В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Жаба тебе в рот!` Назад
`Жаба тебе в рот!`

МагияЗачем суют фигу в карман? Что за услуги может оказать личный демон и почему он опаснее домового? Обладают ли стихи сверхъестественной силой? Ну и, разумеется, порча - куда без нее... Таков неполный перечень тем научной конференции "Пространство колдовства", состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете. Социоантропологи, филологи, фольклористы обсудили существующие практики. Подчас они парадоксальны. Например, хвала и хула обладают сходной магической силой. И даже родителям, подходя к младенцу, лучше сунуть спичку в рот и молчать, чтобы случайно не "сглазить" дитя. Представители Русской православной церкви в дискуссии участия не принимали, но рассказали "Известиям", как противостоять чародеям.

Сегодня колдовство существует в 122 обществах - то есть практически во всем мире. Но формы его различны. Например, в Азии и Южной Америке люди не боятся сглаза. Другое дело - Россия. Исследователи Инна Веселова и Юлия Мариничева обнаружили, что в селах Вологодской области спичка во рту - не единственное средство борьбы с "дурным глазом". Если кто-то восхищается ребенком, матери следует постучать друг о друга костяшками кулаков и сплюнуть. А еще лучше сунуть одну или обе руки в карман, сложить фиги и молча пожелать в ответ: "Жаба тебе в рот!". Восторгавшийся начнет кашлять. Среди других методов используется сажа - ею мажут детей за ухом.

- Представления о рациональности мышления современной деревни сильно преувеличены, - заявил в РГГУ другой ученый, Андрей Степанов. Он тоже побывал на Русском Севере и пришел к выводу: магия по-прежнему остается основой мировоззрения, а знахари, колдуны, ведуны остаются медиаторами связи между мирами. И пользуются огромным авторитетом. В одном селе светский сельский праздник не начался, пока местная ведьма бабушка Марфа не явилась. И даже чиновники из райцентра покорно ждали ее появления. При этом местные жители явно боятся своих колдуний. Но с удовольствием пользуются их услугами во время болезней или пропажи скота. А вот по сведениям Елены Левкиевской, некоторые граждане пытаются обзавестись богатством с помощью нечистой силы: они выводят личного демона из куриного яйца, которое следует 40 дней держать под мышкой. При этом стричься, мыться и молиться нельзя. Такой демон в обмен на душу может обогатить своего хозяина. Но в отличие от домового, обладающего собственной энергией производства богатства, демон будет приносить краденое.

На службу магии можно поставить даже поэзию. Произведения скандинавских скальдов сегодня рассматриваются как любовный приворот женщин и одновременно как наведение порчи на мужей, становившихся импотентами. Теперь понятно, чем Пушкин добивался успехов у дам. А Маяковский и вовсе признавался: "Девушкам поэты любы/ Заговариваю зубы...". Кстати, в современных пособиях по магии заговоры и привороты стали излагаться в стихах.

Ученые утверждают, что магию практикуют колдуны, овладевшие ею по собственной воле, и ведуны, получившие способности от рождения. Церковь считает колдовство грехом. Но если человек таким родился?

- Такие люди есть, - соглашается профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. - Ответ прост: не пользоваться, не развивать. Иначе получится слепой хирург.

Некоторые священники сравнивают магию с опохмелением алкоголика - дает лишь временное облегчение.

- Не следует думать о порче, колдунах и прочих суевериях, - говорит представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. - Надо вести благочестивую жизнь. При крещении плюют на сатану. Так зачем же забивать себе голову его проделками? А популярность колдунов объясняется прежде всего тем, что церковная жизнь требует от человека большого труда, а магия - никакого, заплатил и получил.


 

18:39 07.03.08


Док. 432897
Опублик.: 19.03.08
Число обращений: 43


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``