наших ресторанов. Мы являемся лидерами индустрии, занимая около 80% его объема. За нами стоит огромный опыт работы, огромные средства вложены, подготовленный коллектив и сеть надежных поставщиков, преданные брэнду посетители.

- Мне скорее было интересно узнать, возможно ли в России такое развитие событий: компания с большими деньгами приходит, открывает сразу 100 ресторанов и становится новым лидером?

- Надо трезво оценить возможности рынка, в том числе ситуацию с недвижимостью, покупательной способностью населения, посмотреть, какие цели перед собой ставит та или иная компания. Абсолютно уверен, что для создания эффективно работающей сети нужно вложить огромные силы, и это потребует много времени.

- Вы меняете ваше меню, делаете кофейни, запускаете рекламные ролики в стиле хип-хоп. Как будет меняться "Макдоналдс" дальше?

- Мы сейчас совместно с Институтом питания и нашими поставщиками решаем, какие новые идеи мы могли бы реализовать.

- Может быть, в "Макдоналдсе" суп появится?

- Может быть, да. Если вы пойдете в "Макдоналдс" на Арбате, то уже сейчас увидите там салат-бар, кофейню "Маккафе" - еще пару лет назад это было сложно представить. Я не хочу говорить заранее, что именно у нас будет появляться нового, но это будет происходить постоянно. В среднем в нашем ресторане ежегодно бывает больше 800 000 посетителей, и данный показатель имеет тенденцию к росту. Это показывает, что мы довольно точно улавливаем, что хочет посетитель.

- Как развиваются ваши взаимоотношения с компанией Future Enterprises, которая оспаривает регистрацию вашего брэнда "Маккафе"?

- Вопросами регистрации торговых марок занимается наш офис в США. Единственное, что я могу сказать, McCafe - это торговая марка, которая была зарегистрирована за нашей компанией соответствующим образом во многих странах.

О КОМПАНИИ: McDonald"s - крупнейшая в мире по оборотам сеть ресторанов быстрого питания. Под этим брэндом работают 30 000 ресторанов в 120 странах. По данным Hoovers, продажи корпорации составили в 2002 г. $15,405 млрд. В США McDonald"s принадлежат также сеть из 650 мясных ресторанов Boston Market, компания - оператор фрайчанзинговой сети Donatos Pizza (200 пиццерий) и 90% акций Chipotle Mexican Grill, управляющей 230 закусочными. В России сейчас работают 104 ресторана "Макдоналдс" и до конца года откроются еще пять. Здания для 90 из них построены с нуля и принадлежат компании, остальные - в аренде. В 2004 г. будет открыто не менее 25 ресторанов. Стоимость открытия одного ресторана - около $1 млн.

БИОГРАФИЯ: Хамзат Хасбулатов родился 15 апреля 1956 г. в станице Сас-Тюба Казахской ССР. В 1977 г. окончил Московский институт народного хозяйства по специальности "технология и организация общественного питания". Гендиректор "Москва-Макдоналдса" с 1997 г. , президент McDonald"s в России с 1999 г. Хобби - гольф, путешествия.


Елена Виноградова
23.10.2003 Ведомости

http://www.sostav.ru/articles/2003/10/24/mark2-231003/


Док. 434883
Перв. публик.: 24.10.03
Последн. ред.: 27.03.08
Число обращений: 292

  • Хасбулатов Хамзат Хамидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``