В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Дроздов: Про уродов и людей Назад
Николай Дроздов: Про уродов и людей
Уже несколько недель в эфир "Первого канала" выходит передача "В мире людей". Ее ведущим стал один из корифеев отечественного телевидения Николай Дроздов. Программа, название которой отсылает нас к культовому телепроекту "В мире животных", является попыткой осмыслить мир homo sapiens, на поверку оказывающийся более жестоким, чем мир тигров и львов. Сложно сказать, чего именно ожидал сам Николай Николаевич от нового шоу. Однако с уверенностью можно утверждать: некоторые сюжеты программы способны превратить в законченного мизантропа даже святого.

Не удивлюсь, если с помощью нового проекта Николай Дроздов будет впервые открывать для себя определенные особенности человеческой природы. Всю свою жизнь этот человек соприкасался с совершенно иной, "звериной" реальностью, где правят не мораль и культура, а голые инстинкты. Впрочем, та же программа "В мире людей" очень хорошо показывает, что никакая мораль не спасает нас от превращения в кровожадных хищников.

Доктор биологических наук, профессор МГУ, потомственный ученый, Дроздов на протяжении тридцати лет вел передачу "В мире животных". В 2006 году проект, остававшийся едва ли не единственной образовательной передачей на нашем ТВ, сменил прописку и стал выходить на канале "Домашний". Сам Николай Николаевич, комментируя подобные перемены, говорил о вызовах времени и столкновении с новыми законами существования массмедиа. Впрочем, и на "Домашнем" Дроздова тоже поспешили "подвинуть": сейчас легендарная передача поставлена продюсерами канала на откровенно издевательское время - 9 часов 30 минут субботнего утра. Думается, смотрят ее исключительно фанаты.

И вот человек, посвятивший не один десяток лет изучению жизни братьев наших меньших, а также популяризации знаний о них с помощью различных медиа, решил обратить свой взор на род людской. О новом проекте "В мире людей" сам Дроздов на официальном сайте "Первого канала" говорит следующее: "Всю свою жизнь я посвятил изучению жизни животных, их повадок, поведения, инстинктов, взаимоотношений. В этом году я справил 70-летний юбилей и мне захотелось исследовать другой мир – мир людей. Взглянуть на него с высоты прожитых лет и поделиться со зрителями своими впечатлениями".

Подобный интерес к своим сородичам по племени homo sapiens, внезапно проснувшийся в Николае Дроздове, можно, конечно, объяснить свойственной любому ученому тягой к неизведанному. Но есть во всем этом и какая-то странность: представляется, что тот, для кого наивысшую смысложизненную ценность составляет изучение зверей (собирание марок, разведение хорьков – неважно), относится к разряду фанатов. А подобные индивиды, как правило, не склонны отодвигать собственные увлечения на второй план. Более того – "дело жизни" способно выключить фаната из окружающей действительности. Типичным примером здесь будет незабвенный Александр Невзоров, не скрывающий, что все, не относящееся к теме лошадей, ему абсолютно безразлично.

Каждый выпуск программы "В мире людей" состоит из пяти историй, которые, как гордо заявляют создатели проекта, излагаются в весьма непростом жанре теленовеллы. Неизвестно, каковы были творческие задумки авторов новой программы и что именно они вкладывают в понятие теленовеллы, но только стилистически материалы из "В мире людей" более всего напоминают классическую энтэвэшную желтуху типа "Программы максимум" или "Русских сенсаций". Особенность свежего проекта "Первого канала" заключается в том, что здесь, в основном, эксплуатируется лишь один жанр - бульварно-сентиментального репортажа. Подобная телепродукция хорошо известна отечественному зрителю: именно в этом жанре взращенные Л. Парфеновым репортеры с "НТВ" клепают свои чудовищные и, откровенно говоря, бесчеловечные материалы о больных детях, опустившихся знаменитостях, инвалидах или же просто – о загубленных судьбах и разбитых сердцах. Здесь все предельно цинично: на самые душещипательные кадры недрогнувшая журналистская рука накладывает музычку попронзительнее, физические уродства смакуются беспристрастной камерой, а весь получившийся материал лихо упаковывается в обертку из какого-нибудь афористичного или "цитатного" названия, столь любимого примодненными корреспондентами "НТВ".

Репортеры с "Первого", слава богу, в откровенные крайности не впадают, однако и их явно коснулась повальная эпидемия "желтухи". Возьмем показанный в последнем выпуске передачи "В мире людей" сюжет об Анне Логиновой – известной московской модели, погибшей при защите своей дорогой иномарки. Эта история (к слову, типичная для нашего болезненного общества, где люди гибнут потому, что ценность жизни для них не столь очевидна, как ценность внедорожника) спокойно звучит себе в эфире "Первого канала", хотя раньше здесь практически не было ни криминальных, ни светских сюжетов.

Более того: вроде бы нейтрально-сдержанное журналистское повествование разбавляется совершенно невообразимыми вещами. Вот кадры с беззаботным и с виду вполне веселым мальчонкой, рассказывающим о том, что мама хотела купить ему котенка, а после добавляющим, что сейчас она на небесах среди ангелов. Это, как вы догадались, сын погибшей. Вот другие кадры – с похорон Анны. Камера специально фокусируется на пальцах покойницы, на которых еще заметны раны – девушку, вцепившуюся в ручку двери угоняемого автомобиля, протащило по асфальту несколько десятков метров. Затем нам долго показывают, как мать Анны Логиновой рыдает в голос над гробом дочери.

Скажите – что это? Отсутствие у репортеров программы малейшего представления о нормах морали? Непонимание того, что можно и нельзя показывать в эфире? Беспринципность?

Не знаю, рад ли Николай Дроздов такому знакомству с миром людей. Во всяком случае, еще один сюжет из последнего выпуска программы вряд ли мог придать оптимизма воззрениям прославленного телеведущего на род людской. Здесь рассказывалось о матери маньяка Пичушкина. Эта обычная с виду женщина долго исповедовалась перед камерой, а в конце честно призналась – она ощущает вину за то, что родила монстра. Монолог матери битцевского маньяка разбавлялся кадрами из семейного архива: юный Саша Пичушкин валяет дурака перед камерой, играет с котом и т.д. И здесь опять хочется задать журналистам программы вопрос – а, собственно, ведают ли они, что творят? Понимают ли, что, показывая нам такого милого домашнего юношу, они, фактически, выступают с апологией маньяка? Ведь точно также можно продемонстрировать в эфире детские фотографии Гитлера – мол, посмотрите, какой чудесный был ребенок...

Все сюжеты сопровождаются комментариями самого Николая Дроздова. Банальность его рассуждений компенсируется неподдельностью эмоций: после репортажа о погибшей модели Николай Николаевич едва сдерживает слезы и какое-то время не может подобрать слов. Наверное, именно эта искренность и чрезмерная сердечность и помешали ему успешно вписаться в новые реалии со своей программой "В мире животных". С другой стороны, большинство сюжетов в новой передаче Дроздова носят драматический характер. Поэтому получается, что зритель видит ведущего преимущественно растроганным и взволнованным. Под конец программы это несколько утомляет и даже смешит. А некоторые фразы Дроздова и вовсе комичны. Назвать сладкоголосого и жеманного Эдварда Радзинского "настоящим мужчиной" (как сделал это Николай Николаевич по окончании сюжета о супруге известного драматурга и историка) не догадались бы даже шутники из "Камеди клаб".

Не исключено, что новый проект в скором времени перестанет существовать. Близкое знакомство с миром людей вполне может сделать из сентиментального и чувствительного Николая Дроздова убежденного человеконенавистника. И это будет закономерно: как еще относится к людскому роду, если он состоит из существ, подобных Пичушкину и тем отморозкам, которые убивают молодую женщину ради груды железа?

Сергей Ильченко-мл.


Полная версия материала: http://www.fontanka.ru/2008/02/04/005/


04/02/2008

 



Док. 433984
Перв. публик.: 04.02.08
Последн. ред.: 25.03.08
Число обращений: 476

  • Дроздов Николай Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``