В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление Дмитрия Медведева на торжественном собрании, посвящённом 85-летию создания Верховного Cуда России. Назад
Выступление Дмитрия Медведева на торжественном собрании, посвящённом 85-летию создания Верховного Cуда России.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Уважаемый Вячеслав Михайлович [Лебедев, председатель Верховного Суда]! Уважаемые председатели высших судов! Уважаемые коллеги! Уважаемые судьи!

Позвольте поздравить вас и всех, кто присутствует в зале, с 85-летием Верховного Cуда России.

Это, вне всякого сомнения, историческая дата для нашей судебной системы. Тогда, в 1923 году, когда наша страна только что вырвалась из периода безвластия, тяжелейшей Гражданской войны, формирование высшего судебного органа было шагом на пути установления законности.
За прошедшие десятилетия произошло немало событий, в корне изменивших общественно-политический и экономический строй, изменивших все государственно-правовые институты.

В результате реформ 90-х годов была реализована идея разделения властей. Принципиальные перемены произошли и в организации судебной власти. В России впервые появилось конституционное правосудие, получило дальнейшее развитие экономическое и административное правосудие, были восстановлены мировые суды и суды присяжных.

Сегодня Верховный Cуд является основным гарантом правового порядка, соблюдения прав граждан и их защиты, во многом тем самым обеспечивая общую стабильность в стране.

Особо отмечу участие Верховного Cуда в разработке и реализации положений, определяющих само содержание правосудия в демократическом государстве, прежде всего в подготовке закона "О статусе судей", в котором были сформулированы основополагающие идеи самостоятельности и независимости судебной власти.

Сформированы органы судейского сообщества, на которые законодательно возложено решение вопросов прекращения полномочий судей, рассмотрение кандидатур на должности судей, присвоение квалификационных классов.

Создан и успешно функционирует Судебный департамент.

Одним из важнейших итогов состоявшихся реформ является то, что отечественное правосудие перестало быть преимущественно карательным. Оно приобрело качества правозащитной системы. И в этой серьёзной, кропотливой работе руководство суда, судьи и аппарат Верховного Суда проявили высокую ответственность и такой же высокий профессионализм.
Правосудие - важнейшая функция правового государства. От его эффективности зависит реализация права, а следовательно, осуществление политики государства, выраженной в законе.

Но само правосудие возможно лишь в общей системе правового государства. Оно не может быть эффективным при несовершенном законодательстве, в отсутствие отлаженной системы исполнения законов и полноценной правоприменительной деятельности. И сейчас на повестке дня стоит задача совершенствования законодательства. Участие в этой работе Верховного Суда особенно значимо.

Ещё раз подчеркну: совершенствование законодательства должно быть комплексным. И сегодня мы это как никогда понимаем: те законы, которые принимаются в нашей стране, они в значительно большей степени состыкованы с нашей правовой системой, сложившейся за истекшие 15-17 лет, чем те документы, которые принимались в самом начале существования нового Российского государства. И в этом смысле работа Верховного Суда должна быть направлена на выработку устойчивой, единообразной и внутренне непротиворечивой судебной практики.

Судебная практика у нас традиционно не рассматривается в качестве специального источника российского права. Однако фактически (мы с вами это отлично знаем) она устраняет очень многие законодательные пробелы.
Качество правосудия характеризуется предсказуемостью судебных актов, единством толкования и применения норм права. И Верховный Суд - на основе анализа и обобщения практики нижестоящих судов - должен своевременно реагировать на любой возникающий разнобой или противоречия в этих видах деятельности.

Важно сохранить и укрепить взаимодействие между тремя высшими судами России - Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным, - которое исключало бы расхождения в их правовых позициях, и при этом найти оптимальные формы взаимодействия.

Хотел бы сегодня остановиться и на отдельных проблемах в сфере российского правосудия.

Очевидно, одна из них - до сих пор у нас не принят новый конституционный закон о судоустройстве судов общей юрисдикции. Фактически здесь действует подлатанное законодательство советского периода. Нам необходимо подготовить полноценный документ и сделать это в ближайшее время.

Проблемой остаётся доступность и качество правосудия. Вы эту проблему отлично знаете на себе. Многие судьи по-прежнему очень перегружены, особенно это стало сказываться на мировых судьях, ну и не только на мировых. Количество находящихся, в частности, у мировых судей дел зачастую в 10 раз больше, чем у районных. И, конечно, это напрямую сказывается на качестве рассмотрения дел. Об этом свидетельствуют и обращения самих судей.

Безусловно, нельзя бесконечно увеличивать число судей и сотрудников судов, но найти оптимальную численность, адекватную сегодняшнему состоянию нашего общества, сегодняшнему состоянию правосудия, в целом правовой системы, - это наша безусловная задача. И одним из других путей решения этой проблемы, помимо нахождения такого оптимального количества, должно стать введение обязательных досудебных процедур, особенно в административном судопроизводстве.

Знаю, что Верховный Суд уже внёс в парламент законопроект, в котором нагрузка между мировыми судьями и районными распределяется более равномерно. И рассчитываю, что наши коллеги законодатели смогут принять сбалансированное решение.

По-прежнему больная тема - это длительность рассмотрения дел в судах. Очевидно, что нужно разработать процессуальный механизм, ускоряющий принятие судебных решений. Недопустимо, когда дела рассматриваются годами, а люди томятся в судебных коридорах на протяжении этого периода.
Но нужно иметь в виду и другое: такой процессуальный механизм не должен сказаться на качестве правосудия. Мы понимаем, что быстрое правосудие бывает не всегда качественное. И здесь тоже тот вопрос, по которому необходимо найти баланс между этими вопросами. В прошедшие годы была серьёзно укреплена материальная база судов, повышена зарплата судей. Хотел бы сказать, что государство будет и впредь создавать условия для успешной работы судов и для полноценной нормальной оплаты труда судей. Это исключительно важная государственная задача.

В то же время надо совершенствовать процедуры отбора судей, укреплять их независимость и объективность. Одновременно необходимо повышать ответственность судей, включая и возможность наказания за нарушение судебной этики, тем более за любые отступления от принципов справедливости и беспристрастности в отправлении правосудия. Нельзя забывать, что от качества работы судейского корпуса, от культуры, от внимания к людям зависит и отношение наших граждан к государству и праву.

На этой теме, на вопросах повышения правовой культуры, я бы хотел остановиться особо.

Неоднократно говорил в последнее время, что правовой нигилизм является мощнейшим тормозом на пути развития нашего государства. Неуважение к праву не появляется само по себе. Оно имеет исторические причины и возникает лишь в том случае, когда законы не отвечают потребностям людей или не выражают их интересы. И наоборот, только если эти законы адекватны интересам людей, их потребностям, адекватны современному состоянию экономики, социальной сферы, эти законы воспринимаются людьми и уважаются ими. Поэтому правовая культура напрямую зависит от качества права и качества правоприменения государственными органами и должностными лицами.

Не меньшее значение имеет понимание людьми содержания и социальной ценности права для общества. Подчеркну, что правовое просвещение и воспитание граждан должно стать приоритетным направлением нашей работы на ближайшие годы. И здесь должны использоваться все возможные пути: от изучения основ права в школах и вузах до выпуска популярной юридической литературы, возможностей использования телерадиовещания. Посмотрим, как зарекомендуют себя новые средства, такие как канал "Закон ТВ" и другие.

Серьёзной остаётся проблема оказания юридической помощи малоимущим гражданам. Надо активнее привлекать к такой работе серьёзные институты гражданского общества и, кстати, наши профессиональные корпорации, такие как Ассоциация юристов России, Союз молодых юристов и другие.

Уважаемые коллеги! 2008 год насыщен целым рядом дат и событий, связанных с историей отечественного права и судебной системы. В этом году мы отметим 15-летие нашей Конституции, должен состояться VI Всероссийский съезд судей.

Всё это хорошие поводы, чтобы обсудить не только сегодняшние проблемы, но и пути решения востребованных обществом перспективных задач. Задач и ближайших, и среднесрочных, и даже долгосрочных, имея в виду перспективу развития нашего государства и общества на период до 2020 года.

Уверен, что у Верховного Суда все эти задачи найдут самый живой отклик.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Я ещё раз хотел бы сердечно вас поздравить со знаменательной датой и пожелать вам профессиональных успехов, удачи, благополучия вам и вашим семьям.

Спасибо.

20 марта 2008 года, Москва.
www.rost.ru/medvedev/



Док. 433260
Опублик.: 20.03.08
Число обращений: 1267

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``