В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
В России продукты питания становятся и хуже, и дороже Назад
В России продукты питания становятся и хуже, и дороже

В конце марта правительство РФ планирует обсудить на заседании поправки в закон "О торговле", ограничивающие предельные торговые наценки на социально значимые продукты питания, в частности, хлеб, молоко и яйца.

Ранее Минсельхоз РФ предлагал ограничить торговые наценки на социально значимые продукты на уровне 10-12%. Окончательное решение о целесообразности введения таких ограничений, а также об их предельном уровне пока не принято - идет дискуссия на уровне министерств.

В прошлом году правительству удалось договориться с ритейлерами (торговыми сетями) и производителями о "заморозке" цен на социально значимые продукты, а затем продлить этот договор до мая, что, конечно, понравилось населению. Но не стоит забывать, что это только временная мера. Бизнес есть бизнес: когда дешевеет один товар - дорожает другой, а дешево хорошо, как известно, не бывает.

Считается, что основной жертвой показной борьбы с инфляцией у нас в стране стали торговые сети. В действительности, магазины современных форматов (супер- и гипермаркеты, дискаунтеры) контролирующие 27% российского розничного оборота товаров повседневного спроса, оказываются не только в более выигрышном положении, но и во многом способствуют взвинчиванию цен.

Основная часть прибыли торговых сетей приходится на доходы от поставщиков, а не от конечных покупателей. Добиться парадоксального на первый взгляд результата позволяет использование отработанных схем. Российские ритейлеры берут плату с поставщиков за согласие продавать тот или иной товар.

Цена так называемого "входного билета" (за попадание на полки магазинов), а также расходы на продвижение товара, ежегодные премии магазинам и прочие затраты постоянно растут. При этом предприятия торговли могут не волноваться, как впоследствии будет продаваться товар, поскольку деньги уже получили.

Поставщикам же приходится выбирать между убытком и большим убытком, фактически финансируя развитие крупных торговых сетей. Так, по их словам, продав товар на $1 млн, четверть поставщик возвращает сети. Получается: чем дольше поставщик продолжает работать с сетью, тем больший убыток терпит.

Кроме того, в договоры с поставщиками часто вписываются пункты, по которым поставщик не имеет права продавать товар другим по цене, ниже отпускаемой в данную торговую сеть. А ввиду значительного объема продаж отказаться от работы с сетью становится невозможно. В итоге цена на товар начинает расти при полном отсутствии каких-либо рациональных причин.

Производители продуктов питания под давлением возросшего импорта, с одной стороны, и монопольной политики торговых сетей, с другой, идут либо на повышение цен, либо на покупку более дешевого сырья. И все чаще не у отечественных сельхозпроизводителей, а за рубежом. Сегодня из-за границы опять стала поступать и свинина, и говядина, цена на которую упала, а качество мяса может быть лучше.

Около 46% приходится на импорт, и цена на отечественное мясо, к сожалению, встала, хотя издержки растут. В результате в еще более невыгодном положении оказываются сельхозпроизводители, приходит в упадок и без того еле дышащее отечественное сельское хозяйство.

По словам министра сельского хозяйства РФ Алексея Гордеева, Россия в последние 2 месяца вновь увеличила импорт мяса и сухого молока, в результате чего закупочная цена на натуральное молоко у российских производителей упала. В итоге молочный рынок уже наводнило импортное порошковое молоко. Эксперты ожидают также ухудшения качества хлеба, которое и сейчас часто не выдерживает критики.

В итоге жертвой все равно остается потребитель. Инфляция раскручивается за счет скрытых механизмов рынка и подорожания "не основных" продуктов питания, а качество продуктов ухудшается.

В целях экономии, по словам заместителя руководителя управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Анатолий Голубя, производители идут на сокращение технологического процесса, зачастую не имеют системы лабораторного контроля, нередко отсутствует документация на безопасность сырья, из которого вырабатывается продукция. При заключении контрактов в первую очередь рассматривается цена, а не качество и безопасность.

Так, в феврале нынешнего года в Новосибирске на совещании по качеству и безопасности потребительских товаров и услуг обнародованы результаты контрольных проверок хлеба. В 30-ти образцах хлеба были выявлены посторонние включения - не жевательная, а обычная резина. Это результат грубых нарушений технологического процесса. В 2007 году забраковано 43% от всей проверенной хлебобулочной продукции.

В начале марта 2008 года в Новосибирской области по результатам проверок качества мяса и мясных продуктов, реализуемых на рынках региона, вынесены постановления о наложении штрафов на сумму 423,3 тыс рублей.

Изменить ситуацию может только установление прозрачных и честных принципов ценообразования, которые должны найти свое место в готовящемся законе "О торговле".

Торопиться есть куда: представители Федеральной антимонопольной службы подтверждают, что число жалоб на торговые сети возрастает, и только принятие закона позволит применять санкции к злоупотребляющим своим доминирующим положением торговым сетям.

Кстати, не так давно эту проблему поднял новый президент Дмитрий Медведев. Если новый закон удастся принять в редакции, неудобной для сетей, но обнадеживающей для потребителей, это может стать первым шагом в переходе от популистских заморозок к реальной, экономически обоснованной борьбе с инфляцией.

Аналитический отдел РИА "Сибирь".

При подготовке использованы материалы интернет-изданий, пресс-служб и собственная информация РИА "Сибирь".

Наша справка

Согласно оценкам экспертов, магазины современных форматов (супер- и гипермаркеты, дискаунтеры) контролируют 27% российского розничного оборота товаров повседневного спроса.

По прогнозам, к 2010 году сети супер-, гипермаркетов и дискаунтеров составят в общем обороте розничного рынка 45%. К примеру, в Москве, по данным аналитиков рынка, в 2006 году на тройку крупнейших розничных сетей ("Ашан", "Метро", "Седьмой континент") приходилось всего около 19% городского розничного оборота продовольствия.

2008-03-18
РИА "Сибирь"



Док. 432347
Опублик.: 18.03.08
Число обращений: 678

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``