В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Прозоровский: Охота без правил Назад
Валерий Прозоровский: Охота без правил
В отличие от героев известной комедии, тем, кто сегодня постоянно сталкивается с "особенностями национальной охоты", точно не до смеха. На долю охотничьего хозяйства в 80-е годы прошлого века приходилось до полутора процентов ВВП страны. Сегодня об этом можно только мечтать. Нормативно-правовая база практически отсутствует, что отрицательно сказывается на всех процессах в отрасли. Между тем она участвует не только в материальном производстве, но и одновременно обеспечивает воспроизводство животного мира. Совершенствование правового регулирования вопросов охоты и охотничьего хозяйства обсуждали на "круглом столе" в Госдуме, организованном Комитетом по природным ресурсам и природопользованию.

В мероприятии приняли участие представители субъектов РФ, исполнительной власти, депутаты Госдумы. Заместитель председателя комитета Валерий Прозоровский, который вел заседание, сразу попросил присутствующих заострить внимание на предложениях по разработке нового федерального закона для охотничьей отрасли. Появление этого документа назрело давно, но рабочая группа активизировала свои действия только в этом году. Несмотря на то что было подготовлено несколько вариантов законопроекта, его разработчикам не удалось преодолеть принципиальных разногласий. Поэтому решено было обратиться к мнению специалистов из регионов.

Одним из самых проблемных вопросов стало формирование охотничьих угодий. А именно - разделение прав на пользование непосредственно землей и находящихся на ней охотничьих ресурсов. Согласно первому варианту предлагалось дать угодьям статус специальной категории земель. Но такое нововведение предусматривает создание отдельного реестра земель, на что уйдет не один год. Второе предложение - передать государственные полномочия юридическим лицам. Но и такая формулировка показалась законодателям некорректной.

Еще один острый вопрос - степень госуправления охотничьим хозяйством: насколько власти должны вмешиваться в процессы, как осуществлять контроль и надзор. Подчеркивалось, что новый закон должен быть комплексным и учитывать в том числе вопросы охотничьего туризма, промысловой и спортивной охоты. Также нельзя обойти стороной защиту прав малочисленных коренных народов, для которых охота является средством к существованию.

По словам и.о. директора департамента охотничьего хозяйства Минсельхоза Андрея Сицко, законодательство давно устарело и грешит противоречивыми нормами. Базовым законом, регулирующим отношения в отрасли, является Закон "О животном мире", принятый еще в 1995 году. Руководитель департамента прямо заявил, что последние 15 лет применялась бесперспективная модель управления отраслью. Говоря о пользовании землями, Андрей Сицко отметил, что когда пользователь животным миром берет участок леса в аренду, то получить прибыль от охоты он не может по определению - слишком высока плата.

Непонятна и ситуация с охраной ресурсов. Согласно законодательству ее должны осуществлять субъекты РФ. При этом сам охотник, кровно заинтересованный в сохранении всего биологического разнообразия животных, охранные функции осуществлять не может. Поэтому, по мнению Андрея Сицко, в регионах должны быть созданы специальные органы по контролю за пользованием охотничьими ресурсами. В новые структуры могут войти штатные сотрудники охотничьих хозяйств. Но в большинстве субъектов органы контроля так и не появились.

Депутат Валентин Лунцевич поднял вопрос о статусе егерей. С 1984 года они фактически остались незащищенными перед браконьерами: последние вооружены до зубов, а лесные охранники даже оружие получить не могут, разрешается пользоваться только спецсредствами. В этой связи депутат предложил создать единую организацию на уровне федеральной службы, которая осуществляла бы контроль за деятельностью сторожей леса. При этом статусная защищенность у егеря должна быть такой же, как у судей. Управление же и пользование охотничьими ресурсами следует оставить за регионами. Концептуальным моментом, по мнению Валентина Лунцевича, является создание единой правовой базы для регионов, учитывающей их специфику. Между тем сегодня нормативные акты разработаны только в 20 субъектах РФ.

Представитель Татарстана говорил о получении лицензии на охоту, которая сегодня фактически является документом на право пользования территорией или акваторией. У территорий лесного фонда зачастую количество владельцев и арендаторов может достигать до ста субъектов. Пока со всеми согласуешь вопросы - проходит полгода. По закону же договор о пользовании участком земли должен быть заключен в течение 20 дней.

Делегат из Якутии подчеркнул, что в законопроекте отсутствует понятие промысловой и спортивной (трофейной) охоты. Он заметил, что распределение участков для промысловиков необходимо сделать бесплатным. Субъектам также нужно дать право самим устанавливать нормы изъятия добычи и сроки охоты.
Депутат Юрий Спиридонов поднял вопрос о том, что исполнительная власть должна разработать типовые правила охотопользования. Потому что правильная организация охоты - самый эффективный природоохранный механизм, который при этом может самофинансироваться. Андрей Сицко добавил, что такая работа уже ведется, в этом году единые для всех правила могут быть утверждены Правительством РФ.

Практически все участники дискуссии подчеркивали: охотничью деятельность не надо смешивать с пользованием землей, арендно-договорными отношениями. Такой подход станет гибельным для промысловиков: охотник будет вынужден круглый год заниматься добычей, чтобы хоть как-то окупить аренду и свести концы с концами.Также было предложено отменить квоты и лицензии на разведение животных - это правило назвали "кандалами" для охотничьего хозяйства. Кроме того, подчеркивалось, что закон обязательно должен быть прямого действия.

Валерий Прозоровский сказал корреспонденту "ПГ", что после дискуссии проблемные позиции, с которыми столкнулась рабочая группа при написании закона, пусть немного, но прояснились: "Стало понятно, какую роль в организации охотничьего хозяйства должен играть субъект РФ. Обязательно нужно выделить отдельно промысловый и спортивный виды охоты. Первый вообще является основой благосостояния для многих народов на территории России. Нашей задачей как законодателей остается возрождение охотничьей отрасли, которая является полезной и для экономики страны, и для охраны окружающей нас среды".

Парламентская газета, г. Москва

06.07.2007

http://www.er-duma.ru/pubs/23676


Док. 431894
Перв. публик.: 06.07.07
Последн. ред.: 17.03.08
Число обращений: 299

  • Прозоровский Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``