В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Клыканов: Фракции в Думе - позитивный фактор Назад
Александр Клыканов: Фракции в Думе - позитивный фактор
В уходящем году астраханцы избрали депутатов Государственной Думы Астраханской области четвертого созыва. Безусловно, для региона это одно из знаковых событий года. Поэтому вполне логичным с нашей стороны будет объявить "человеком года" председателя Думы Александра Борисовича Клыканова, интервью с которым мы представляем читателям "АВ".

- Вы когда-нибудь предполагали, что будете спикером парламента?

- Нет, не предполагал. Это логическое продолжение жизни, во всяком случае, последних пяти лет, с тех пор, как я возглавил астраханское отделение партии "Единая Россия". Последние выборы наглядно показали, что партии доверяет большинство астраханцев. После выборов логичным было выдвижение моей кандидатуры на должность спикера, и я очень благодарен депутатам, причем не только однопартийцам (голосов за А.Б. Клыканова было отдано больше, чем членов "Единой России" в Думе. - ред.), которые проголосовали за меня.

- Как отнеслись к вашему карьерному взлету близкие?

- Семья и друзья рады за меня, хотя и с оттенком сожаления, - ведь теперь для них у меня будет оставаться меньше времени.

- Вы не жалеете, что расстались с бизнесом?

- Я не являлся бизнесменом, был не собственником, а менеджером. Впрочем, управленцем (в хорошем, надеюсь, смысле слова) являюсь всю жизнь: и в советские времена, и позже, в реальной экономике. Эти профессиональные навыки помогают мне и сейчас в выстраивании отношений, умении понимать и слышать людей. Это очень важно: мало просто слушать, надо уметь услышать.

- Что Вам больше по душе - руководить отделением партии или региональным парламентом? Не мешает ли одно другому?

- В Думе ярко выражены и представлены различные точки зрения. Но ведь и в партии - тоже. И там, и здесь приходиться убеждать. Когда это удается сделать в партии, более подготовленным выходишь на заседание Думы, и наоборот.

- Вам не кажется несколько надуманным создание партии "Справедливая Россия"? Мало нам "Единой России"?

- Объединительные процессы, которые сегодня идут в партиях, закономерны, это реализация общей концепции многопартийной системы в нашей стране. В то же время необходимо, чтобы количество партий было небольшим, чтобы люди могли понять их идеологию. Кстати, в "Единой России" тоже идут объединительные процессы, к нам уже влилась Промышленная партия, сейчас идут переговоры с Аграрной.

Что касается "Справедливой России", то, на мой взгляд, - совмещается не совсем совместимое. "Партия Жизни" никогда не заявляла о своей левой ориентации. Если брать "Родину", - раньше она позиционировалась скорее как партия национально-патриотического толка. А в идеологии "пенсионеров" были заметны элементы, свойственные тред-юнионизму. Так что с этой партией пока не все понятно.

- Может быть, стоит называть партии в соответствии с европейской традицией?

- Названия сегодня зачастую не отражают идеологию партий. Они служат способом привлечь внимание, это, скорее, из области политтехнологии. Например, понятие справедливости говорит о правильном распределении налогов и благ, о сокращении разницы между сверхдоходами и нищетой, но ведь эти положения есть не только у "Справедливой России", они заложены и в нашей программе. А называя нашу партию, мы исходили из требований исторического момента. Вспомните, насколько актуальна была идея собирания государства, единения народа, преодоления раскола в обществе еще пять - десять лет назад. Но и тогда, и сегодня мы заявляем о себе как о центристской партии.

Со временем, думаю, ситуация изменится, в стране сложится классическая партийная система с точки зрения и деятельности партий, и их названий.

- В Государственной Думе Астраханской области четвертого созыва - несколько фракций. У каждой из них свои позиции по обсуждаемым вопросам и свои амбиции. В связи с этим у вас, как у спикера парламента, возникают определенные сложности...

- Я бы хотел немного отвлечься от вопроса и сказать о том, что впервые в современной истории партии через свои фракции в органе законодательной власти региона получили возможность реально влиять на законотворческий процесс, определять его содержание и приоритеты. Это позитивный фактор, который позволит Думе полнее учитывать интересы всех слоев населения и социальных групп.

Вы правильно заметили, что у каждой фракции свое видение реальных проблем населения и области в целом, способов их решения, свое представление о важности тех или иных законов, свои обязательства перед избирателями. Я уверен, что от соперничества фракций, а это процесс нормальный, здоровой конкуренции законодательных инициатив, предложений, мнений, избиратели только выиграют. И на выходе мы будет иметь законы качественные и именно те, в которых больше всего нуждаются астраханцы.

Важно только, чтобы трибуна депутата не превращалась в место для ведения идеологических споров, дискуссий на общие темы. Важно, чтобы наша деятельность была направлена на поиск оптимальных законодательных решений, на повышение эффективности нашей экономики, создание таких правовых, экономических, финансовых условий, которые бы позволяли каждому человеку реализовать себя. Не завтра, не в перспективе, а сегодня.

- Есть политологи, которые утверждают, что административная централизация не дает позитивных экономических результатов, неустойчива к кризисам. Вам, как руководителю регионального отделения "партии власти", не внушает ли это опасений за нашу страну?

- В новейшей истории России был кратковременный период политики праволиберального развития. Во главу угла ставилась реформа, проводилась весьма жесткая в отношении населения политика, но обещалось, что через непродолжительный период все придет в норму. Увы, народ набедствовался, но обещанного результата не получил.

Мы относим себя к партии консервативного толка, имея в виду не только традиции, патриотизм, но и позитивный социальный опыт прошлого. Поэтому сегодня в "Единой России" левые настроения достаточно сильны.

Исполнить то, что мы хотим, будет потруднее, чем праволиберальные планы, но по-другому поступать нельзя. Хватит экспериментов на людях. Их было немало за последние сто лет. Партия берет на себя ответственность представлять интересы большинства социальных групп: врачей, учителей, сельчан, - тут все понятно, - но мы защищаем также интересы среднего и малого бизнеса, и даже крупного бизнеса, - если он работает на созидание, на развитие. А создавать благоприятные условия для тех, кто не собирается содействовать общественному благу, партия не будет, независимо от их социального статуса.

Нас в свое время упрекали в некоей всеядности, но надо вспомнить, что представляло собой государство несколько лет назад. Тогда партия взяла на себя консолидирующую, объединяющую роль. Жизнь показала, что нам это, в общем, удалось. Государству возвращается утраченный авторитет, с нами вновь начинают считаться на международном уровне. Так что опасения по поводу ненадежности государственной системы, которая создана в настоящее время, я не испытываю.

- Не жалеете о том, что в региональном парламенте почти нет людей праволиберальных взглядов?

- Политическая система устойчива тогда, когда она многовекторна. Когда чего-то не достает, не достает и устойчивости. Поэтому мне жаль, что у нас нет правого крыла. Между крайностями всегда легче искать "золотую середину", проще ориентироваться.

- Иногда представители оппонирующих "Единой России" фракций выступают на заседаниях Думы ярко, образно, подчас продолжительностью речей даже "блокируют" принятие законопроектов. Но когда законы принимаются, результаты, в общем, прогнозируемы. То есть, у этих людей нет реального рычага влияния на события. Вам не бывает скучно в такие моменты?

- Рычаг на самом деле есть. Он выражается не только в голосовании по документу в целом, но и во внесении изменений в его окончательный вариант. Мнения депутатов всегда учитываются, если они находят отклик у большинства, независимо от политической ориентации. Например, я благодарен депутату Наталье Александровне Афанасьевой (фракция КПРФ. - ред.). У нее большой опыт парламентской работы, она вносит много полезных поправок в законопроекты, конструктивные предложения, за которые потом голосуют представители всех фракций.

- Как вам бюджет области на следующий год? Все в нем устраивает?

- Скудный он. Мы его приняли с максимально возможным дефицитом. Наши желания пока не совпадают с возможностями.

Стратегия социально-экономического развития, разработанная областным правительством, предполагает значительный рост, в том числе - качества жизни, но понятно, что промышленные мощности и социальные возможности не появятся одномоментно, на это требуется время. На это нужны немалые средства. Региону крайне необходимо получить то, что положено, от федерального центра, однако пока это удается в очень скромных размерах. Работа Счетной палаты Российской Федерации в Астраханской области подтвердила правильность наших претензий к федеральным ведомствам, но времени с момента визита в Астрахань Сергея Степашина прошло немного, результатов пока нет.

- Влияние единороссов во власти сильно и в регионах, и "на верху". Отчего же так трудно достучаться до федеральных чиновников?

- Расхожий тезис о "партии власти" не имеет под собой основы. Фракция "Единой России"- самая большая в Госдуме Российской Федерации. Это верно. Но в правительстве России только три "политических тяжеловеса" - единороссы, а остальные, в основном, придерживаются праволиберальных взглядов. У них своя позиция по поводу того, как должны складываться межбюджетные отношения центра и регионов, на финансовую политику государства в целом. Конечно, стараемся работать и с ними, убеждать в своей правоте. Получается не всегда и не всё.

- А как вы оцениваете взаимодействие Думы с региональным правительством? Помнится, у прежнего созыва были непростые отношения с губернатором. Вы готовы идти на компромисс?

- В нашем правительстве у думского большинства много однопартийцев, поэтому отношения вполне конструктивны. Конечно, исполнительная власть более зависит от ежедневных, постоянных проблем, которые по необходимости становятся приоритетными. Мы же, как законодательный (а теперь уже и политический) орган, должны формировать стратегию развития, конечно, соотнося ее с реальными возможностями области, прежде всего - финансовыми.

К сожалению, работать по такой схеме удается не всегда. Взять хотя бы бюджет: по идее, Дума должна, исходя из целей, ставить задачи, и уже под них правительство расписывать бюджет. У нас же пока все с точностью до наоборот: бюджет готовит аппарат правительства, выстраивая его в зависимости от целого ряда обстоятельств, которые имеют силу необходимости.

Скудость регионального бюджета - общероссийская проблема. И в этой ситуации популизм неуместен. Задача законодательного органа не наобещать дутых льгот, которые не могут быть исполнены, а выбрать главные направления деятельности, жестко обрисовать круг проблем, решать которые действительно надо в первоочередном порядке и на решение которых есть средства.

- Некоторые местные аналитики предрекают некое противостояние мэра Астрахани и губернатора. Ваше мнение на этот счет?

- То, что позиции губернаторов и мэров региональных столиц конкурируют, - объективное явление. Оно характерно для многих субъектов Российской Федерации. И это понятно. Столичные города - самые крупные бюджетополучатели. В них, как правило, сосредоточена значительная часть экономического потенциала регионов. Статусы губернаторов и мэров региональных столиц достаточно близки, поэтому конкурентные отношения между ними естественны.

Что же качается нашего губернатора и мэра Астрахани, они оба - единороссы. Это способствует развитию и Астрахани, и области в целом. Это конечно не означает, что их позиция всегда и во всем совпадает. Но в целом губернатор и мэр между собой ладят. А вот некоторым административным функционерам уровнем ниже действительно не мешало бы немного подняться над ситуацией, объединиться для достижения общих целей.

- И последнее. Вы говорили, что "Единая Россия" считает необходимым развивать предпринимательство, прежде всего малого и среднего уровня. Чем в этом может помочь Государственная Дума Астраханской области?

- На мой взгляд, главное сегодня - максимальное снижение административных барьеров. Надо очень четко регламентировать государственные услуги, а у нас пока даже стандарты этих услуг четко не определены. Пока наблюдается слишком свободное трактование участия власти в разрешительных процессах, из-за чего в ряде случаев происходит просто издевательство над людьми, что, конечно, не способствует предпринимательской активности. Надо подтянуть всех россиян до уровня среднего класса, поэтому очень важно, чтобы на пути инициативных людей стояло как можно меньше бюрократических препон: вот лицензия, вот пять пунктов для ее получения - все, ничего сверх этого.

Кроме того, надо продумать дополнительный механизм гарантий, ведь сегодня многие не могут начать свое дело просто потому, что для получения кредита нужны очень большие залоговые суммы. Это непростой вопрос, ведь есть и прожектеры, мошенники. Безусловно, необходимо большее доверие порядочным людям. На Западе, например, есть практика, когда человек, если он убедит банк в правильности идеи, может получить кредит, не имея ни гроша за душой. Мы пока до этого не доросли. Растем.


http://duma.astranet.ru/?pred=main/infomonth/29.12.2006_3


Док. 433044
Перв. публик.: 29.12.06
Последн. ред.: 20.03.08
Число обращений: 315

  • Клыканов Александр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``