В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иван Иванюк: Государственная корпорация как форма осуществления и развития хозяйственной, управленческой и антитеррористической деятельности Назад
Иван Иванюк: Государственная корпорация как форма осуществления и развития хозяйственной, управленческой и антитеррористической деятельности
Терроризм в последнее время приобретает все более изощренные формы, при проведении терактов используются все более совершенные технологии. Поэтому любая контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению возможного террористического акта и обезвреживанию террористов.

Как показывает опыт, в этой связи все большее значение приобретает использование современных технических и специальных средств, которые, как минимум, не должны уступать возможностям экстремистов, оснащенных, как правило, по последнему слову техники. С учетом того, что террористы способны действовать во всех средах - на суше, в воздухе, на воде, в информационном пространстве и др., особую роль приобретает наличие адекватных возможностей для пресечения их деятельности в специфических условиях.

Наиболее широкий общественный резонанс в последние десятилетия приобрел воздушный терроризм (а одной из целей экстремистских групп как раз является создание панических настроений), но не менее опасна террористическая деятельность на море, в зоне береговой линии, а также на объектах промышленной и социальной инфраструктуры и т.д. Достаточно вспомнить о возрождении в прошлом веке такого, казалось бы, отжившего явления, как пиратство, которое достаточно бурно расцвело именно благодаря техническим возможностям бандитов, использовавших быстроходные небольшие суда, с которыми не могли справиться ни команды кораблей, ни пограничные службы, ни береговая охрана. К сожалению, отечественное судостроение только-только начинает выходить из затянувшегося кризиса. И если с малыми патрульными кораблями и катерами, строительство которых связано с меньшим объемом затрат и более коротким производственным циклом дела обстоят несколько лучше, то постройка крупных кораблей фактически не велась долгое время. Достаточно сказать, что с 1991 года по настоящее время для российского Военно-Морского Флота промышленностью был сдан только один боевой корабль водоизмещением более 1000 тонн - СКР "Татарстан". Вместе с тем нельзя забывать, что кораблестроение как отрасль имеет и огромное экономическое явление. От ее развития во многом зависят не только технические, но и экономические возможности борьбы с терроризмом.

В этом плане общая картина выглядит также удручающе. Если в 90-х годах прошлого века судостроительные предприятия выпускали продукции на 11-12 млрд. долларов, то в 2003-2004 гг. только на 1 млрд. долларов США. Доля российской судостроительной промышленности на рынке мирового гражданского судостроения составляет всего 0,2 %.

Загрузка производственных мощностей предприятий не превышает 30 %. Российские заказчики (в том числе с участием государства в акционерном капитале), имеющие огромную потребность в строительстве коммерческих судов, размещают свыше 95 % своих заказов на зарубежных верфях в связи с более выгодными экономическими условиями; Единственным реальным источником финансирования предприятий на сегодняшнем этапе является государственный оборонный заказ и все еще в большей степени - военные заказы по линии военно-технического __________сотрудничества с иностранными государствами. В этих условиях остро стоит не только вопрос выживания отрасли, но и сохранения России в качестве морской державы, способной, по крайней мере, защититься от налетов террористов и грабителей с моря. Совсем недавно Президентом РФ принято очень важное решение - о создании Объединенной судостроительной корпорации, в состав которого вошли судостроительные, научные и инжиниринговые центры. Безусловно, это только первый шаг, восстанавливающий государственный контроль над судостроительной отраслью. Предстоит сформировать холдинги, в которых далеко не все предприятия находятся в - 26 - государственной собственности, поддержать "на плаву" те заводы, финансовое состояние которых является неудовлетворительным, наладить адекватные хозяйственные механизмы, которые будут эффективными в рыночных условиях. В настоящее время возникший дефицит инвестиций тормозит оказание услуг обществу, рост производительности труда, а значит и эффективность бизнеса. Принимая форму отложенных или отклонённых проектов, этот дефицит вызывает, в частности, перегрузку инфраструктуры, а, значит, и ускорение её деградации. Такое положение дел стало возможным по двум причинам:

1. Несовершенство административной вертикали управления хозяйственной деятельностью крупнейших предприятий, работающих в стратегических отраслях экономики;

2. Отсутствие хозяйственно-управленческой вертикали. Реформа федеральных органов исполнительной власти частично решила эту проблему путём реорганизации административной вертикали, в которую вошли министерства (выполняют нормотворческую функцию), федеральные службы (выполняют контрольно-надзорную функцию) и федеральные агентства (выполняют правоприменительную функцию). Однако до сих пор фактически отсутствуют органы, выполняющие хозяйственно-управленческую функцию от лица государства. А реализация прав собственника от имени российского государства распределена между фондами имущества различных уровней и рядом других ведомств, что исключает возможность проведения государством единой хозяйственной политики. С целью обеспечения исполнения хозяйственно-управленческой функции - реализация государством прав собственника - был разработан и принят Федеральный закон No 7-ФЗ (ред. No 173-ФЗ от 23.12.2003 г. "О некоммерческих организациях"), предусматривающий такую форму некоммерческой организации, как "государственная корпорация" (ГК). Но, к сожалению, эта прогрессивная форма до сих пор практически не внедряется в экономическую практику.

В области судостроения такая некоммерческая организация может быть создана как информационно-аналитическая, методическая, организационная структура, создающая правовую основу для регулирования отношений между собственником и потребителями продукции судостроительных предприятий.

При этом решаются три единые задачи: повышение эффективности (интерес государства и частных инвесторов), привлечение инвестиций, рост капитализации компаний, что должно гарантировать государству сохранение и развитие проектного и промышленного потенциала, определяющего обороноспособность и экономическое развитие страны вне зависимости от существующих сегодня форм собственности предприятий.

Немаловажно и то, что переданное ГК государственное имущество сохраняет статус государственного, что существенно повышает ответственность за его эффективное использование.

Основу государственной корпорации с условным названием "Кораблестроение" могли бы составить основные, базовые проектные организации и промышленные предприятия, которые находятся в Северо-Западном регионе и, в основном, являются государственными.

Именно некоммерческая организация, создаваемая на основе Федерального закона как госкорпорация, позволит интегрировать ранее целостную, но сегодня разрушенную структуру предприятий кораблестроения на основе имущественных отношений к госсобственности, при рассмотрении их как целостных объектов инфраструктуры.

Почему следует вести речь об инфраструктуре в целом?

Гражданский кодекс Российской Федерации и другое действующее законодательство не содержит правового определения понятия "объект инфраструктуры". Это, в свою очередь, не позволяет создать базу для выявления особенностей, на основе которых необходимо определять порядок использования объектов инфраструктуры в экономической деятельности.

В результате предприятия оформляются либо с получением свидетельства о праве собственности на объект недвижимости, либо являются движимым имуществом, с которым можно совершать сделки купли-продажи. Однако они не могут являться предметом ипотеки, поскольку ипотека предполагает залог недвижимости и отведённой под неё земли исключительно одновременно. Поэтому предприятия судостроительной промышленности, имея громадный имущественный потенциал, не имеют возможности кредитования под залог имущества. Новые законы, призванные стимулировать инвестиционную деятельность, например, ФЗ No 115 от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях", оперируют категорией "объект инфраструктуры...", "системы коммунальной инфраструктуры", в разделе "объект концессионного соглашения" ст. 4 ФЗ, однако не дают его правового толкования.

Отсутствие правового определения в ГК РФ приводит к отсутствию необходимости специальных правил регистрации объекта концессионного соглашения, которые обязано разработать Министерство юстиции РФ.

Таким образом, закон принят, но нет механизма его реализации, и поэтому он не является жизнеспособным.

В антимонопольном законодательстве предприятия объектов инфраструктуры рассматриваются не как системы взаимосвязей, а как монополии, которые необходимо дробить. Но именно целостность объектов инфраструктуры за счет эффекта масштаба призвана минимизировать эксплуатационные расходы.

Проблемой государственного масштаба является и тот факт, что объекты инфраструктуры судостроительной промышленности находятся в плачевном техническом и технологически отсталом состоянии. При этом возврат средств инвесторов, вложенных в проекты, связанные с модернизацией и новым строительством объектов инфраструктуры, осуществляется исключительно путём включения в стоимостную оценку изделий, что зачастую делает заказ экономически невыгодным.

Этим объясняется специфика объектов инфраструктуры как объектов управления. Это не монополия - это взаимосвязанная система, которая является базой целостности экономики России. Непризнание этого положения при реализации инвестиционных программ приводит к значительным издержкам для экономики в целом.

В связи с этим и на основе анализа норм действующего законодательства выявляется необходимость разработки законодательной базы для определения правового статуса объектов инфраструктуры. При этом признание инженерных сетей и сооружений в качестве принадлежности земельному участку и придание таким объектам статуса государственной собственности является системообразующим фактором целостности объектов инфраструктуры.

В этой связи деятельность ГК как собственника государственного имущества должна быть нацелена на решение первоочередной задачи - создание правовой базы для выявления и определения особенностей объектов инфраструктуры, что требует проведение большой практической, исследовательской, законотворческой деятельности.

В связи с включением земли в гражданский оборот, реализация принципа единства земельного участка и строений, расположенных на, над и под его поверхностью, требует подробного описания всех характеристик земельного участка как единого объекта недвижимости, включая элементы инженерных сетей и сооружений.

Наличие инженерных сетей и/или сооружений на земельном участке, в частности, в виде запрета на возведение капитальных строений и проведение земельных работ в границах их охранных зон и др. оказывает влияние на порядок использования такого участка. Следовательно, необходимо законодательно прописать специфический порядок хозяйствования в границах подобных участков.

Таким образом, данные зоны должны иметь свои границы, должны быть определены характеристики земли и недр этих зон с приданием особого режима использования земельных участков.

Данное положение позволит регламентировать порядок и принципы формирования размеров платежей за земли в границах указанных зон и на прилегающих территориях судостроительных предприятий.

В современных условиях экономики России проблема упорядочения сервитутных отношений имеет особое значение, поскольку предшествующие десятилетия бесплатного землепользования во многих случаях стали причиной нерационального проектирования размещения инженерных сетей и коммуникаций, недооценки показателей межотраслевой и межрегиональной эффективности их использования. К настоящему времени отношения по использованию земельных участков и подземного пространства недр для размещения инженерных сетей и сооружений на территориях судостроительных предприятий в должной мере законодательством не урегулированы. В этой связи представляется необходимым:

1) признание сетей и сооружений в качестве принадлежности земельного участка и придание таким объектам статуса государственной или муниципальной собственности;

2) признание владельцев (арендаторов) инженерных сетей и сооружений, расположенных ниже почвенного слоя земли, недропользователями, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых, но обладающими ограниченными правами на пользование земельными участками.

Вторая составляющая цели создания гражданской корпорации - управленческая - призвана регулировать отношения по предоставлению, использованию и охране участков недр и земельных участков на территории судостроительных предприятий для размещения (строительства и эксплуатации) инженерных сетей и сооружений, а также платность использования участков недр и земельных участков для размещения и эксплуатации объектов инженерии.

Так, одной из основных целей регулирования упомянутых отношений должно быть обеспечение устойчивости к внешним воздействиям, безопасности и надёжности функционирования инженерных сетей и сооружений. Часты случаи проектирования, нерационального размещения инженерных сетей и сооружений, недооценка показателей межотраслевой и межрегиональной эффективности их использования.

Функция управления призвана также регламентировать порядок и принципы формирования размеров платежей за земли в границах охранных и санитарно-защитных зон и на прилегающих территориях. Тем самым создаются и реализовываются механизмы, ограничивающие возможности естественных монополий увеличивать (в условиях слабо регулируемого рынка) диспаритет цен на выпускаемые изделия. Все это позволит сохранить целостность таких стратегически важных объектов, как судостроительные предприятия и проектные организации, поставить надежный заслон против терроризма как на море, так и на суше - в части инженерных структур, коммуникаций, систем связи и других линейных объектов, наиболее часто подвергающихся террористическим атакам.


Иванюк И.И., Заместитель Председателя МОО "СПЕЦНАЗ-АС", Член Отделения национальной безопасности и геополитики АВН, Заместитель директора Департамента стратегического контроля ресурсного обеспечения социально-экономического развития Счетной Палаты РФ;

Герасимов Ю.Н., Профессор АВН, Академик АБОП, Президент АНО АТМЦ;

Губайдулин В.Д, Ведущий специалист отделения антитеррора АБОП, Советник Президента АНО АТМЦ;

Корнеев А.С., Академик АБОП, Вице-президент АТМЦ Советник Комитета ГД РФ;

Паулина М.М., Член-корреспондент АБОП, Эксперт АТМЦ.

Опубликовано. "Материалы научно-практической конференции "Взаимодействие спецназов силовых структур Вооруженных Сил Российской Федерации - важнейший фактор успешной борьбы с терроризмом", М., 2008 г.




Док. 431130
Перв. публик.: 10.03.08
Последн. ред.: 12.03.08
Число обращений: 164

  • Иванюк Иван Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``