В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Самый успешный нацпроект: за и против Назад
Самый успешный нацпроект: за и против

14 марта 2008 года Институт развития гражданского общества и местного самоуправления и Институт научной информации по общественным наукам РАН провели совместный круглый стол на тему "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ".

Казалось бы - нацпроект реализуется третий год, прошел широчайшее обсуждение и на федеральном, и на региональном уровне в коридорах власти, научной общественностью, педагогическим, родительским сообществом, буквально каждый шаг, каждое мероприятие освещается прессой, каждая копейка контролируется, любой успех и любая неудача моментально становятся достоянием гласности.... По всеобщему признанию, именно нацпроект "Образование" стал самым успешным из реализуемых сегодня масштабных социальных кампаний российского государства....

И тем не менее каждое обсуждение, подобное сегодняшней дискуссии, превращается в жаркую и бескомпромиссную полемику между идеологами проекта, его разработчиками и исполнителями с одной стороны и представителями образовательной среды - так сказать, потребителями продукта преобразований - с другой. И дело не просто в различных, порой диаметрально противоположных оценках результатов проекта - зачастую субъекты образовательного процесса не могут найти общего языка буквально на уровне толкования терминов, смысла и задач, решаемых государством.

С огромным интересом был выслушан обстоятельный доклад одного из основных разработчиков содержательной части нацпроекта, доцента кафедры государственного управления и экономики общественного сектора Государственного Университета - Высшей Школы Экономики Татьяны Клячко. Татьяна Львовна начинала заниматься экономикой ещё советского образования в так называемой экспертной группе Шаталина, досконально знает динамику развития, болевые точки и проблемы образования новой России. Эксперт призвала аудиторию учитывать неравномерность развития российских регионов, необходимость поиска оптимальных моделей для каждой российской территории, специфику реализации образовательной политики на местах. Такой дифференцированный подход не оставляет места стереотипам, помогает разрушить многие мифы, связанные с образовательным процессом. Отвечая на гневные филиппики президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова о целесообразности реструктуризации сети сельских школ, Татьяна Клячко и директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ - ВШЭ Татьяна Абанкина привели неутешительную статистку по демографической ситуации в сельской местности, малых и средних городах. Действительно, ставшее расхожим газетное клише "Миллионы выпускников услышали сегодня свой последний школьный звонок" в последнее время потеряло смысл: если в 2000 году российские школы окончило 1 миллион 300 тысяч учеников, то в прошлом году выпускников было всего лишь 830 тысяч. Против реалий демографии не поспоришь... Всё дело - в расстановке акцентов: если адепты реструктуризации из Министерства образования и науки обосновывают её неизбежность демографическим кризисом, то противники закрытия малокомплектных школ считают главной причиной вымирания села отсутствие социальной инфраструктуры, школ и больниц. И те, и другие по-своему правы, а в результате - замкнутый круг....

В ходе обсуждения подтвердилась ещё одна закономерность: даже подготовленная, профессиональная аудитория путает приоритетный национальный проект "Образование" и Федеральную программу развития образования, финансируемую отдельной строкой бюджета и регулярно пролонгируемую. Отсюда претензии к содержательной части нацпроекта, упреки в отсутствии инновационного прорыва, размазывании скудных финансовых средств, несправедливости их распределения. Академик Российской академии образования, директор Центра социологии образования РАО Владимир Собкин объяснил слушателям, что финансовые средства, предусмотренные нацпроектом, распределяются на конкурсной основе и предназначены для того, чтобы поддержать лучших, простимулировать школьного учителя и вузовского преподавателя. Это - не обеспечение социального минимума, а вознаграждение за особые успехи. О необходимости повышения доверия к российскому высшему образованию говорил Президент Ассоциации негосударственных вузов, ректор Российского Нового университета Владимир Зернов. Татьяна Клячко фактически признала, что в условиях существования единой тарифной сетки для бюджетников не было возможности повысить зарплаты всем сотрудникам бюджетной сферы, поэтому была предложена система стимулирующих выплат в рамках нацпроекта. То есть всё не от хорошей жизни, но, как метко выразился профессор, зав. лабораторией открытых информационных технологий факультета ВМК МГУ Владимир Сухомлин, "любая денежная выплата есть благо, особенно, если она выплачивается тебе"....

Обсуждение успехов и трудностей реализации приоритетного национального проекта "Образование" неизбежно вылилось в широкую дискуссию о реформировании образования в целом, носящем комплексный характер. Реализация нацпроекта практически не потребовала изменения нормативно-правовой базы, поскольку регулировалась президентскими указами, постановлениями и распоряжениями Правительства. Несмотря на заклинания ведущих круглого стола не отходить от заявленной тематики и не вдаваться в вопросы введения ЕГЭ, уровневой системы образования и прочие аспекты структурных изменений образовательной системы, не предусмотренные нацпроектом, избежать этого не удалось - система образования воспринимается участниками образовательного процесса как единое целое, как механизм, который невозможно расчленить на детали. Порадовал конструктивный настрой преподавателей, презентовавших свои инновационные разработки - на некоторые из них, подобные виртуальному национальному университету ИТ-образования, предложенному сотрудниками факультета ВМК МГУ, удалось получить финансовую поддержку в рамках ПНПО. Сплошная интернетизация школ - одно из центральных мероприятий нацпроекта - должна стать, по замыслу специалистов, лишь первым шагом в развитии системы дистанционного образования.

Много говорилось о финансовой дисциплине и о контроле над освоением средств нацпроекта. В принципе, никто из участников дискуссии не оспаривал факт высокой коррумпированности российской образовательной системы снизу доверху. Тем не менее, с каждым годом коррупционерам становится все трудней - прокурорские проверки Генпрокуратуры и региональных прокуратур приняли регулярный характер, поэтому есть надежда, что знаменитое карамзинское "Воруют....." к российской системе образования будет всё трудней применять...

Разумеется, образовательное сообщество интересуют не только актуальные особенности реализации нацпроекта "Образование", но и его дальнейшие перспективы. Как выразился главный редактор журнала "Педагогические измерения" Вадим Аванесов, "если у государственной программы статус выше, чем у национального проекта, то нужно нацпроекты переформатировать в госпрограммы". В каждой шутке есть доля шутки - другими словами, российская образовательная среда ждет не показухи и кампанейщины, а фундаментальных, содержательных структурных преобразований, позволяющих стране сделать инновационный научно-технологический рывок и поддержать репутацию российского образования, ранее исключительно высокую, на международном уровне, поднять престиж педагога, сделать российское образование привлекательным и доступным.

ДАРЬЯ МИТИНА.

14.03.2008
www.nasledie.ru





Док. 431728
Опублик.: 14.03.08
Число обращений: 1632

  • Митина Дарья Александровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``