В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Лев Лурье: История - принципиально неточная наука Лев Лурье - человек уникальный Назад
Лев Лурье: История - принципиально неточная наука Лев Лурье - человек уникальный
Лев ЛУРЬЕ:
История - принципиально неточная наука Лев Лурье - человек уникальный. В своих передачах и статьях он сумел открыть для горожан историю живого дореволюционного Петербурга, города, в котором жили нормальные люди, а не мемориальные доски, где происходили не только поэтические вечера и заседания Государственной Думы, но и столкновения трамваев и хулиганские драки. Лев Лурье знает о жизни дореволюционного Петербурга больше, чем служба 09 о жизни города сегодняшнего. Однако ему скучно в жестких рамках той эпохи. Сегодня Лев Лурье - самый остроумный петербургский журналист. Он ведет свои колонки в газетах Pulse и "Карьера-Капитал", к его мнению прислушиваются даже снобистские "Итоги" Евгения Киселева. Недавно Лев Лурье начал работу над новым телепроектом.

- Лев Яковлевич, я знаю, что сейчас вы активно работаете над новым телевизионным проектом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее.

- Наш новый проект посвящен знаменитым русским предпринимателям конца XIX века. "Олигархам" времени, которое рифмуется с нашим, - времени реформ Александра II, ну и отчасти следующих царствований. Идея заключается в том, чтобы создать несколько биографических фильмов, посвященных предпринимателям разного социального типа, представлявшим разные виды бизнеса. Всех наших героев объединяет то, что все они были звездами - людьми, которых знали все. Они были предпринимателями, которых по масштабу деятельности можно сравнить с теми, кого называют олигархами в современной России.

- Однако сегодня слово олигарх несет отрицательное значение.

- Во-первых, мы не знаем, какое значение оно будет иметь завтра. Вполне возможно, что роль кого-то из них будет пересмотрена. Во-вторых, этот отрицательный оттенок существовал и тогда. Во многом он характеризовал не их самих, а то отношение в обществе, которое сложилось к рыночным отношениям. Ведь им приходилось действовать в чрезвычайно трудных условиях того, что в русской культуре и русском мышлении государственное всегда преобладало над частным.

- Вы сказали, что время Александра II рифмуется с сегодняшним днем. В чем проявляется эта рифма?

- В дворянской России, описанной в "Войне и мире", в "Дубровском" и т. д., существовал некоторый набор жизненных сценариев, который в существенной мере зависел от сословного происхождения человека. Грубо говоря, карьера дворянина, карьера купца и карьера крестьянина были абсолютно разделены. Конечно, существовала Табель о рангах, которая позволяла перепрыгивать, но прыгали всегда на одну и ту же ступень - на дворянскую. Это был некий уклад, в котором было множество минусов, например крепостное право или кастовость, которая напоминала Индию, а с другой стороны, существовало и множество плюсов, которые хорошо видны в той же "Войне и мире". Существовал устойчивый мир с устойчивыми представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, что значит быть хорошим и что значит быть плохим.

- Застой?

- Да, это был застой, но это общество стало застойным только к концу правления Николая I. До этого, при всей натянутости сравнений, конец XVIII начало XIX века напоминает 20 - 30-е годы, когда никто становится всем - естественно, в дворянском качестве.

А потом все успокоилось. Наступил застой. После 50-х годов ситуация меняется. В некотором смысле это было время, когда всякий может претендовать на богатство, поменять свой социальный статус. Меняются и представления о нравственности, о том, что такое успех. Появляются невиданные возможности обогащения, но одновременно огромное количество людей впадает в бедность. В этом смысле то турбулентное время похоже на то, что мы переживаем или пережили сейчас.

- Трудно ли было сделать карьеру в те годы?

- Что такое карьера? Карьера это жизненный путь, "тема пути", как говорил Блок. Это преодоление тех препятствий, которые ставит общество. Это попытка выделиться. Действительно, все герои нашего цикла преодолевали сопротивление окружавшей их среды, среды социальной, народного мнения, законодательной, взяток и так далее, однако сумели выделиться и стать победителем. Наш цикл о тех, кто победил.

- О ком конкретно идет речь?

- Среди тех героев, которые точно войдут в цикл, основатель Волжско-Камского банка Василий Александрович Кокорев - человек, который был не только крупнейшим предпринимателем, но и публицистом, автором целого ряда ноу-хау. Он был первым человеком, который покрыл Россию цепью оптовых складов, начал добывать нефть в Баку. Другая серия будет посвящена крупнейшему торговцу зерном Овсянникову, который вышел из бурлаков. Совершенно невероятная карьера. К моменту своего краха он имел 18 миллионов рублей - колоссальное состояние. Это человек, который снабжал зерном всю Русскую армию. Еще одна серия будет о Полякове - железнодорожном короле, который вышел из еврейского местечка. Он построил многие российские железные дороги, действующие до сих пор. Одна серия будет посвящена Николаю Ивановичу Путилову - основателю Путиловского завода, человеку, которому Петербург обязан своим морским портом. Будут и другие герои.

- Кто еще работает над реализацией этого проекта?

- Мы работаем с Александрой Матвеевой, которая является продюсером цикла. У нее большой опыт телевизионной работы, в частности, она много работала в "Адамовом яблоке" Кирилла Набутова. Уже самостоятельно она сделала проект "Без наркотиков", который многие видели на НТВ. Режиссер цикла Валерий Спирин также работал над антинаркотическим проектом, а еще снял огромное количество клипов. Редактор Римма Крупова - историк, специалист по костюму, долгое время работавшая на "Ленфильме". Это ее первый большой телевизионный проект. Кроме того, большую помощь оказал молодой историк Павел Черноморский.

- На каком из телеканалов мы сможем посмотреть этот проект?

- Сегодня говорить об этом однозначно еще рано. Наш продюсер ведет переговоры с ведущими московскими каналами, и, на каком из них зрители увидят наш проект, еще не определено.

- Известно, что без спонсоров ни один культурный проект сегодня невозможен. Кто помогал в создании этого цикла?

- Реализация проекта была бы абсолютно невозможно без Промышленно-строительного банка. Особенно мне хотелось бы поблагодарить председателя правления банка Александра Эмдина и советника председателя правления Ирину Шарипову, которые заинтересовались нашей идей и оказали ей неоценимую поддержку, причем не только материальную, но и своими интересными идеями.

- Лев Яковлевич, все ваши предыдущие телепроекты касались темы Петербурга начала XX века. Почему вы решили сменить время и заняться веком XIX?

- Я не исключаю, что еще вернусь к XX веку, но вообще, у историков есть такое выражение "мое время", так вот "мое время" - это эпоха Александра II. В молодости моей узкой специализацией была "Народная воля". Однако, когда я занимался народовольцами, плохо представлял себе тот исторический контекст, в котором они жили, но всегда понимал, что вся их деятельность каким-то образом отталкивалась от окружавшей их среды. Поэтому сегодня мне страшно интересно рассматривать то время с другой точки зрения. Кроме того, всем казалось, что время Александра II изучено лучше, чем начало XX века. О нем много писали, снимали фильмы, на нем было меньше табу. Однако, как выяснилось, советские историки им занимались много, но с предвзятых позиций, а до революции этим временем еще не успели заняться. Поэтому сегодня, погружаясь в жизнь той эпохи, я ощущаю себя первооткрывателем, человеком идущим по первопутку.

- Если время Александра II так рифмуется с сегодняшним, можно ли строить прогнозы на будущее современной России, опираясь на исторический опыт той эпохи?

- История - принципиально неточная наука. Если бы мы знали, что случится в следующем году, то, наверно, повесились бы. Во всяком случае, это было бы крайне не интересно. История - вещь рискованная. Она, как известно, предсказывает назад, а не вперед.

- Однако не напоминает ли вам сегодняшняя политика правительства Примакова с заботой об отечественном товаропроизводителе и жесткой внешней политикой времена сменившего на троне реформатора Александра II державника Александра III?

- Я как раз сегодня об этом думал. Однако считаю, что психологически на Александра III больше похож Борис Николаевич Ельцин, который напоминает мне медведя-шатуна, ловящего рыбу. Он сидит, сидит около водопада, такой добродушный, полуспящий, а потом как вдруг ударит по воде лапой - и рыба поймана. Так и Александр III был человеком флегматичным, но способным на острые, быстрые реакции. Гонял министров только так.

- И последний вопрос. Как вы считаете, чему могут научить наших предпринимателей истории об успехах их дореволюционных предшественников?

- Прежде всего, они могут научить тому, что предпринимательство в России есть вещь рискованная, но исключительно увлекательная, требующая разнообразных талантов, и потому успех в ней равносилен победе в каком-нибудь экстремальном виде спорта. Русский бизнес - это стипль-чез. Так было, так будет!

http://www.pressa.spb.ru/newspapers/nevrem/arts/nevrem-1955-art-18.html

Невское время No 74(1955) 23.04.1999 г.


Док. 434820
Перв. публик.: 23.04.99
Последн. ред.: 27.03.08
Число обращений: 304

  • Лурье Лев Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``