В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мединский: Стране нужна позитивная идеология Назад
Владимир Мединский: Стране нужна позитивная идеология
Владимир Мединский, автор книги "О русском пьянстве, лени и жестокости" (из серии "Мифы о России"), не считает себя ни писателем, ни профессиональным историком. Гораздо важнее для него депутатские обязанности в Госдуме, которые он выполняет уже второй созыв. Тем не менее, написанная Мединским книга вызвала большой резонанс в обществе, подтвердив актуальность поднятой автором темы.

В беседе корреспондента edinros.ru с автором книги речь зашла о вечном - как воспринимают Россию на Западе и как воспринимаем ее мы сами.

- Писателей и ученых, берущихся за такую масштабную тему, как особенности русского характера, условно можно разделить на две группы - это те, кто пишет для Запада, пытаясь объяснить Россию иностранцам и те, кто пишет для наших сограждан, приглашая к диалогу о нас самих. К какой группе Вы относите себя?

- Моя книга - не научный труд, а историко-публицистическое произведение. В ней нет исторических откровений, а есть подборка достаточно общеизвестных фактов, уложенных в определенную мировоззренческую концепцию, которая, как мне кажется, имеет право на существование.

Публицистический подход к проблеме выбран не случайно. Это своеобразное приглашение читателя к диалогу о сущности русского характера и нашего отношения к самим себе. Мне, кажется, диалог удался. Еще раз убедился, что тема эта волнует читателей. На книгу приходит много откликов. И не только слов благодарности, но и замечаний, предложений, которые я стараюсь учесть. Так что моя работа над книгой, выдержавшей уже три тиража за три месяца, продолжается. Есть и критические отклики. К ним я отношусь спокойно. Ведь если решился выйти на суд общественности с такой темой, то должен быть готов к критике. Мне кажется, настоящая публицистика должна быть живой, и мнения читателей здесь - стимул для ее развития.

Конечно, хотелось бы, чтобы книга читалась и за рубежом, но основная ее аудитория - наш российский читатель. Ведь в первую очередь важно, что мы думаем о себе сами, а уже затем - что думает о нас какой-нибудь австралийский фермер. Поэтому я всем другим диалогам все же предпочитаю диалог с нашим читателем. Ведь если человек гордится своей фамилией, семьей, предками, он и ведет себя достойно, как бы не замусоривали его мозги.

- Сейчас ведется много дискуссий об имидже России за рубежом. По-моему, ваша книга тесно связана и с этой темой. Запад пугали звериным оскалом империи зла - СССР. Сейчас пугают другой страшилкой - русской мафией. Как Вы думаете, почему сложился такой неважный имидж России в глазах Запада?

- Имидж страны - это элемент капитализации национальной сущности. Не скажу, что имидж России в глазах Запада отрицательный. Он - разный, поскольку воспринимали нас за границей в разные периоды по-разному. Я был в Америке в 91 -92 годах, и хорошо помню, что тогда имидж России был там положительным, а интерес к переменам, происходящим у нас, огромным. Американцы тогда полагали, что мы полностью пошли по их пути. Нас, буквально, были готовы принять в семью американских народов.

И все же построение имиджа страны за рубежом не должно являться самоцелью, гораздо важнее в этом отношении, то, как ощущает себя сам народ. От этого зависит, есть или нет у нации внутренний стержень. Если он есть, то никакие умыслы внешних сил не страшны. Почему же тогда мы сами создаем и культивируем отрицательные мифы о самих себе? Как изменить такое положение вещей? Ответы на эти вопросы я пытаюсь дать в своей книге.

У России много недругов, и это нормально, ведь современный мир весь построен на конкуренции. В 19-м веке Франция и Германия активно конкурировали на европейских рынках, и все закончилось войной, Парижской коммуной и т.д. Компании по дискредитации друг друга велись разными странами на протяжении столетий. Вольтер считал, что у немцев есть единственный недостаток -"их слишком много". Нашу страну долго не воспринимали как конкурента, пока русские казаки не вступили в Париж. С этого момента берет начало миф "Русские идут". Все последующее - маккартизм, холодная война - развитие того самого мифа о русской угрозе. Это большая и очень интересная тема, и ее я собираюсь раскрыть во второй книге из серии "Мифы о России".

- Вы говорите о важности собственного самосознания для каждого народа. Какие изменения произошли в этой области в последние годы, на фоне успехов России в экономике, на международной арене?

- Да, изменения в жизни россиян происходят, но они во многом поверхностны. Появился элемент национальной гордости, в прошлое уходит мотив пренебрежения к себе. И, все же, изменения эти продиктованы не глубоким самоосознанием и самоуважением, не знанием истории семьи, малой родины, а всякими чисто внешними атрибутами - выиграли олимпиаду в Сочи, избрали симпатичного молодого президента и т.д.

Это, конечно, лучше упадочных настроений начала 90-х. Но все-таки...

Процесс самоосознания нам еще предстоит развивать. В своей книге я привел массу примеров, вселяющих исторический оптимизм. Поверьте, ими наша история богата. Не нужно никаких псевдопатриотических иллюзий, никаких "Братьев-два".

Не надо думать, что пьющий человек действует в рамках исторической традиции. Все наоборот. Умеренный в питие человек действует в соответствие с вековой русской традицией, а много пьющий - слабак и неудачник. И неправильно собственное слабоволие и лень списывать на князя Владимира, будто бы сказавшего, что "на Руси весели есть пити"

- Как вы относитесь к попыткам власти создать в России новую идеологию?

- Лучше попытки создать какую-то идеологию, чем ее полное отсутствие. Все же думаю, здесь надо не велосипед изобретать, а внимательно изучать историю нашего государства. Мы все это проходили. Ранее уже были довольно серьезные идеологические конструкции, и, может, стоит подумать, как эти конструкции в соответствии с временем трансформировать во что-то новое, не ломая фундамента. Многовековой опыт нашего государства содержит массу позитивного, что можно поднять на знамя новой идеологии.

Сталин в годы Великой Отечественной предпринял некую конвергенцию старых патриотических ценностей. Тогда снова заговорили о русском подвиге на примерах Александра Невского, Михаила Кутузова и других героев России. Вождь вспомнил вдруг церковь, ввел погоны, которые ранее оплевывали и топтали , ввел звания как в царской армии. Но при этом параллельно создавались мифы, появлялись новые герои - Маресьев, Талалихин, молодогвардейцы, Гастелло, Матросов, сержант Павлов, политрук Клочков, новый героических генералитет: Жуков, Рокоссовский. Был создан удивительный симбиоз старого и нового. И сегодня нам не нужна идеология крайностей. Надо не ударяться в славянофильство или западничество, а попытаться просто правильно интерпретировать пройденный страной путь.

Ведь вся короткая 200 летняя история Америки это сплошная преемственность героизма. Сплошное позитивное мифотворчество. Мы вполне можем повторить этот опыт. Причем наша история на порядок глубже и знаковых событий в ней больше. Думаю, нашей стране нужна позитивная идеология, уходящая корнями вглубь веков: к Пушкину и Карамзину, Победоносцеву и Тютчеву, Екатерине и Ломоносову, Федору Колычеву и монаху Филофею.


Постоянный адрес документа http://www.edinros.ru/news.html?id=128970

Док. 433080
Опублик.: 20.03.08
Число обращений: 138

  • Мединский Владимир Ростиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``