Она предпочитает добровольные отношения На днях вступил в силу договор между российской страховой компанией "Оранта" и "Интерпромбанком", по которому застрахован автопарк банка на общую сумму $561 тыс. И это один из типичных примеров последнего времени - наблюдается резкий рост объемов добровольного страхования автогражданской ответственности (АГО). Так страховщики пытаются сами застраховаться от возможных последствий вступления в силу 1 июля 2003 г. закона об обязательной "автогражданке".
По обязательной "автогражданке" максимальный лимит ответственности за вред, причиненный имуществу третьих лиц, устанавливается на уровне 120-160 тыс. руб. ($4-5 тыс.), в то время как большинство нынешних добровольных страхователей страхуется от ущерба в $10-20 тыс. Предложенную государством обязательную схему страховщики считают для себя невыгодной. В самом разгаре сейчас споры о размерах страховых взносов, способах их взимания и прочих механизмах реализации закона. При этом генеральный директор Российского союза страховщиков Андрей Слепнев говорит, что установление тарифов на обязательное страхование АГО правительством - необходимый шаг на первом этапе реализации закона, а в дальнейшем планируется перейти к свободным тарифам.
Но обещание благ в некой перспективе не успокаивает страховщиков. Бизнесу важно знать правила уже на будущий год, а их до сих пор нет. И исход спора о тех же тарифах мало предсказуем. Пока стоимость полиса для регионов оценивается страховщиками в $25, для Москвы - примерно в $80. Хотя региональные компании не устают повторять, что не смогут жить по новому закону. Как заявила недавно Агентству страховых новостей президент страховой компании "Пирамида" Наталья Быченок, "к реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности в Приморском крае готовы лишь немногие компании".
Потому те компании, которые обладают соответствующими возможностями, стараются сегодня максимально развить страхование автовладельцев по своим схемам. Тем более что "вопросы, связанные с реализацией закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, государство полностью переложило на плечи страхового сообщества", заявил на днях президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Александр Коваль. По его словам, позиция государства была пассивной на этапе разработки документа, такой же она остается и сейчас. Президент имеет в виду не только то, что в федеральном бюджете на 2003 г. не предусмотрены средства на обязательное страхование АГО по гостранспорту, но и отсутствие необходимых подзаконных актов.
Впрочем, специалисты "Ингосстраха" объясняют рост объемов добровольного страхования просто - общим увеличением доходов населения и хозяйствующих субъектов: "Обновляются корпоративные парки, приобретаются новые автомобили, которые, как правило, владельцы страхуют охотней. КАСКО по-прежнему останется актуальным видом страхования, поскольку компенсация по ответственности третьему лицу никак не поможет отремонтировать ваш собственный автомобиль, также пострадавший в аварии".
Но все страховщики сетуют на неразбериху в связи с вводом в действие закона об обязательном страховании АГО. Андрей Иванов, начальник управления страхования автотранспортных средств группы "Ренессанс-Страхование": "Для того чтобы этот закон реально начал работать, предстоит еще очень многое сделать. До сих пор не утверждены тарифы, правила, страховая документация и прочая важная атрибутика, связанная с обязательным страхованием автогражданской ответственности в России, не прописаны все процедуры по реализации этого закона и взаимодействию различных организаций, которые будут в нем участвовать. 1 июля не за горами, и стоит поспешить с решением всего комплекса вопросов. В противном случае менее чем через год мы можем получить скандал, значительно превосходящий неразбериху после введения нового КоАПа".
При этом страховщики не очень верят в то, что вопросы действительно будут решены в срок. А потому направляют значительные ресурсы на рекламу добровольного страхования ответственности и делают ставку на него, а не на обязательный вид страхования. Лариса Дыдыкина, заместитель генерального директора "Росгосстраха": "По нашим оценкам, количество полисов добровольного страхования автогражданской ответственности в связи с введением обязательного страхования не сократится. Более того, существующая тенденция роста этого вида страхования в крупных городах скорее всего сохранится. Ведь если лимит ответственности по обязательной автогражданской ответственности будет гораздо ниже привычных сумм сегодняшних покупателей полисов "добровольной", то он будет явно недостаточным для покрытия их возможных рисков. Надо готовить комбинированные продукты, сочетающие обязательное и добровольное страхование "автогражданки".
Компании - лидеры в автостраховании, 1-е полугодие 2002 г. | Компания | Взносы, млн. руб. | Уровень выплат, % | Количество застрахованных автомобилей | В том числе физических лиц | Взносы в 1-м полугодии 2001 г., млн. руб. | 1 | "Ингосстрах" | 806,8 | 49,8 | 35 692 | 15 060 | 479,4 | 2 | "РЕСО-Гарантия" | 682,6 | 38,1 | 50 285 | 25 580 | 295,5 | 3 | Система "Росгосстрах" | 504,0 | 47,9 | 135 661 | 109 232 | 290,7 | 4 | Страховой дом "ВСК" | 361,4 | 33,7 | 49 461 | 24 732 | 104,6 | 5 | РОСНО | 323,5 | 106,7 | 15 016 | 11 003 | 243,0 | 6 | "Ренессанс Страхование"* | 183,3 | 52,9 | 6 740 | 2 398 | 93,6 | 7 | Промышленно-страховая компания | 166,0 | 47,3 | 6 253 | 4 338 | 57,6 | 8 | "Сибирь" | 162,8 | 34,6 | 6 162* | н.д. | 127,9 | 9 | Группа "АльфаСтрахование" | 157,1 | 70,1 | 7 615* | 5641* | 84,5 | 10 | Национальная страховая лига | 136,6 | 54,1 | 7 088 | 6174 | 90,7 |
|
* Данные по московским офисам Источник: "Эксперт РА" Компании - лидеры в страховании автогражданской ответственности, 1-е полугодие 2002 г. | Компания | Взносы, млн. руб. | Уровень выплат, % | Количество заключенных договоров | Взносы в 1-м полугодии 2001 г., млн. руб. | Прирост взносов, % | 1 | "РЕСО-Гарантия" | 174 541 | 32,0 | 38 786 | 84 517 | 106,5 | 2 | "Ингосстрах" | 131 173 | 10,6 | 34 253 | 87 434 | 50,0 | 3 | Система "Росгосстрах" | 113 767 | 48,5 | 147 218 | 59 148 | 92,3 | 4 | РОСНО | 104 375 | 61,9 | 18 229 | 48 159 | 116,7 | 5 | Страховой дом ВСК | 77 155 | 34,4 | 52 662 | 22 997 | 235,5 | 6 | "Ренессанс Страхование"* | 40 124 | 46,2 | 10 758 | 24 914 | 61,1 | 7 | "Сибирь" | 26 388 | 47,1 | 5 805 | 23 683 | 11,4 | 8 | Группа НАСТА | 20 656 | 27,6 | 5 575 | 10 667 | 93,6 | 9 | Промышленно-страховая компания | 19 112 | 1,8 | 5 923 | 11 245 | 70,0 | 10 | "Русский мир" | 17 713 | 23,7 | 4 963 | 7 662 | 131,2 |
|
* Данные по московским офисам Источник: "Эксперт РА" http://www.finiz.ru/economic/article3709/ 17.09.2002 Светлана ЛОКОТКОВА
Док. 432448 Перв. публик.: 17.09.02 Последн. ред.: 18.03.08 Число обращений: 243
Слепнев Андрей Александрович
|