В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Савицкая: `Ситуация вокруг русских школ в Латвии` Назад
Светлана Савицкая: `Ситуация вокруг русских школ в Латвии`
Гости: Арина Шинкина,
Савицкая Светлана,
Александр Казаков
Ведущие: Алексей Воробьев
Передача: Интервью


В прямом эфире радио "Эхо Москвы" Александр Казаков, член штаба защиты русских школ в Латвии и группа учащихся русских школ в Латвии.
Эфир ведет Алексей Воробьев

А. ВОРОБЬЕВ Еще раз добрый день, у микрофона Алексей Воробьев. Я переместился в 14-ю студию на радиостанции. Наконец, наши гости подоспели, будем обсуждать ситуацию вокруг русских школ в Латвии. Позвольте мне сразу же представить участников беседы. Я сразу скажу, что очень много молодых лиц в этой студии, приятно их видеть. Но начнем, наверное, с Александра Казакова, члена штаба защиты русских школ в Латвии, добрый день.

А. КАЗАКОВ Добрый день.

А. ВОРОБЬЕВ Должен вам сказать, что в этой студии находятся также Родион и Арина Шинкины, Светлана Савицкая, Георгий Иванов, учащиеся русских школ в Латвии и члены молодежного клуба "Страсбург". Добрый день.
ВСЕ Здравствуйте.

А. ВОРОБЬЕВ Какой дружный хор, отлично. Что задержало вас в пути?

С. САВИЦКАЯ Задержало нас то, что буквально полчаса назад мы были в латвийском посольстве в Москве, встречались с послом. У нас прошла довольно-таки интересная беседа, на которой мы обсуждали, само собой, реформу образования, некоторые проблемы в Латвии. Дело в том, что мы не могли уйти раньше, поэтому получилась немножко накладка.

А. ВОРОБЬЕВ Светлана, как вы оцениваете результаты этой беседы? Были ли вам даны какие-то гарантии, заявления сделаны, быть может?

С. САВИЦКАЯ Нет, никаких гарантий, никаких заявлений сделано не было, просто посидели и обсудили позицию нашу и позицию официального представителя Латвии.

А. ВОРОБЬЕВ Но резюме из этой беседы какое-то должно было быть вынесено?

А. КАЗАКОВ Со стороны, потому что в диалоге участвовали ребята, но я, во всяком случае, увидел, что это был заинтересованный диалог, мы очень благодарны послу. Участие с его стороны было очевидно.

С. САВИЦКАЯ Т.е. очень доброжелательная обстановка была.

А. КАЗАКОВ Он понимает, что проблема есть и что-то надо с ней делать.

А. ВОРОБЬЕВ Я должен сказать сразу, что вы сегодня еще были и в МИД, насколько я понимаю. Вслед за этим появилось достаточно жесткое заявление Элеоноры Митрофановой, заместителя министра иностранных дел, было сказано, что Совет Европы готов жестко обратиться к Латвии. Позвольте мне цитату Совет Европы будет жестко рекомендовать Латвии следовать принятым в Европе демократическим нормам. Так заявила Элеонора Митрофанова, добавив, что Совет Европы разделяет озабоченность России в связи с ситуацией с образованием на русском языке в Латвии. Насколько я знаю, сегодня ровно месяц после того, как латвийский парламент принял этот законопроект. Буквально несколько дней назад он вступил в силу, так ли это? 27 февраля?

А. КАЗАКОВ Да.

А. ВОРОБЬЕВ

Р. ШИНКИН Какова ситуация сейчас? 6 марта должно произойти событие, конгресс защитников русских школ в Латвии. Дмитрий Рогозин, депутат ГД, вице-спикер ГД планировал принимать в нем участие, но, увы, латвийские власти отказали ему во въезде в страну. Так ли это?

А. КАЗАКОВ Да, это та. Вообще, отношения у ребят особенные, из клуба "Страсбург", с Рогозиным, поскольку в Страсбурге, например, он поделился с ребятами своей пресс-конференцией, тем самым дал возможность донести проблему до мировых СМИ. На протяжении остального времени всегда уделял этому большое внимание. Мы действительно хотели видеть его в Риге, к тому же последние его заявления, связанные с ситуацией в Латвии, на наш взгляд, отличались редким конструктивизмом.

А. ВОРОБЬЕВ Смотрите, что пишут в МИД Латвии, Дмитрий Рогозин многократно обвинял правительство Латвии в нарушении прав русскоязычного населения, грозил экономическими санкциями и заявлял, что в Латвии к власти пришли нацисты. Конец цитаты.

А. КАЗАКОВ Для начала, это откровенная ложь, потому что неоднократно, включая, например, прямой эфир латвийского телевидения, Рогозин говорил, что он противник санкций. Когда эти санкции обсуждались прошлой осенью, на расширенное заседание комитета по международным делам были приглашены наши же школьники из клуба "Страсбург", там фактически Рогозин заблокировал разговор о санкциях. Сейчас в новом составе думы вопрос о санкциях встал вновь. Сегодня, насколько нам известно, был круглый стол, посвященный этим санкциям. Кончилось, слава Богу, все ничем. Мы этому рады, потому что граждане Латвии и не граждане Латвии, благосостояние которых зависит от все-таки экономики Латвии, а не от экономики России, никогда не были сторонниками санкций. Если оказывать влияние на правительство Латвии, а не народы Латвии, то для этого есть более тонкие механизмы того же экономического воздействия, а не тотальные санкции, от которых станет хуже всем. России в том числе.

А. ВОРОБЬЕВ Как вы оценили бы тональность заявлений официальной Риги на реакцию Москвы? Я имею в виду попытки Москвы взять под защиту русскоязычное население Латвии фактически.

А. КАЗАКОВ Здесь, я думаю, вопрос совершенно элементарный. Когда будь то человек или государство не знает, что делать с проблемой, всегда нужно найти стрелочника. В данном случае смешно звучит, но маленькая Латвия в качестве стрелочника выбрала большую Россию. Она не может справиться со своими школьниками. Более того, игнорирует своих школьников, 25 тыс. школьников в центре Риги. Чтобы вы представили здесь, в Москве, Рига миллион населения, Москва 10 млн. В центре Москвы 250 тыс. школьников. Премьер-министр страны, бывший уже, Эйнар Репше, когда было 15 тыс. человек на улице, сказал это для нас не аргумент. Как вы думаете, для другого правительства это аргумент или нет? И когда они не знают, что делать со своими собственными жителями, со своей страной, они нашли.

А. ВОРОБЬЕВ Вы считаете, что подобные акции протеста, выведение детей на улицы городов для того, чтобы хотя бы заявить о своих правах, это метод борьбы?

А. КАЗАКОВ Вы думаете, их кто-то выводил?

С. САВИЦКАЯ Во-первых, дети сами хотят этим заниматься, потому что они прекрасно понимают, что если в силу вступит закон в нынешней формулировке, то учиться будет тяжело им, а не кому-нибудь еще, не политикам, которые уже отучились, слава Богу. Это раз. Во-вторых, я считаю, что это метод борьбы, причем довольно сильный, потому что до 23 мая 2003 г. наши политики постоянно говорили а что вы, на самом деле, волнуетесь? Нормальная реформа образования, никто не выходит на улицы и никто не протестует. А сейчас это у них не аргумент. Мы выходим на улицы, мы показываем то, что мы хотим учиться на русском языке, потому что мы хотим учиться удобно, в конце концов, мы демократическое государство, в котором, наверное, нужно дать выбор 40% его населения. Поэтому я думаю, что это метод борьбы, если нет диалога. Т.е. диалога как такового с правительством у нас нет, нормального, конструктивного диалога, в котором будут выслушаны обе стороны, в котором будут учтены мнения.

А. ВОРОБЬЕВ Скажите, может быть, возможность изучать предметы на латышском языке может помочь вам в будущем? Позволит обеспечить более легкое вхождение во взрослую жизнь?

А. КАЗАКОВ Переведи на латышский.

С. САВИЦКАЯ Я думаю, что наши радиослушатели не поймут, потому что у нас не так много латышей в России. Очень многие школьники, большинство русских школьников, которые заканчивают русскую школу, потом совершенно свободно поступают в Латвийский университет, в котором образование ведется только на государственном языке, потому что русские потоки давно ликвидированы. У меня очень много друзей-студентов, они не испытывают никакой проблемы с языком, т.е. потом они совершенно свободно получают работу, я считаю, что нормально живут в нашей стране.

А. ВОРОБЬЕВ Родион и Арина, вы согласны?

Р. ШИНКИН Да, конечно.

А. ШИНКИНА Да.

А. ВОРОБЬЕВ Каким образом все-таки на улицах Латвии, на площадях Риги появляется многотысячная толпа из школьников русскоязычных школ?

А. КАЗАКОВ Очень коротко скажу, действительно, штаб защиты русских школ неоднократно, постоянно обвиняют в том, что мы провоцируем детей, мы их выгоняем на улицы. Вы можете себе представить, что 15 человек выгоняют на улицу 25 тыс.? Эти разговоры, на наш взгляд, должны были прекратиться после того, как прошли стихийные акции протеста в г. Вентспилсе, это крупнейший портовый город Латвии. Мы о том, что вентспилские школы бастуют, они уже на улице, узнали по телефону в 10:30, они вышли на улицы в 9:00, нас там не было никого.

А. ВОРОБЬЕВ Понимаю. Мы продолжим разговор после новостей.

НОВОСТИ

А. ВОРОБЬЕВ У нас еще 11 минут самого живого эфира. В 14-й студии мы обсуждаем ситуацию вокруг русских школ в Латвии. Георгий, насколько я понимаю, вы самый младший из школьников, которые здесь находятся. Плюс ко всему не гражданин Латвии.

Г. ИВАНОВ Да.

А. ВОРОБЬЕВ Как вы оцениваете происходящее сейчас в Латвийской республике? Вы считаете, что преподавание вам в школе 60% предметов на латышском языке повредит?

Г. ИВАНОВ Да, конечно, потому что из этих 60% будет еще и физика, и геометрия, термины нужно знать на русском языке.

А. ВОРОБЬЕВ Почему?

Г. ИВАНОВ Потому что их и так тяжело учить, даже на русском. А если мы будем учить на латышском, то вообще не будем ничего знать.

А. ВОРОБЬЕВ На мой взгляд, я бы подверг сомнению такой тезис, поскольку, уезжая в какую-нибудь другую страну, например, Великобританию, поступив в Кембридж, вы обязаны изучать этот предмет на английском языке, разве нет?

С. САВИЦКАЯ Но мы никуда не уезжаем, мы здесь родились. Мы в Латвии, где 40% русских, где испокон веков жили славяне, потом русские. Поэтому я считаю, что у нас есть полное право изучать предметы, которые, может быть, нам не так легко даются, на русском языке.

А. ВОРОБЬЕВ Смотрите, что пишет Жанна как вы объясните свои требования к русскому языку, если бы вы жили в другой стране, тоже качали бы те же права, что и сейчас? Не кажется ли вам, что это диктат постсоветской власти?

С. САВИЦКАЯ Во-первых, я не думаю, что в любой другой стране, по крайней мере, в прибалтийских государствах, в Латвии самый большой процент русскоязычного населения. Это раз. Во-вторых, как я уже сказала, мы здесь живем испокон веков, т.е. если бы мы приехали в какую-то другую страну, я не думаю, что мы бы вели себя так, ставили бы довольно жесткие рамки, т.е. это, мне кажется, зависит от государства.

А. ВОРОБЬЕВ Вы встречались с президентом Латвии. Каков итог этой встречи?

С. САВИЦКАЯ Мы не смогли убедить госпожу президента не провозглашать закон. В конце встречи она сказала я не вижу на это причин. Мы неоднократно везде повторяем фразу, что спасибо большое госпоже президенту, что она нас выслушала, но сожалеем, что не услышала. Т.е. мы, наверное, разговаривали в районе часа, все наши аргументы не дали должного эффекта. Очень жаль.

А. ВОРОБЬЕВ Давайте вернемся к событиям, которые только предстоят 6 марта, съезду защитников русских школ в Латвии. Какова, по-вашему, должна быть резолютивная часть этого съезда? Как, на ваш взгляд, смогут развиваться события далее?

А. КАЗАКОВ Вообще проведение этого съезда событие вообще небывалое, не только в Латвии на постсоветском пространстве. Это последняя попытка перевести противостояние, которое налицо в Латвии, в демократическое русло. Съезд вселатвийский, сегодня я узнал, что к нам приезжает школа из максимально отдаленного места, которое все, кто ездит отсюда в Латвию, знают, это Зилпе, граница, даже оттуда школа к нам приезжает. Это съезд защитников школы, потому что именно школа является тем местом, где присутствует просто физически вся русскоязычная община Латвии. Там много партий, много организаций, много всего. Но в школе мы все. Мы либо бабушки, либо дедушки, либо ученики, либо будущие ученики. Поэтому фактически этот съезд будет съездом русскоязычной общины. Будут выставлены определенные требования, будет определена та граница по русской школе, дальше которой мы не отступим, будет принято решение о том, что в случае, если после этого правительство Латвии именно в таком формате не пойдет на диалог, на переговоры теперь уже, с русскоязычной общиной, то мы принимаем решение о массовых акциях по-настоящему. То еще были цветочки. 1 мая, в день вступления Латвии в ЕС, мы будем проводить 100-тысячную манифестацию. Такого в Латвии не было со времен, это будет именно 1 мая, когда в Латвии будут все телевизионные каналы со всего мира показывать, как Латвия вступает в ЕС, чтобы Латвия знала, что мы туда идем, в ЕС, вместе с Латвией и со всеми этими проблемами. Вступая в ЕС, Латвия не может выкинуть 43% своего населения. И русскую школу мы отстоим. Я однажды приводил министру интеграции пример по поводу русской школы, почему зря взялись за школу вообще, это как бы святое, политика не должна лезть в детские вопросы, я ему привел цитату из фильма "Место встречи изменить нельзя", когда Жеглов говорил про Фокса тут у него любовь с интересом, тут у него лежбище. Это лежбище русской общины. А он меня не понял. Знаете, почему? Он из Америки. Президент из Канады. Лидер в недавнем правящей фракции в сейме американец. Начальник главной спецслужбы британец. Как сказала президент Латвии, буквально перед нашим отъездом, она русский язык пыталась изучать, это было ее хобби, она учила по "Простоквашино". А теперь это надоело, она это хобби оставила. Это половина населения. Она же говорила о русских в Латвии каких-то 30%. Я думаю, что именно потому, что она училась не на родном языке, она не понимает, что 30% от 100 это не "каких-то", это почти треть.

А. ВОРОБЬЕВ Государственный язык в Латвии латышский?

А. КАЗАКОВ Пока да.

А. ВОРОБЬЕВ Будут вноситься, на ваш взгляд, какие-то изменения в основной закон страны?

А. КАЗАКОВ Придет время, и русский язык в соответствии с европейским стандартом будет признан официальным языком в местах компактного проживания русскоязычного населения.

А. ВОРОБЬЕВ Смотрите, что пишет Никита проблема не в том, родились ли вы там и сколько прожили в этой стране, вопрос в том, если вы хотите получить диплом государственного образца в образовании, вы обязаны знать язык этого государства. Георгий, я опять к вам обращаюсь, как к самому младшему, вы знаете латышский язык?

Г. ИВАНОВ Да, отчасти.

А. ВОРОБЬЕВ Но, тем не менее, не хотите обучаться математике и физике на латышском языке, поскольку считаете, что вы не осилите?

Г. ИВАНОВ Да.

А. ВОРОБЬЕВ Вы считаете обязательным знать язык латышский?

Г. ИВАНОВ В Латвии да.

А. ВОРОБЬЕВ Как вы учите латышский язык? Меня интересует, насколько систематично вы занимаетесь латышским языком, чтобы овладеть им в раннем возрасте в совершенстве.

Г. ИВАНОВ Только в школе.

А. ВОРОБЬЕВ Вопрос к остальным участникам беседы. Родион, Арина?

Р. ШИНКИН Я считаю, то, что мы вообще хотим мы хотим, чтобы увеличивалось количество латышского языка и латышской истории. Но чтобы мы не учили математику на латышском языке. Если будет больше уроков именно латышского языка, грамматики, устного, тогда будет это лучше для нас.

С. САВИЦКАЯ У нас есть такой вариант. Мы предлагали нашему правительству, у нас сейчас преподается в Латвии 4 часа в неделю латышского языка, во-первых, разделить латышский язык и латышскую литературу, потому что это довольно сложно, когда в рамках предмета "латышский язык" изучается и то, и другое. Это раз. Во-вторых, увеличить количество часов до 6, на латышском языке преподавать все предметы, которые касаются латышской географии, истории и культуры. По-моему, это вполне неплохая модель, если они хотят увеличить количество часов в программе, на уроках которых мы будем говорить на латышском языке, то это был бы оптимальный вариант.

А. КАЗАКОВ Позвольте, я сделаю дополнение не как школьник. Дело в том, что на сегодняшний день, это говорит о цели реформы, в Латвийском государстве вообще не существует методики преподавания латышского языка в русской школе. Эта программа ни разу не была профинансирована, т.е. приходят учителя случайные в русские школы, знающие латышский язык, это еще хорошо, и они преподают латышский язык. Также было в советское время. Кстати, все политики, которые сегодня закрывают русскую школу, оканчивали и школы, и университеты на латышском языке, государство не заинтересовано, на самом деле, в том, чтобы наши дети знали латышский язык. Крайние националисты публично в прессе говорят не давайте им учить латышский язык. Потому что возникает вопрос, если они борются, как говорят, за конкурентоспособность наших детей, то у нас возникает естественный вопрос, а вы что, действительно, хотите, чтобы наши дети стали еще более конкурентоспособными? А ваши как же? Причем наши дети через 10 лет будут знать три языка латышский, английский и русский. А латышские дети будут знать два языка. Так кто будет более конкурентоспособным, когда граница с Россией вот она? Бизнес связан с Россией.

А. ВОРОБЬЕВ Неоднозначная реакция, надо сказать, поступает к нам на пейджер, тут даже мне досталось, обычная история. Позвольте, я несколько реплик или вопросов, как придется, последних. "Родители хотят, чтобы их дети мели улицы, знание языка дает право полноправно влиться в среду, нужно опережать аборигенов, а не отставать, Владимир". Я не меняю ни одного слова. "Русскоязычная община Латвии имеет право открывать на свои средства частные школы и учить детей на любом желаемом языке, почему они так не делают, Галя Галкина?" "Если вы живете долгое время в суверенной стране, будьте любезны, выучите ее язык, если вы сюда пришли как оккупанты, уже пора знать язык, спасибо, Алина". "Почему вы все говорите с латышским акцентом? Никто не может обязать гражданина в совершенстве владеть государственным языком, это личный выбор каждого". С этим я, пожалуй, соглашусь. "Если хотите получить стандартный для страны документ об образовании, то это ваше личное желание", говорит Никита. Я надеюсь, что вы не в последний раз участниками прямого эфира на волнах радиостанции "Эхо Москвы" становитесь. Я очень рассчитываю, что возможно будет за одним столом в этой 14-й студии собрать две стороны, которые придерживаются противоположных точек зрения. Я надеюсь, что вы будете, как говорили великие люди, уж извините, не помню, кто, сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. На этом, пожалуй, все. Я благодарю гостей, до свидания.

04.03.2004
http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/24949/

Док. 432794
Перв. публик.: 04.03.04
Последн. ред.: 19.03.08
Число обращений: 376

  • Савицкая Светлана Евгеньевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``