В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Дмитриева: О Национальном Центре социальных инноваций Назад
Наталья Дмитриева: О Национальном Центре социальных инноваций

Введение принципа AB HOMO ("от человека") , то есть введение ориентированной на человека модели общественных , социально-экономических отношений, - вот та инновация, которая отдалит мир от цивилизационной катастрофы и выведет его на путь гармоничного поступательного развития.

Говоря о приоритете социальных и гуманитарных инноваций, нельзя забывать о целом ряде существенных моментов, отличающих их от научно-технических и технологических нововведений.
Инновации в социальной сфере характеризуются следующими особенностями:
-    высокой неопределенностью последствий;
-    сложностью оценки эффекта;
-    комплексностью: введение одного новшества как правило влечёт за собой целый ряд взаимосвязанных преобразований;
- возникновением новой общественно осознаваемой потребности и предложением способа её удовлеворения .

Вслед за А.Пригожиным мы понимаем нововведения как процесс, т. е. переход некоторой системы из одного состояния в другое. А потому не будем забывать, что именно социальные инновации выводят общество на новый виток развития, но неминуемо сопровождаются при этом высокими рисками и некоторым обострением противоречий и конфликтов.

Социальные инновации - это процессы, в результате которых происходят существенные и необратимые изменения в типе и характере взаимодействий между отдельными людьми и социальными группами. В ходе социальных инноваций возникают новые духовные и интеллектульные потребности, формируются соответствующие им общественные нормы и отношения, появляются связи и организации более высокого уровня развития.

Кроме того, что инновации в социальной сфере оказывают влияние на большие группы людей и общество в целом, они зачастую имеют некоммерческий характер или предполагают долгий срок отдачи.
Все вышеперечисленные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что социальные нововведения могут быть успешно реализованы только на условиях консенсусного взаимодействия власти и общества, власти и бизнеса.
В этой связи принципиально важен вопрос о том, какая общественная сила или общественный институт могут и должны первыми проявить потребность в раскрытии креативного потенциала человеческой личности и стать инициатором социальных инноваций в России.
С сожалением приходится констатировать, что нынешнее состояние гражданского общества не позволяет надеяться на то, что инициативные предложения такого рода и планомерные действия по их реализации спонтанно появятся "из гущи народной жизни".
Целый ряд социологических исследований последних лет подтверждает факт самоустранения российских граждан из сферы общественно-политической деятельности как области выдвижения программ развития. Более 75% россиян считают, что не могут влиять ни на что, кроме своей семьи. Наибольшее число опрошенных (94%) уверены, что могут оказать очень малое или не могут оказать никакого влияния на то, что происходит в России, в их городе или районе.
Граждане не без оснований считают большинство партий и движений последних лет созданными по указанию сверху нежизнеспособными симулякрами, существующими в виртуальном пространстве. Россияне не верят, что отдельный человек может эффективно воздействовать на изменения, происходящие в стране. И эта убеждённость ввергла подавляющее большинство людей в состояние общественно-политической апатии, граничащей с летаргией. Наш человек в гораздо большей степени готов "передоверить" себя высшей власти, чем проявить самостоятельную активность.
Такое положение дел связано с массовыми ожиданиями укрепления патерналистской роли государства и недоверием к большинству институтов российского социума, а значит, и к инициированным этими институтами инновациям.
Следовательно, для того чтобы в современной России социальная инновация была признана и поддержана обществом, она должна:
- исходить от высшей (президентской) власти
- восприниматься людьми как направленная на укрепление патерналистской роли государства, то есть оцениваться как дающая человеку какое-либо благо.
Провозглашение Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым тезиса о приоритете инвестиций в человека стратегической целью развития страны полностью отвечает двум заявленным условиям.
Власть продемонстрировала политическую волю к созданию условий, при которых люди получат новые качества, знания, умения и параметры развития, и как следствие приобретут больше возможностей воплотить в жизнь свои мечты и стремления в сфере бизнеса, образования, политики или любой другой области.
Само по себе проявление готовности к переориентации всей государственной машины на развитие человеческого потенциала и признание этой задачи стратегической целью страны есть лучшее свидетельство зрелости и ответственности власти, её соответствия вызовам времени.
Любой иной способ предъявления социальных инноваций будет отвергаться социумом как неприемлемый, а сами предлагаемые нововведения восприниматься как неправомерные отступления от господствующей парадигмы или как нарушение существующего общественного порядка.
Единственным адекватным инициатором проведения глобальных социальных инноваций может быть сама власть, поскольку именно она способна задать достаточно мощный начальный импульс нововведений и эффективно поддержать процесс их распространения в социуме. Признавая это, мы вовсе не утверждаем, что обществу в этом гигантском эксперименте уготована лишь участь объекта и пассивного наблюдателя.
Более того: готовность власти к проведению социальных инноваций является лишь необходимым, но вовсе не достаточным условием для успеха преобразований. Недостающее звено в этой цепи - лидерская группа креативного класса, носители нового типа мышления, люди, не просто готовые стать глашатаями и проводниками нововведений, но понимающие их смысл и сами способные стать их разработчиками. Содружество единомышленников призвано не только идеологически поддержать заданный властью импульс к преобразованиям, но и наполнить его конкретным содержанием, развить в проектных линиях. А значит - закономерно и заслуженно стать авангардом общественного развития, подлинной новой национальной элитой.
Таких людей немного, но для успеха дела достаточно уже того, что они есть и готовы объединиться.
Следовательно, для проведения социальных нововведений инновационным по своей сути должно стать само социальное управление.
В этой связи уместно вспомнить, что в соответствии с кривой восприятия инноваций Эверетта Роджерса, в зависимости от степени восприимчивости людей к проводимым нововведениям общество условно можно разделить на 5 категорий:
инноваторы - решительные люди, провоцирующие изменения (2,5% от всего населения)
ранние последователи - неформальные лидеры, готовые к апробации нового (13,5%)
раннее большинство - люди вдумчивые и внимательные, принимающие изменение быстрее остальных (34 %)
позднее большинство - скептики, принимающие нововведение тогда, когда оно уже используется остальными (34 %)
"отстающие" - принимающие инновацию только тогда, когда она перестаёт быть таковой и становится массовой (16 %)

Лидерская группа, о которой мы говорили выше, должна на настоящем этапе:
первое - солидаризироваться с властью на основе единства взглядов на социальные инновации, проявив идейную и организационную готовность стать опорой и базой проводимых властью нововведений,- сформировать Национальный Центр социальных инноваций в виде государственно-частного партнёрства
второе - объединить вокруг этого Национального Центра людей-инноваторов, составляющих, согласно кривой Роджерса, 2,5% населения.
Одной из первоочередных задач Национального Центра социальных инноваций (НЦСИ) должно стать определение основных направлений инновационной деятельности в социальной сфере.
На сегодняшний момент к ним, на наш взгляд, следует отнести по крайней мере следующие задачи*:

- расширение круга субъектов социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем различных слоев населения;
- увеличение социальной активности и социальной самодеятельности, стимулирование социального самообслуживания населения;
- информатизация социальной сферы, создание благоприятных социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения информационных потребностей;
- реализация прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
- индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства;
- диверсификация организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

*Сформулированные задачи носят общий характер и требуют дальнейшей проработки и детализации.
Алгоритм деятельности Национального Центра может быть в самом упрощённом виде описан следующей трёхкомпонентной последовательностью:
1. от социальной проблемы, которая существует в обществе и осознаётся как сдерживающий развитие фактор #8594;
2. через разработку и внедрение механизма инновационного решения проблемы (фаза конфликта интересов, нарушения стабильного, но несправедливого баланса) #8594;
3. к созданию нового стойкого баланса, высвобождающего ресурсы для создания и поддержания системы более высокого уровня развития.
НЦСИ мыслится как центр аккумулирования, изучения, экспертной оценки и продвижения социальных новаций, исходящих от различных инициативных групп и коллективов. Одной из приоритетных задач Центра становится, таким образом, всемерное развитие креативного потенциала людей.
Став авторитетным центром притяжения экспертного сообщества и общественных организаций и объединений, НЦСИ внесет весомый вклад в подготовку и проведение экспертизы законопроектов и подзаконных актов в инновационной сфере.
В кратчайшие сроки Центр может стать "фабрикой идей" в области социальных инноваций, а также стратегическим средоточием эффективного инновационного социального управления.
При этом эффективное инновационное социальное управление можно охарактеризовать как:
- мировоззренчески ориентированное, человеку тяжело жить без объединяющей его с миром и другими людьми системы ценностей и задач, без чётких и притягательных мотивов для продолжения и преумножения жизни, без понятного всем и каждому образа будущего и понимания того, каково место каждого из нас.
- рефлексивное, т.е. способное анализировать собственные действия и корректировать свои решения и действия в связи со складывающимися ситуациями, с полным пониманием того, что конструирование социальной реальности - это осуществление стратегических действий с постоянной готовностью скорректировать стратеию в соответствии с изменяющейся реальностью.
- нелинейное и резонансное, то есть создающее условия для совместного и взаимно усиливающегося действия индивидуумов и социальных групп
- конструктивистское, т.е. исходящее из понимания того, что в процессе социального управления каждый сам выбирает свое будущее и предпочтительное будущее для общества и тем самым конструирует и самого себя.
- экологичное, нетравматичное, т.е. учитывающее реакцию социальной среды в целом и каждого отдельного человека во всём многообразии его мировоззренческих позиций, интеллектуальных возможностей и особенностей психики
- глобально ориентированное и локально нацеленное, способное соотносить цели и задачи разных порядков и значимости
- креативное, творческое, созидающее, максимально гибкое и мобильное.
При создании НЦСИ будет весьма полезно изучение мирового опыта в этой сфере. В частности, опыт проводимого с 2004 года в Оксфорде ежегодного Всемирного форума по социальному предпринимательству, так называемого "Давоса социальных инноваций". Менее чем за пять лет форум стал наиболее масштабным и репрезентативным мероприятием, посвященным социальным преобразованиям. В 2007 году 700 участников из 40 стран мира, представители нового поколения социальных новаторов и социальных трансформаторов, обсуждали проблемы глобальных нововведений современного общества.
Русский язык пока не звучит на Форуме в Оксфорде. Однако мы уверены, что с созданием в самом ближайшем будущем нашего Национального Центра социальных инноваций Россия не просто в полный голос заявит о проводимых ей в этой сфере новаторских преобразованиях, но и станет флагманом на пути цивилизации к обществу новых возможностей.

Наталья Владимировна Дмитриева - Председатель Совета ООО "Деловые женщины России".

13 марта 2008 года.
www.nasledie.ru








Док. 431437
Опублик.: 13.03.08
Число обращений: 1152

  • Дмитриева Наталья Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``