В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Для счастья нужно быть здоровым! Диалоги академика АПСН Сергей Котова и трехкратной Олимпийской чемпионки Ирины Родниной Назад
Для счастья нужно быть здоровым! Диалоги академика АПСН Сергей Котова и трехкратной Олимпийской чемпионки Ирины Родниной
Больше десятилетия государство мало обращало внимания на жизнь учреждений дополнительного образования, как и на воспитание детей вообще. Большое число УДО по всей стране было закрыто. Но разумные руководители многих регионов и местных органов народного образования и в эти годы искали и находили пути спасения и детских спортивных школ, и центров детского творчества...
Сегодня ситуация меняется в лучшую сторону. Об этом главный редактор "Практического журнала" академик АПСН Сергей Котов и вел разговор с членом Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту, заместителем председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, трехкратной чемпионкой Олимпийских игр, президентом Всероссийского добровольного общества "Спортивная Россия", заслуженным мастером спорта СССР Ириной Константиновной Родниной.

- Ирина Константиновна, во-первых, мы сердечно поздравляем Вас с избранием заместителем председателя профильного комитета Государственной Думы. Поздравляем с этим и самих себя: теперь в комитете появился человек, который будет отстаивать и уроки физкультуры в школе, и детские спортивные школы, и вообще все, что связано с физическим, а значит - и с психическим, и с интеллектуальным здоровьем наших детей!
    Может быть, начнем разговор с того, что 90-е годы были непростыми для жизни детского спорта, школьной физкультурной жизни, их роли в судьбах детей и молодежи? Да и для всего дополнительного образования в стране - тоже, в общем то, провальными.
- Самое грустное в том, что эти годы были провальными и в понимании нашим народом того факта, что жизнь дается один раз. И прожить ее человеку надо не только образованным, но и здоровым, и оптимистичным...
- Результатом этого стало не только падение уровня занятий массовым спортом, но и, - прежде всего - падение показателей здоровья детей и молодежи.
- Дело не только в сокращении часов, дело в том, что за эти годы наши школы вообще дико обнищали. Это - во-первых. Во-вторых, любой организатор образования или начальник местной администрации понимают, что без кабинета химии или физики жизнь школы не наладить, а вот с холодным спортивным залом без всякого спортивного инвентаря - вроде как жить можно, подумаешь, проблема...
    В-третьих, у нас в стране резко сократилось количество детских спортивных школ, кружков, секций. У нас - в тяжелом состоянии бывшие Дома и Дворцы пионеров - ныне Центры детского творчества. Внимание местных властей к ним во многих регионах - минимально.
    Правда, в некоторых территориях это все мудро сохранили. Когда у меня шла предвыборная компания от партии "Единая Россия" в Омской области, я с радостью узнала, что там в каждом более или менее солидном населенном пункте сохранились и Центры детского творчества, и Школы детского творчества, и другие учреждения дополнительного образования. Там не потеряли ни одну единицу этих учреждений!
- Ситуация такова, что все жестко "сброшено" на местный бюджет. И тут дело упирается в две препоны: не везде бюджет позволяет нормально финансировать эти учреждения; с другой стороны, даже при нормальном состоянии бюджета не каждый местный начальник понимает важность этого дела. Есть понимающий начальник - живет УДО, нет такового - и скукоживается жизнь этих учреждений до размеров выделяемых из бюджета крох, а то и - угасает совсем. Вспоминаю классический пример: один из мэров Твери в одночасье позакрывал все спортивные школы, заявив: "Денег в городском бюджете нет, пусть дают из областного..."
- Да, много было трудновосполнимых потерь. Достаточно сказать, что после распада Союза мы потеряли до 40% наших спортивных баз. Колоссальная потеря! Кроме того, из-за недостатка финансирования начался переход на платную работу спортивных клубов и секций. А материальное положение семей в это время резко ухудшилось. И спорт для многих в стране из формы здорового времяпрепровождения населения превратился в вещь просто недоступную. В удел лишь богатых людей.
    Сегодня картина меняется. Прежде всего, меняется отношение государства к этой сфере общественной жизни. Плохо только, что люди отвыкли от того, что спорт, физкультура - неотъемлемые элементы жизни, и до сих пор ментально сохраняют эту "отвычку"...
    Между тем условий для занятий физкультурой и спортом сегодня становится все больше. Наряду с реализуемыми национальными проектами (в сферах образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства) появился еще один очень важный документ - была утверждена программа развития физкультуры и спорта, рассчитанная на десять лет. Это программа включает в себя строительство спортивных сооружений, не гигантских, как строились раньше многие дорогие, "мраморные" спорткомплексы, а небольших, приближенных к месту жительства людей, к школам. И если сегодня еще не хватает средств изменить ситуацию со спортивными базами многих школ, то вот в таких - межшкольных, межрайонных - спортивных центрах вполне можно организовать физкультурную и спортивную работу с детьми и подростками. В этих центрах дети могут получать первые навыки в спорте и в охране своего здоровья.
    По большому счету здравоохранение не занимается нашим здоровьем, оно занимается теми проблемами со здоровьем, которые у нас уже есть. А значит главной задачей становится то, что раньше называлось профилактикой! И помощником здесь выступает спорт. Массовый спорт решает эти проблемы успешно.
    Итак, мы говорили о первой части программы развития физкультуры и спорта. Вторая часть этой программы - это как раз пропаганда спорта, здорового образа жизни. Что такое пропаганда? Это - не плакаты развешивать, а это - повсюду проводить комплекс мероприятий, таких как "Лыжня России", "Кросс нации". В том же "Кроссе нации" в прошлом году в сорока с лишним городах принимали участие свыше миллиона человек, и это только зарегистрированных, а ведь в некоторых городках кроссы проводятся без атрибутики и регистрации, а значит - участников этой акции еще больше.
    Третья часть программы - это образование и наука. Если еще 20 лет назад в области спортивной науки (в методике, в теории) мы были "впереди планеты всей", то за последние годы это оказалось в значительной мере растеряно: всем было не до этого, не было средств, специалисты уезжали за рубеж. Качество подготовки тренеров и педагогов упало. Кого-то волнует, что сегодня мы приглашаем зарубежных тренеров не только в профессиональный спорт, но и в сферу юношеского спорта?.. Конечно, в сфере образования и спортивной науки предстоит сделать немало. Но главное, начата реализация задуманного, и это должно принести успех.
- Не могу не вспомнить о другом успехе - начато возрождение детских турниров, и во многом это заслуга "Спортивной России" и Ваша личная заслуга.
- Мы, в "Спортивной России", посчитали, что все эти заботы с детскими турнирами "Белая ладья", "Золотая шайба", "Серебряный мяч", "Веселый дельфин", "Плетеный мяч", "Шиповка юных", Всероссийское первенство по мини-футболу среди детей и Всероссийский турнир среди детей по баскетболу - наше дело. В самом деле, у Федерального агентства по спорту другие задачи: подготовка олимпийских команд, подготовка национальных команд. В Минобрнауки нет специалистов, чтобы этим заниматься. Но развивать детский спорт необходимо, вот мы и взялись за этот воз. Нам удалось реанимировать ряд детских турниров и создать новые.
Теперь у этих проектов есть свои постоянные спонсоры, они хорошо регламентированы. Главная ценность этих турниров в этом, что в них принимают участие команды не учащихся спортивных школ, а учеников школ общеобразовательных! Наша задача - выстроить такую четкую пирамиду: от школы - к городу, от города - к региону, далее - соревнования в федеральных округах и, наконец - чемпионат России. А потом, как в случае с "Золотой шайбой" и "Белой ладьей", и - международные соревнования.
    Знаете, при ее поддержке партии "Единая Россия", мы смогли на ближайшие три года получить бюджетное финансирование на 7 детских турниров.
- Воз - нелегкий.
- Благодаря партнерским отношениям нам помогают и "Единая Россия", и Федеральное агентство по спорту, и Минобрнауки - без нашей совместной работы с этими структурами мы никогда бы не получили такой финансовой поддержки, которой сегодня располагаем на развитие детского спорта.
    Второе, чем мы гордимся: впервые у нас будет проводиться студенческая Универсиада. Но не так, как прежде, когда в ней принимали участие студенты-спортсмены, - теперь в ней будут участвовать команды высших учебных заведений. Сейчас мы готовим проект документов конкурса на лучший спортивный вуз России. При проведении этого конкурса будет обращаться внимание и на результаты работы спортивных кафедр, секций и клубов, и на то, какое количество спортсменов учится в вузе. Последнее тоже важно, ведь многие вузы берут на себя нелегкий труд помочь нашим ведущим спортсменам получить образование, а это дело непростое - сплошь и рядом это работа по индивидуальному учебному графику, это дополнительная нагрузка на профессоров и преподавателей... В рамках конкурса будут обязательно отслеживаться и показатели здоровья студентов - это тоже во многом результат их занятия физкультурой и спортом.
    Хочу сказать о том, чем еще из сделанного за последние годы. Вот уже три раза Федеральное агентство, "Спортивная Россия" и Социальный фонд "Республика Спорт" проводили Всероссийские Спартакиады детей     с ограниченными возможностями - для детей-инвалидов. В этом году у нас эта спартакиада была уже международной: к нам приехали команды из Белоруссии, Латвии, Азербайджана. И мы очень надеемся, что и на соревнованиях, и на культурных мероприятиях этих спартакиад дети-инвалиды будут иметь возможность еще и подружиться, найти себе хороших друзей, раздвинуть пространство (иногда - очень ограниченное) собственной жизни.
- Как же важно это направление в вашей работе! Ведь, честно говоря, в организации жизни детей-инвалидов наше государство еще совершенно не цивилизованное.
- Абсолютно. Пока. Хотя соревнования для параолимпийцев уже проводятся, но массовых соревнований для детей-инвалидов пока нет. Но тут тоже, я надеюсь, постепенно многое начнет меняться... Ведь этим детям в массе своей так полезно заниматься спортом.
    И еще я хотела бы обратить Ваше внимание на одно направление нашей деятельности: мы начали совместно с Социальным фондом "Республика Спорт" проводить соревнования среди учащихся детских домов и школ-интернатов. Эти дети, возможно, даже больше, чем домашние, нуждаются в том, чтобы их жизнь стала интересной, здоровой. Чтобы спорт жил в стенах этих учреждений не от случая к случаю, а - постоянно. Там ведь немало детей, которых жизнь уже сильно обожгла. А спорт позволяет легче находить язык общения с ними, позволяет влиять на их интересы и привычки, да просто - на умение жить и общаться в коллективе детей и взрослых. А еще спортивная жизнь одаривает этих детей вниманием и теплотой со стороны сильных и добрых взрослых.
    Приведу такой пример. Проводили мы подобные соревнования для детских домов и школ-интернатов Северо-Западного федерального округа в Петербурге. Организовано это было на базе Военной физкультурной академии, курсанты и преподаватели помогали все организовывать, с утра до ночи возились с этими ребятишками. Не только на соревнованиях, но и во время культурной программы - прекрасно показали им город, его достопримечательности, музеи. А вечером, прощаясь, каждому ребенку подарили пакет с подарками (а в подарках - спортивная форма, часы, плеер...). И в тот момент я увидела, как оттаяли и потеплели глаза у этих детей. Забыть такие мгновения преображения ребенка невозможно...
    А потом ко мне подошел серьезный такой шкет и спросил: "Тетя, а на следующий год будут такие соревнования?" Я ему отвечаю: "Ты знаешь, мы будем очень стараться, чтобы все получилось и соревнования обязательно состоялись. А почему ты меня об этом спрашиваешь?". "А мне очень нужно точно знать! Ведь если я опять из детдома сбегу, то тренер меня тогда в команду не поставит... А я опять сюда хочу".
    Так вот, если мы своими спартакиадами и другими спортивными мероприятиями, хорошо организованными, интересными для детей удержим от побега из детдома хотя бы одного ребенка - это уже наш успех. Но разве его реакция - единичная? Думаю, что таких детей, вовлеченных в интересные дела, по мере развития детского спортивного движения будет все больше и больше.
- Ирина Константиновна, будучи в регионах, я услышал о программе "ДРОЗД". Честно говоря, в прессе о ней никакой информации не встречал, а оттого удивился услышанному. Расскажите, пожалуйста, о ней поподробнее.
- Действительно, такая программа существует. ДРОЗД - это аббревиатура: "Дети России - образованные и здоровые". На сегодняшний день эта программа реализуется в более чем 60 школах двадцати регионов. В чем ее смысл? Урок физкультуры превращен в урок спорта. О каком спорте может идти речь? Баскетбол, волейбол, мини-футбол, различные виды борьбы. Прототипом этой программы были программы школы "Самбо-70". Здесь не стоит задача вырастить чемпионов, задача такая - чтобы вырос Человек. Есть в этих школах и свои клятвы, и свои традиции приема ребят.
    Я всегда на эту тему привожу такой пример. В подмосковных Бронницах тоже есть такая школа. За полтора года, которые она работает, здесь не было ни одного привода ребенка в милицию. А до этого с этими детьми случались разные казусы... Это - показатель. Рядом с этой школой - детский сад, который тоже включился в эту программу. За год заболеваемость детей в садике сократилась на 14 процентов. И это - здорово.
Посмотрев эти школы, мы решили ежегодно проводить фестивали с их участием. Фестивали имеют две программы: первая - спортивная, а вторая - общеобразовательная (русский язык, история олимпийского движения). За эти годы убедились - это прекрасная форма сочетания спортивной и образовательной работы со школьниками.
    Недавно на Совете по спорту и физической культуре мы поставили вопрос о подготовке положения о школьном спортивном клубе. Идея такова: пусть как можно в большем количестве школ, - а лучше так во всех! - появятся спортивные клубы. И клубы эти будут со своим именем (а не с порядковым номером школы!), со своими традициями и со своими победами. Так, по крайней мере, организована жизнь в школах во всем мире. И есть Всемирные гимназиады, которые проходят с 1972 года и в которых мы практически не принимаем участия. Интересно, что в них участвуют не сборные, а команды одного образовательного учреждения. Кого мы можем делегировать на гимназиаду? Ну, можем какой-то спортивный интернат послать. А системного соревнования школ у нас и нет... Так давайте выстроим систему участия всех наших школ в подобных состязаниях, и мы сможем системно принимать участие в этих престижных международных соревнованиях.
Мало того, что каждые четыре года идут Всемирные гимназиады, так еще каждые два года идут чемпионаты Мира, Европы по школьным видам спорта. Ну почему наши мальчишки и девчонки не могут принимать в этих соревнованиях участия? И деньги на это надо небольшие, да сегодня и эти средства есть...
    Мне кажется, что сегодня удалось убедить многих, что массовый спорт несет еще и важную политическую задачу - способствует объединению нашей страны! Когда мальчишки и девчонки соревнуются под флагом Российского государства, приезжая кто - с Камчатки, кто - из Адыгеи, кто - из Калининграда, а кто-то - из Норильска, то они с детства поймут - мы великая, огромная и единая страна!
    Все они приедут, защитив честь своей школы, района, региона - своей малой родины. И тогда они и дальше готовы на спортивный подвиг и во имя своей малой Родины, и своей Родины большой. Мы отсылаем после всероссийских или международных побед наших юных спортсменов благодарственные письма руководителям регионов. Наших победителей главы регионов принимают в своих резиденциях, вручают им подарки. Какое же это событие для ребят, на всю жизнь запомнится. И все их победы объединяются теперь для них огромным понятием - Родина, Россия. Это ли не патриотическое воспитание?
- Не так давно над этими чувствами еще глумились.
- Да не только над чувствами, над самим понятием Родина глумились. Сейчас опять начинаем понимать, что это значит для нас... А без этого - жить невозможно. Мы может и финансово встать на ноги, но если в нас нет понимания: куда мы идем, зачем мы идем, по какой земле мы идем, кто мы такие?! Какова мотивация всех наших поступков, в том числе - и спортивных подвигов? Ведь в большом спорте всегда самым главным была мотивация! Не важно, устал ты - не устал, травмы - не травмы... Главное - за себя, за родителей, за страну! И эта мотивация - главный воспитатель. Воспитатель тех, кому и дальше прославлять нашу Родину - победами в труде, в ратных подвигах, в спорте. Этому надо учить именно в детстве, не забывая - во имя чего главного мы воспитываем наших детей, настоящих граждан и патриотов Отечества.

январь, 2008


Док. 431963
Опублик.: 17.03.08
Число обращений: 386

  • Роднина Ирина Константиновна
  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``