В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Будет ли введен мораторий на приватизацию памятников истории и культуры? Назад
Будет ли введен мораторий на приватизацию памятников истории и культуры?
Гости: Алексей Комеч, Галина Маланичева

Накануне стало известно, что Общественная палата обратится к правительству с просьбой ввести мораторий на приватизацию памятников истории и культуры. О причинах и разумности этого решения мы поговорим с членом комиссии по вопросам сохранения культурного наследия Галиной Маланичевой, директором института искусствознания Алексеем Комечем и архитектурным критиком Рустамом Рахматуллиным.

- Скажите, чем вызвано ваше обращение?

МАЛАНИЧЕВА: Хотела бы немного уточнить. В принципе такое обращение мы не собираемся готовить, потому что шел разговор о том опасении, которое существует при возможном снятии моратория на приватизацию объектов культурного наследия. Но речи о специальном обращении, чтобы этого моратория не было мы не формулировали. Мы просто беспокоимся о том, чтобы не было спешки в этой приватизации в связи с тем, что мы совсем не готовы к ее осуществлению, потому что не готова пока нормативно-правовая база.

- Но проблема в том, что сегодня безо всякой приватизации коммерческие организации, берущие в аренду здания памятников культуры и истории, сносят все вместе с фасадом, меняют полностью их внешний вид. То есть никакой приватизации нет, а дома уродуются.

МАЛАНИЧЕВА: Ваши слова подтверждают мою мысль о том, что никакая приватизация нас не спасет. Вся беда в том, что мы начинаем говорить о памятниках, только когда вдруг появляется вопрос о приватизации. Но у нас системы в сохранении памятников истории и культуры, к сожалению, не существует. Четкой последовательной работы нет. Мы изредка вспоминаем эту проблему, и начинается какой-то шум вокруг этого вопроса. Вообще проблем много в сохранении памятников. Приватизация или не приватизация - это всего лишь одна из проблем сохранения памятников. Поэтому говорить, что наша комиссия Общественной палаты выступает против приватизации, во-первых, неправильно. Во-вторых, это нелогично, поскольку приватизация уже провозглашена федеральным законом "Об объектах культурного наследия и памятниках истории культуры народов Российской Федерации". Но она временно приостановлена, пока не будут подготовлены все нормативные акты.

С 2002 года, когда вышел этот федеральный закон, до нынешнего времени мы нормативных документов не имеем, в том числе тех, которые необходимы для осуществления приватизации. Чтобы снять мораторий на приватизацию, нужно просто элементарно навести порядок. Нужно эти законы пустить в жизнь. Памятники должны быть защищены от возможных негативных последствий приватизации. А они ведь тоже возможны.

- На прямой связи с нами архитектурный критик Рустам Рахматулин. Каково ваше отношение к существующему ныне мораторию на приватизацию памятников культуры и на возможность отмены этого моратория.

РАХМАТУЛИН: Я, конечно, за то, чтобы мораторий сохранялся. В частности, среди тех нормативов, которые не разработаны, есть понятие "предмет охраны". В паспортах на памятники этот предмет должен быть определен, однако эксперты все больше ставят под сомнение верность самого этого понятия. Чтобы было понятно, когда определяется предмет охраны, например, это одна стена или четыре стены. Эта норма, прописанная в законе, оказывает черным ходом для вандализма. Поэтому для начала я бы обсудил заново необходимость существования такого понятия в законодательстве. Это только один пример. У меня вопрос, как будет пересекаться проблема музеефикации с приватизацией. Понятно, что нельзя приватизировать уже существующий музей, а перспективы музейного строительства каким образом можно учесть в этом случае?

Или другой пример. Палаты Пожарского до разработки нынешнего закона были отданы Инкомбанку . Инкомбанк обанкротился. Дом несколько лет стоит пустым . То есть каков будет механизм деприватизации? Возможно ли вернуть такой дом государству? Этот механизм тоже не отработан. Третий вопрос - реституция. А как учитывать права законных дореволюционных наследников? Ведь эта норма тоже не прописана. Хотелось бы, чтобы эти люди имели преимущественное право приватизации зданий. Я уверен, что этого не будет. Не говоря уже о соблюдении элементарных требований охранных договоров, таких как доступность. Если государственные органы не могут заставить арендаторов сделать элементарного - открыть для посетителей подворотню РГГУ (Никольская, 15), где во дворе палаты Печатного двора, палаты самого Ивана Федорова.


02.11.2006 (МАЯК FM) ""

http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=28095

Док. 433031
Перв. публик.: 02.11.06
Последн. ред.: 20.03.08
Число обращений: 328

  • Маланичева Галина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``