В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Сорокин: `Экспорт` революции в современном мире. Исторические параллели, технологии и меры противодействия (часть 3) Назад
Николай Сорокин: `Экспорт` революции в современном мире. Исторические параллели, технологии и меры противодействия (часть 3)
Главное действующее лицо в установлении или подрыве гегемонии - интеллигенция. Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями "критического потенциала". Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканства, социализма, национализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление/дискредитацию системы общественных ценностей. В результате у них развилось чувство собственной исключительности, появились претензии на "высшее знание", которого лишены все остальные. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но особенно сильное влияние на ход исторического процесса этот слой оказал в государствах, ранее входивших в сферу влияния Российской Империи и Советского Союза: в Российской Федерации, Украине, прибалтийских и закавказских республиках, Чехословакии, Польше. Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводит к культивированию среди русских интеллигентов идеи постоянного покаяния и самобичевания. Русский религиозный мыслитель, историк и публицист Г. Федотов писал: "Русская интеллигенция есть группа, движение, традиция объединяемые идейностью своих задач и беспочвенностью своих идей". Философ, историк П. Струве однозначно констатировал: "Идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему". Не станем цитировать в данной работе хорошо известное высказывание В.И.Ленина на этот счет, лишь заметим, что автор этой мысли в своей яростной политической борьбе сам опирался на этот слой российского общества и прекрасно, лучше, чем кто-либо знал, о чем говорит.

Именно создание и распространение идеологий, установление или подрыв гегемонии того или иного класса - главный смысл существования интеллигенции в современном обществе. Это нагляднее всего видно как раз на примере "бархатных" революций конца ХХ века. Например, основную роль в подрыве легитимности политической системы ПНР сыграла участвующая в движении "Солидарность" специфическая польская интеллигенция.

[Вот к какому выводу пришли польские ученые, изучая эту историю: "Автор и исполнитель программы "Солидарности" - образованный класс. Он сформировался под влиянием национального, политического и культурного канона польского романтизма, культа трагического героя, подчинения политической активности моральным требованиям и приоритета эмоций над рационалистическим типом поведения. Мифологизация политики, сведение ее к этической сфере, подмена политической конкретики абстракциями - результат огромного влияния художественной литературы на формирование политической традиции страны в ХIХ в. Это влияние сохранилось и даже усилилось во время войн и общественных кризисов ХХ в. Оно характерно и для 1948-1989 гг., когда литература выполняла роль "невидимого правительства", а "польским героем" был, по выражению И. Курчевской, ангелоподобный член идеального с моральной точки зрения сообщества, католик, защитник наследия национальной культуры, но не гражданин в представлении западной демократии".
Оппозицию коммунистическому режиму в Польше, как впоследствии и в других странах региона, составляли не конкретные социальные силы и не интересы отдельных групп общества, а эмоционально окрашенные идеалы и ценности. Движение представляло собой культурно-политическое единство людей. Оно создало новую мировоззренческую общность на месте только утерянной в результате распада существовавшей системы ценностей. Ценности революции "Солидарности" характеризуются польскими авторами как фундаменталистские. Солидарность представляла собой "ценностно-ориентированный монолит", а не сообщество заинтересованных в достижении конкретных целей групп общества. Разделительная линия между противоборствующими силами пролегала не в социальной или классовой плоскости, а в ценностной, то есть культурной, точнее культурно-политической, или социально-психологической. Однако этос "Солидарности", провозглашавшиеся ею идеалы, были бесконечно далеки от социокультурной реальности общества либерально-демократического типа, от рыночной экономики, частной собственности, политического плюрализма, западной демократии. Солидарность как тип культуры - несмотря на свою антикоммунистическую направленность - тяготела скорее к предшествующему периоду консервативной модернизации с ее неотрадиционалистским заключительным этапом, чем к сменившей его эпохе прагматизма. Здесь мы вплотную подходим к понятию цивилизационной революции.]

Исходя из положений этой теории была "спроектирована" и гласность в СССР как программа по подрыву гегемонии советского строя. Конечно, подрывная работа против советского строя, господствующих ценностей и цивилизационной самоидентификации народа началась на несколько десятилетий раньше. Лишь изрядно разложив страну, развратив верхушку советского чиновничьего аппарата, подавив волю основной части народа к сопротивлению и исказив представления людей о врагах и друзьях, дозволенном и запретном, глобальный Запад сломал вековую границу с Большой Россией и передвинул ее на многие сотни километров к Востоку.
Ален Даллес, идеолог pax americana и отец-основатель "индустрии" "экспорта" цветных революций еще в 1944 году дал базовые установки будущим ниспровергателям "тоталитаризма": ...Человеческий мозг, сознание людей, способны к изменению, посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России...Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания...В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху...Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности... Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит."
Хрущевская политика "самобичевания", разоблачений Сталина, создателя Советской империи, отсутствия осознанной экономической и, в первую очередь, модернизационной программы, порочная "дефицитная" система распределения, брежневская "геронтократия" и углубляющийся разрыв между официальной идеологией, пропагандой и фактическим положением дел во всех сферах жизни общества послужили благодатной почвой для прихода к власти политических приспособленцев и прямых "агентов влияния" Запада. Эти люди стали истинными творцами тех грандиозных революционных изменений, которые произошли в Советском Союзе на стыке 80-х и 90-х годов прошедшего века.
     Когда "кризис гегемонии" созрел и возникает ситуация "войны", нужны уже, разумеется, не только "молекулярные" воздействия на сознание, но и быстрые целенаправленные операции, особенно такие, которые наносят сильный удар по сознанию, вызывают шок (типа провокации в Румынии в 1989 г. или "путча" в Москве в августе 1991 г.). Эти открытые действия по добиванию власти, утратившей культурную гегемонию, ведут, согласно концепции Грамши (в отличие от Маркса), не классовые организации, а исторические блоки - временные союзы внутренних и внешних сил, объединенных конкретной краткосрочной целью свержения власти. Эти блоки собираются не по классовым принципам, а ситуативно, и имеют динамический характер. Их создание и обновление - важная часть политической деятельности.

Продолжение следует
Николай Сорокин, 18 марта 2008 года
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 432556
Перв. публик.: 18.03.08
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 789

  • Сорокин Николай Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``