В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Хамсат Хасбулатов: Их не догонят Назад
Хамсат Хасбулатов: Их не догонят
Отказавшись от франчайзинга, McDonald"s остается лидером в России.
В Москве работают около 30 сетей фаст-фуд различного формата - от уличных киосков до ресторанов. Новые заведения открываются чуть ли не еженедельно. Тем не менее явное лидерство американской McDonald"s в ближайшее время, похоже, никто не сможет поколебать. Успеху американской компании способствовал отказ от традиционной франчайзинговой модели.

За десять лет McDonald"s открыла 71 ресторан в 22 городах России, затратив на их строительство более $215 млн. В Москве американская корпорация создала сеть из 39 точек - больше только у московской компании "Маркон сити", владеющей уличными киосками марки "Стефф". По данным маркетинговой компании "КОМКОН", около 80% жителей столицы, посещающих рестораны и кафе "быстрого питания", отдают предпочтение McDonald"s.

Примечательно, что в России McDonald"s развивается по особому пути. Мировая сеть McDonald"s насчитывает более 29 тыс. "точек", из которых только 15% принадлежат самой корпорации - остальные работают как франчайзи. У нас же американцы открывают рестораны исключительно на свои деньги. Как показывает не слишком удачный опыт их конкурентов, эта тактика оказалась единственно верной.
Если в начале 90-х в российском McDonald"s не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании, похоже, просто неактуальна. "Мы достаточно успешно открываем и эксплуатируем собственные рестораны", - говорит Хамзат Хасбулатов, президент "МакДоналдс Россия".

По его словам, McDonald"s отнюдь не отказывается от продажи лицензий в России, но начнет поиск покупателей не раньше, чем будет принято решение об открытии ресторанов в регионах, "значительно удаленных от Москвы". В ближайшие же год-два McDonald"s не пойдет на восток дальше Поволжья, а на юг дальше Ростова-на-Дону. Зато в Санкт-Петербурге компания намерена к 2003 году расширить сеть вдвое - до 16 ресторанов.

Денег хватит.

Открытие ресторана McDonald"s - дорогое удовольствие по меркам российского бизнеса. Вполне вероятно, что именно из-за этого американцы даже не пытаются найти покупателей на свою франшизу.

По словам Хамзата Хасбулатова, на оборудование одного ресторана McDonald"s в соответствии с корпоративными стандартами требуется от $1 млн до $2 млн.
В сети "Ростик"с" открытие ресторана по франшизе обходится в несколько раз дешевле - от $150 тыс. до $450 тыс. За три с лишним года владеющая маркой "Ростик"с" компания "РосИнтер" продала 15 франшиз - в Москве, Омске и Новосибирске. Собственных ресторанов "Ростик"с" у "РосИнтера" всего шесть. До конца года в столице появятся четыре новых "Ростик"с": два ресторана откроет владелец марки, еще два - франчайзи. То есть, несмотря на присутствие за Уралом, "Ростик"с" все же остается в основном московской сетью фаст-фуд.
"Мы изучаем рынок Санкт-Петербурга, - говорит Елена Новицкая, директор "РосИнтера" по внешним связям. - Открытие ресторанов в Подмосковье тоже пока только планируется". (У McDonald"s в Московской области, кстати, работают 14 ресторанов.)

"РосИнтер" - ближайший конкурент McDonald"s в России, но при нынешних темпах развития сети "Ростик"с" вряд ли когда-нибудь сравняется по доле рынка с американцами.

Другой конкурент - "Русское бистро", некогда возникшее как отечественная альтернатива McDonald"s, уже больше года не может привлечь новых франчайзи, и московское правительство, владеющее маркой, ищет сейчас для сети управляющую компанию.

Президент "МакДоналдс Россия" Хамзат Хасбулатов утверждает, что у компании "достаточно ресурсов, чтобы открывать в стране по 20 - 25 ресторанов в год". Это вполне вероятно, если учитывать масштабы материнской компании: в 2000 году оборот корпорации McDonald"s составил более $14,2 млрд, при этом на долю российских ресторанов пришлось более $100 млн. Для сравнения: "РосИнтер" за тот же год получил $65 млн, причем от всех своих 60 ресторанов нескольких марок. Развитие широкой сети ресторанов фаст-фуд - по франчайзингу или на собственные деньги - требует создания системы производства и поставок полуфабрикатов и других продуктов. У российского McDonald"s для развития такой системы была более чем пятилетняя фора перед другими сетями. Поэтому международные конкуренты McDonald"s - Subway и KFC в России плетутся далеко позади.

Быстро только "Макдоналдсы" открываются

У компании Subway - второй по количеству заведений сети фаст-фуд в мире после McDonald"s - в России пока только четыре ресторана. Под вывеской Subway работают более 15 тыс. заведений, при этом сеть развивается исключительно на основе франчайзинга, а сама компания в отличие от McDonald"s не занимается продвижением марки на локальных рынках.

Первый ресторан Subway в Москве появился в 1998 году - его открыла компания "Горизонт", специализирующаяся на торговле стройматериалами и автозаправочном бизнесе. За прошедшее время "Сабвей Россия" создала собственную систему распределения и нашла местных поставщиков почти по всему необходимому ассортименту полуфабрикатов - и при этом привлекла всего двух новых франчайзи.
"Рынок очень медленно приходит к осознанию выгоды от использования франчайзинговых схем", - считает Геннадий Кочетков, вице-президент по развитию "Сабвей Россия".

В России для Subway есть ниша, свободная от конкурентов: там, куда не могут "втиснуться" McDonald"s или "Ростик"с", легко помещается более компактное (площадью всего 45 - 150 кв. м) заведение Subway. Поэтому в США и Европе Subway открывают на АЗС, в аэропортах, супермаркетах, кинотеатрах, при университетах и школах. Тем не менее в России такой формат не пользуется особым спросом. "Наши вузы, как правило, являются закрытыми учреждениями, а на территориях вокзалов и аэропортов нормальные законы бизнеса просто не действуют", - объясняет Геннадий Кочетков.

Subway просит за лицензию в 2,5 раза меньше, чем "РосИнтер". По словам Кочеткова, компания получает много запросов от региональных компаний - из Тулы, Ростова, Краснодара, Нижнего Новгорода, Иркутска. Тем не менее Геннадий Кочетков не решается прогнозировать темпы развития сети в ближайшие годы.
До конца 2001 года у Subway появятся три новые "точки" в Москве (две из них откроет все тот же "Горизонт") и два первых ресторана за пределами столицы - в Екатеринбурге. McDonald"s же в этом году уже успела построить восемь ресторанов в Москве и Подмосковье и три - в регионах.


Наталья Обухова
01.10.2001 Журнал "Компания" No37

http://www.sostav.ru/articles/2001/10/01/mark2-0110/


Док. 434877
Перв. публик.: 01.10.01
Последн. ред.: 27.03.08
Число обращений: 362

  • Хасбулатов Хамзат Хамидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``