В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентин Денисов: Для эффективной земельной политики необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу Назад
Валентин Денисов: Для эффективной земельной политики необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу
В Государственном университете по землеустройству состоялось заседание депутатов Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам по теме "О современных технологиях межевания земель сельскохозяйственного назначения"

Открыл заседание Председатель Комитета по аграрным вопросам, координатор партии "Единая Россия" Денисов Валентин Петрович.

Основным докладчиком выступил ректор Государственного университета землеустройства, академик РАСХН Сергей Волков, который рассмотрел проблемы землеустройства в России на современном этапе.

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли данной категории выступают как основное средство производства в сельском хозяйстве, главный источник производства собственных продуктов питания и сельскохозяйственного сырья для промышленности, а также в качестве предмета труда и условия занятости сельского населения. Это определяет приоритет в использовании земель сельскохозяйственного назначения, их особый правовой режим, необходимость охраны, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв, а также геополитическую ценность.

По состоянию на 1 января 2007 года площадь земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации равнялась 402,6 млн. га, в том числе 195,1 млн. га сельскохозяйственных угодий (88,4% от площади всех сельскохозяйственных угодий страны и 48,5% от площади категории) и 115,4 млн. га пашни (94,9% от общей площади пашни страны и 28,7% от площади категории).

Из всех земель Российской Федерации, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходилось 97,1% (126,0 млн. га), из них 87,4% в общей собственности па землю составили доли граждан.

К государственной и муниципальной собственности относились участки лесных земель, земель под древесно-кустарниковой растительностью, под дорогами, под водой, под болотами, а также участки земель фонда перераспределения.

В структуре частной земельной собственности категории земель сельскохозяйственного назначения основную площадь занимали сельскохозяйственные угодья, включая большую часть пашни (около 90%).

По расчетам Россельхозакадемии и Государственного университета по землеустройству, суммарные ежегодные потери, которые понесла наша страна в период с 1990 по 2006 годы из-за ухудшения использования земли, только в сельскохозяйственном производстве составляют не менее 123,28 млн. тонн в зерновом эквиваленте. Это равняется 40,8% от уровня производства 1990 года, которое достигало 301,92 млн. тонн.

В информационной справке подготовленной к заседанию руководителем аппарата комитета Госдумы по аграрным вопросам Николаем Калининым, отмечено, что в ходе земельной реформы при реорганизации в 1992-1994 годах колхозов и совхозов 115 млн. га сельскохозяйственных угодий было передано в общую долевую собственность 11,8 млн. граждан.

Граждане получили на руки Свидетельство о праве собственности на земельную долю. Но распорядиться земельным участком, находящимся в долевой собственности, фактически не могут, так как этот земельный участок не поставлен на кадастровый учет и права на него не прошли государственную регистрацию.

Для постановки земельного участка на кадастровый учет и получения кадастрового паспорта необходимо представить межевой план, который выполняется в ходе дорогостоящих кадастровых работ. При этом в обязательном порядке требуется определить координаты характерных точек границы земельного участка. Отсутствие таких кадастровых сведений также является основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации прав на этот земельный участок.

Ситуация с выполнением кадастровых работ осложняется из-за того, что сельскохозяйственные угодья находятся в общей долевой собственности граждан, а несельскохозяйственные угодья закреплены за сельскохозяйственными организациями на праве постоянного (бессрочного) пользования и находятся в государственной собственности.

В результате граждане и сельскохозяйственные организации не могут договориться, кто из них будет оплачивать кадастровые работы по составлению межевого плана (в среднем по хозяйству около 700 тыс. рублей).

Кроме того, необходимо еще оплатить государственные пошлины за получение кадастрового плана, за государственную регистрацию прав на земельные доли, за удостоверение доверенностей, выдаваемых участниками долевой собственности. В общей сложности для оформления прав на земельный участок, находящийся в долевой собственности, требуется заплатить более 1,5 млн. рублей по среднему хозяйству, в котором имеется около 400 дольщиков.

Поэтому 83% бывших земель колхозов и совхозов в настоящее время используются сельскохозяйственными организациями без оформления и государственной регистрации каких-либо документов в регистрационных палатах.

Однако, такая неопределенная ситуация с правовым положением земельных долей заканчивается, так как 27 января 2009 года (осталось меньше 1 года) истекает отпущенный статьей 16 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" срок на приведение в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ договоров аренды земельных долей, не зарегистрированных в регистрационных палатах.

Для этого необходимо выполнить кадастровые работы по определению границ земельного участка (в состав которого входят земельные доли), передаваемого в аренду (стоимость работ около 100 рублей за 1 гектар), поставить его на кадастровый учет, получить каждому гражданину в регистрационной палате новое Свидетельство о праве собственности на земельную долю (госпошлина 500 рублей за каждую долю), заключить договор аренды и зарегистрировать его в регистрационной палате (госпошлина 7500 рублей за договор).

Если этого не сделать, то руководитель сельскохозяйственной организации вправе уже 28 января 2009 года издать приказ о том, что с этого дня все земельные доли в силу закона находятся у него в доверительном управлении. Дальше в соответствии с п. 3 статьи 1022 Гражданского кодекса РФ долги сельскохозяйственной организации будут погашаться за счет земельных долей, находящихся в доверительном управлении, даже без согласия собственника земельной доли.

По данным Роснедвижимости, права на землю не были оформлены на 69,9% площади сельскохозяйственных организаций, в том числе на 74% площади товариществ и обществ, на 83,4% площади производственных кооперативов, на 5,2% площади государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных предприятий, на 0,3% площади НИИ и учебных заведений, на 20,4% площади казачьих обществ и на 9,3% площади прочих сельскохозяйственных организаций.

Примерно 70% сельскохозяйственных организаций и не менее половины граждан, имеющих в собственности земельные участки, по состоянию на 1 января 2007 года не смогли реализовать свои земельные права.

По крестьянским хозяйствам требовалось переоформление прав на землю на 14% площадей, по личным подсобным хозяйствам - на 19,9% площадей, по участкам садоводов - на 31,5%, по участкам огородников - на 49,6%, по участкам для индивидуального жилищного строительства - на 47,1%, по дачным участкам - на 15,8% площадей.

Учитывая сегодняшнее состояние экономики сельскохозяйственных предприятий, можно спрогнозировать массовую распродажу земельных долей, что усугубит социальную напряженность в стране.

Вывод напрашивается один - необходимо максимально упростить и удешевить процедуру оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения.

Подводя итоги заседания, председатель Комитета по аграрным вопросам Валентин Денисов подчеркнул:

- Сегодня государство несет потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлений от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками; от реализации земельных участков на торгах; от уменьшения госпошлин, взимаемых за юридически значимые действия по сделкам с землей.

Таким образом, в 1990-2007 годах государством не были созданы условия для формирования эффективной системы землевладений и землепользований в сельской местности и оформления прав на землю. В рассматриваемый период государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, должным образом не осуществляя учет и инвентаризацию земель, планирование развития землепользования, землеустройство, а также контроль за использованием земель и их охраной.

Из-за отсутствия землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения государство несёт экономический ущерб и упущенную экономическую выгоду за счет разрушения сельскохозяйственного производства и инфраструктуры, установления организационно-территориальных и земельно-правовых барьеров, препятствующих нормальной инвестиционной политике, ипотеке и обороту земель сельскохозяйственного назначения".

По итогам заседания было принято решение членам Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам принять участие в

* подготовке ко второму чтению законопроекта No 330901-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений", предусмотрев в этом законопроекте :
а) упрощение порядка принятия участниками долевой собственности решений для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные доли и земельные участки;
б) сокращение размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав на земельную долю с 500 до 50 рублей;
в) приведение Федерального закона "О землеустройстве" в соответствие с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
г) установление порядка добровольного отказа от земельных долей и прекращения прав на земельный участок, не используемый по целевому назначению;
д) удешевление кадастровых работ по изготовлению межевого плана земельного участка за счет упрощения описания границ и применения современных технологий по определению характерных точек границ земельного участка.
* по подготовке ко второму чтению законопроекта No 428021-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", предусмотрев в этом законопроекте:
а) упрощение порядка регистрации прав на исходный и вновь образуемый земельные участки в случае выдела земельной доли в натуре;
б) установление размера государственной пошлины за кадастровый учет земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не более чем 500 рублей за весь участок независимо от его площади;
в) определение требований по уровню профессиональной подготовки, предъявляемых к кадастровым инженерам, и порядок повышения их квалификации;
г) уточнение термина "кадастровый инженер" с терминами в классификаторе специальностей высшего профессионального образования
* рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить разработку нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено вступившим с 01.03.2008 года в силу Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

* обратиться в Минобрнауки Российской Федерации с просьбой увеличить квоты приема студентов по специализации "землеустройство и кадастры", а так же сохранить подготовку инженеров со сроком обучения 5 лет, наряду с выпуском бакалавров и магистров по направлению "землеустройство и кадастр"

http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=129026

Док. 433482
Опублик.: 21.03.08
Число обращений: 136

  • Денисов Валентин Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``