В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Сможем ли преодолеть отставание? Назад
Сможем ли преодолеть отставание?
Современное российское образование вступило в стадию качественной модернизации, практически все сегменты нашей образовательной системы нуждаются в качественной перестройке. В ряду наиболее кричащих проблем в в этой сфере, безусловно, стоит степень износа основных фондов учебных учреждений, которая превышает 42 процента (в среднем по экономике - 44,3%), коэффициент их обновления (в сопоставимых ценах) составляет лишь 1,2 процента в год. Безусловно, вложения последних лет, в частности, связанные с приоритетным национальным проектом "Образование", существенно поддержали материально-техническую базу образования. Тем не менее, учитывая глубину проблемы, их явно недостаточно.
Так, объем основных фондов в образовании на начало 2005 года составлял 1217 млрд руб. (3,2% всех основных фондов экономики). Однако в том же году 35% государственных (муниципальных) дневных общеобразовательных учреждений требовали капитального ремонта и 4% находились в аварийном состоянии. Лишь 58% школ имели все виды благоустройства, 37% не были обеспечены канализацией, 20% - центральным отоплением и еще 25% - водопроводом. Каждая пятая школа не имеет возможности обеспечить учащихся горячим питанием.
Далеко не все школы имеют возможность проводить занятия по физическому воспитанию на своей базе, спортивные залы отсутствуют в каждой четвертой государственной (муниципальной) дневной школе.
По данным Рособразования, в наибольшей степени учреждения профессионального образования оснащены учебной и учебно-методической литературой, учебными площадями, мебелью и инвентарем (75%). По остальным видам ресурсов (учебное оборудование, информационные технологии, научная литература и оборудование) наблюдается большая дифференциация по уровням образования - высокие показатели по ВПО и низкие показатели на уровне НПО. Особенно низкие (около 50%) - по обеспеченности компьютерными программами и базами данных, а также доступом в Интернет. Тем не менее по большинству этих видов ресурсов наблюдается устойчивое улучшение положения, связанное, в первую очередь, с реализацией приоритетного национального проекта "Образование". Так, показатели обеспеченности учебным оборудованием за три последних года достигли по вузам 83%, по СПО - 76%, по НПО - 68%. Только в 2007 году в рамках нацпроекта подключено к сети Интернет свыше 52 тысяч общеобразовательных учреждений, в школы поставлено 3,2 тысячи автобусов (в том числе 1,4 тысячи - централизованно), свыше 17 тысяч комплектов современного учебного оборудования (в том числе 9 тысяч - централизованно). По утверждениям руководства Минобрнауки России, по итогам реализации приоритетного национального проекта "Образование", в доступ студентов в Интернет обеспечивают сегодня 100% российских вузов. Ситуация в СПО и НПО заметно хуже: на сегодняшний день лишь 56% техникумов и 30% ПТУ предоставляют возможность выхода в Интернет своим учащимся.
Меры, предпринимаемые в последние годы по оснащению образовательных учреждений компьютерной техникой, позволили повысить обеспеченность российских школ персональными компьютерами с 2,8 единиц на 100 учащихся на начало 2005/2006 учебного года до 5 в 2007 году. Однако по этому показателю Россия по-прежнему значительно отстает от зарубежных стран - в 2003 году в развитых странах на 100 учащихся школ уже приходилось 10-20 компьютеров. Уровень компьютеризации российских общеобразовательных учреждений сопоставим лишь со странами Восточной Европы и Балтии.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" Правительством Российской Федерации была поставлена задача до конца 2007 года всем российским государственным и муниципальным школам, в том числе сельским, а также детским домам, не имеющим доступа к сети Интернет, обеспечить качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с, приобрести и поставить в общеобразовательные учреждения компьютерное оборудование и учебно-наглядные пособия и оборудования. Общий объём средств, выделенных на данное направление ПНПО, составил 3 млрд. рублей. Исполнителем государственного заказа по итогам открытого конкурса стала компания ОАО "РТКомм.ру". Направление, вызвавшее, пожалуй, наибольшие нарекания, несмотря на то, что Минобрнауки отчиталось о стопроцентном исполнении задачи. Действительно, подключение к сети Интернет школы, находящейся в аварийном состоянии, в которой нет света и отопления, выглядело порой анекдотически. Зачастую единственный подключенный к сети компьютер устанавливался не в компьютерном классе, а в запертом на замок помещении, а ещё чаще - в личном кабинете директора, и говорить о доступе учащихся к глобальной сети Интернет можно лишь, обладая изрядным чувством юмора. Практически повсеместно Интернет используется в целях, не связанных с образовательным процессом. В частности прокуратурой Астраханской и Владимирской областей, Республики Карелия и ряда других регионов при проверке образовательных учреждений установлено, что с компьютеров, имеющих доступ к сети, посещаются сайты порнографического характера, сайты знакомств, игровые и развлекательные сайты.
Одним из направлений ПНПО стало оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления осуществлена поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2006 году в общеобразовательные учреждения было поставлено 12,5 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, в том числе за счёт средств федерального бюджета в российские регионы было поставлено более 5 тыс. комплектов. В 2007 году с учётом софинансирования субъектов Российской Федерации осуществлено оснащение российских школ во всех регионах 15,5 тыс. комплектов учебного оборудования, в том числе 11 тыс. за счёт средств федерального бюджета. За счёт средств федерального бюджета будут осуществляться поставки современного оборудования для кабинетов химии, физики, биологии и географии, а также интерактивных аппаратно-программных комплексов в общем количестве не менее 7,4 тыс. комплектов на сумму 2,3 млрд. рублей. Кроме того, в связи с объявлением Президентом России В.Путиным 2007 года - Годом русского языка, была осуществлена поставка около 1800 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для школьных кабинетов русского языка и литературы.
Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов. Следует сказать, что о необходимости реализации программы "Сельский школьный автобус" Минобрнауки России высказывалось задолго до старта приоритетных нацпроектов, в рамках планируемой реструктуризации сети сельских школ. По оценкам Федерального агентства по образованию, потребность в автобусах для сельских школ до начала реализации данного направления составляла 10521 единиц. В 2006 году в российские регионы было поставлено 1769 автобусов за счёт средств федерального бюджета, а с учётом средств софинансирования субъектов Российской Федерации - 4186 единиц. В 2007 году приобретено 2780 автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в том числе 1390 - за счет средств федерального бюджета. С закупкой автобусов произошел конфуз. Победителем федерального конкурса на поставку автобусов стало ООО "ЦТД "Русские автобусы", предложившее наиболее выгодные условия по поставке автобусов типов ПАЗ и КАВЗ. Однако по словам заместителя руководителя Рособразования Александра Рождественского, ни один из отечественных микроавтобусов до сих пор не смог пройти необходимую процедуру сертификации, и закупать 11-местные автобусы отечественного производства (самый востребованный для реализации нацпроекта транспорт) нельзя. Конкурс на поставку автобусов вместимостью до 11 мест признан не состоявшимся. Попытки сертифицировать ГАЗель из-за технических проблем успехом не увенчались.
Таким образом, для преодоления технологического отставания представляется целесообразным продолжать начатое в рамках нацпроекта материально-техническое перевооружение образовательной сферы. Вопрос - откуда деньги? Полагаю, что средства на оснащение школ и вузов оборудованием могли бы выделяться как из федерального бюджета в рамках специальной подпрограммы ФЦПРО либо в форме целевых субвенций, так и субъектами Российской Федерации.

Дарья Митина
25.03.2008
www.nasledie.ru



Док. 434046
Опублик.: 25.03.08
Число обращений: 951

  • Митина Дарья Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``