В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Иванович Вернадский. Образ неисчезающей мысли Назад
Владимир Иванович Вернадский. Образ неисчезающей мысли
 
Вернадский
12 марта 2008 года - 145 лет со дня рождения Владимира Ивановича Вернадского.
Вернадский разработал целостное учение о биосфере и живом веществе, об эволюции биосферы в ноосферу. Вернадский занимался минералогией, кристаллографией, геохимией, преподавал, работал в Государственном Совете.

В 1916 году Вернадский пишет: "Солнечный луч везде встречает на своем пути живое, которое дыша, размножаясь, питаясь и умирая, пропускает сквозь себя с помощью энергии Солнца гигантские массы воды, газов, твердых веществ. Оказывается, в земной коре все прошло через воздействие жизни и представляет собой законсервированный солнечный луч: уголь, фосфаты, известняки, руды металлов, коралловые острова… Стал ясен по времени и масштабам космический процесс, только идущий по нашим меркам малозаметно и бесшумно. Чтобы оценить его, надо отвлечься от формы организмов, рассматривать их, как горную породу, со стороны атомного состава, веса и энергии. По сути дела, это будет особое вещество, количество на Земле есть величина неизменная, и значит, смерти, то есть конца жизни, нет". Все это Вернадский пишет на даче, отойдя от дел после того, как ему поставили диагноз "туберкулез".

Из дневников Владимира Вернадского:
"Я родился в Петербурге в семье профессора 28 февраля (по старому стилю, – Прим. ред.) 1863 года, во время польского восстания. Не представлял себе этого раньше, но большая часть моей жизни, если не вся целиком, прошла во время войны. Мои отец и мать были киевляне, детские годы я провел на Украине. Особенно сильное, развивающее влияние для меня имели разговоры со стариком дядей Короленко. Перед сном он любил гулять, и я, когда мог, всегда ходил с ним. Я любил небо, звезды, особенно Млечный Путь поражал меня. В моей фантазии бродили кометы через бесконечное мировое пространство, падающие звезды оживлялись. Я не мирился с безжизненностью Луны и населял ее целым роем существ, созданных моим воображением..."

Николай Тимофеев-Ресовский: "По моим воспоминаниям наших разговоров с Владимиров Ивановичем Вернадским, мы оба с ним не любили всерьез разговаривать о таких вещах, как происхождение жизни на Земле. Больше всего ему нравилось представление о вечности жизни, что во Вселенной носятся зародыши каких-то микроорганизмов, и, находя на какой-нибудь планетной системе подходящие условия для своей жизни и развития, там зачинают эволюцию. Жизнь, по-видимому, вечна, в том же смысле вечности, как вечна Вселенная. По религиозным воззрениям и ряду философских воззрений абсолютное добро – это вся Вселенная, это воплощение Бога во Вселенной. Абсолютного зла нет".

Владимир Вернадский писал в своем дневнике: "Я сделал меньше, чем мог. Подошла старость, я оценивал свою работу, как работу среднего ученого с отдельными, выходящими за его время недоконченными мыслями и начинаниями. Я по природе мистик. Я был лунатиком, также как мой отец и дед. Но я давно положил себе не входить на этот путь искания, который может завести меня неизвестно куда. Я подавлял все стремления своей личности к окружающему нас или возникающему в нас таинственному.
Раньше, закрыв глаза, я видел все, что хотел, теперь не могу. Во время болезни в мечтах и фантазиях, мне интенсивно пришлось коснуться многих вопросов бытия и пережить как бы картину своей будущей жизни до смерти. Это был не вещий сон, так как я не спал и не терял сознания".

Зимой 1920 года, болея сыпным тифом, Владимир Иванович пережил состояние между жизнью и смертью, в своих видениях он был создателем новой модели мира. Ему привиделось, что он отправляется на родину Дарвина – в Англию, а оттуда в Америку, где строят Институт живого вещества, а после, исполнив свою миссию, он доживает до 82 – 84 лет. В действительности Вернадский дожил до 82 лет.

Из записей Вернадского: "Я стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь. Я почувствовал в себе демона Сократа, я сейчас сознаю, что это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина.
История биосферы резко отлична от истории других частей планеты. Ее значение в планетном механизме совершенно исключительно. Она в такой же, если не в большей степени, есть создание Солнца, как и выявление процессов земли. Древняя интуиция о людях как о детях Солнца гораздо ближе к истине, чем думают те, кто видят в тварях земли только эфемерные создания. Твари земли являются результатом сложного космического процесса, необходимой и стройной частью стройного космического механизма, в котором нет случайностей".

Василий Бабков, генетик, историк науки: "Был семинар Анри Бергсона (в Париже, – прим. ред.), и Вернадский читал там свои доклады. По-видимому, в результате того импульса, который дал цикл лекций Вернадского о биосфере, у Пьера Тейяра и Эдуарда Леруа зародилась мысль о ноосфере. Но ноосфера Тейяра - это совсем другое, это не то, что ноосфера Вернадского. Он был великим естествоиспытателем, блестящим антропологом, но ему это не было позволено, его философские тексты были запрещены, он был членом Ордена иезуитов. Все самые замечательные вещи Тейяра были напечатаны только после его смерти.
Вернадский подхватил термин "ноосфера", возникший в беседах Леруа и Тейяра, но он дал ему свое собственное оригинальное содержание. Вернадский брал те термины, которые уже существуют, - "живое существо", "биосфера", "ноосфера", - и давал им свое собственное содержание, приглашал других исследователей к заочному диалогу, неважно, этот заочный диалог будет в пространстве или во времени. Сейчас продолжается такой диалог с Вернадским во времени".

Геннадий Аксенов, геолог, историк науки, писатель: "Вернадский пишет, что в молодые годы ему пришла в голову идея: "Если бы я попал на необитаемый остров, я также должен был бы работать, как я работаю здесь в полную силу, с таким же творческим напряжением, или я должен был бы прекратить всякую деятельность? Я тогда решил, что не должен прекращать работать, потому что мысль и ее правильное выражение не исчезают". Образ неисчезающей мысли, образ одинокого странника во времени – сквозная тема жизни Вернадского. Я думаю, что идея ноосферы родилась в большой степени из этой тайной мысли, из этой идеи неисчезающей мысли о том, что вокруг Земли есть некая сфера, которая слагается из человеческих духовных устремлений, из человеческого духа, из достижений человека".


Док. 431124
Опублик.: 12.03.08
Число обращений: 31


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``