В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Новая редакция закона о местном самоуправлении в корне меняет ситуацию`: Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Виталия Шипова ИА RЕGNUМ Назад
`Новая редакция закона о местном самоуправлении в корне меняет ситуацию`: Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Виталия Шипова ИА RЕGNUМ
- Виталий Валентинович, расскажите, пожалуйста, как прошло второе чтение законопроекта "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"?

- Ко второму чтению было подготовлено около 6,5 тыс. поправок. В течение двух с половиной месяцев над поправками работала рабочая группа Государственной Думы, после чего они были рассмотрены Комитетом по вопросам местного самоуправления. На пленарном заседании каждый депутат имел возможность вынести любую из представленных поправок на отдельное голосование. Из первоначально рекомендованных к отклонению было принято не более десяти, что не повлекло за собой существенных изменений законопроекта. Из рекомендованных к принятию - приняты все. Надо сказать, что практически все принятые поправки улучшают закон. Общий итог голосования - 231 голос "за".

- Когда планируется третье чтение?

- Законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" тесно связан с изменениями в Налоговом и Бюджетном кодексах. И без внесения в них соответствующих поправок закон работать не будет. Они должны быть внесены в Государственную Думу именно после второго чтения, которым закрепляются полномочия местного самоуправления и, только после их принятия в первом чтении, можно будет проводить третье чтение "местного самоуправления".

- Эти поправки уже готовы?

- Да, первоначальная редакция готова. Сейчас она рассматривается министерствами и ведомствами, после согласования с которыми поправки должны быть внесены в Государственную Думу. Однако еще 30 мая этот вариант поправок был направлен в Думу в качестве рабочего материала. Тем не менее, отсутствие официально внесенных поправок и некоторые аспекты представленного рабочего материала вызвали отрицательную реакцию у депутатов некоторых фракций, в частности "СПС" и "Яблока". Это и стало основной причиной не поддержки этими фракциями законопроекта во втором чтении. Хотя по факту сторонников законопроекта в Думе значительно больше, чем за него проголосовало.

- Просчитывалось ли в ходе разработки законопроекта возможное изменение расходов на содержание органов местного самоуправления в связи с ожидаемым резким увеличением количества муниципалитетов?

- Такие расчеты делались. В настоящее время в России существует 11,5 тыс. муниципальных образований. После вступление закона в силу эта цифра увеличится до 21-24 тыс. На первый взгляд, это приведет к существенному росту количества чиновников и, соответственно, к росту затрат на их содержание. На самом деле это не так. Основные денежные средства идут на заработную плату муниципальных служащих, работающих в администрациях, большинство из которых не являются органами местного самоуправления. Количество местных администраций в Российской Федерации на данный момент составляет 27 550. А станет - максимум 24 тысячи. Таким образом, количество администраций, в которых работают муниципальные служащие, сократится. Поэтому в результате число чиновников не увеличится, а уменьшится.

Второй важный момент состоит в том, что депутаты, особенно в крупных городах, по большей части работают на освобождённой, оплачиваемой основе. В ряде муниципальных образований на освобождённой основе работает до 80-90 процентов депутатов. Законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" ограничивает число депутатов представительного органа муниципального образования, работающих на оплачиваемой основе, десятью процентами. Это значит, что примерно в 22 тыс. муниципальных образований зарплату будет получать только один депутат - как правило, председатель. А во многих случаях, в маленьких сельских поселениях и он будет работать на общественных началах. Таким образом, расходы также снизятся.

Кроме того, сегодня существует большая дифференциация уровней оплаты труда в разных муниципальных образованиях. В законопроекте вводятся ограничения по необоснованному завышению заработной платы.

- Есть, однако, еще одно достаточно серьезное опасение. В законопроекте заложен механизм финансирования передаваемых муниципалитетам государственных полномочий за счет субвенций. Но здесь мы сталкиваемся с такой болезненной проблемой как нефинансируемые государственные мандаты...

- Эта проблема существует сегодня, но она исчезнет после вступления закона в силу. Закон исключает возможность возникновения новых нефинансируемых мандатов.

Что происходит сегодня? Принимается федеральный закон, согласно которому на органы местного самоуправления возлагаются определенные полномочия. При этом средств, необходимых для исполнения этих полномочий, не предусматривается. Но закон они обязаны выполнять! Отсюда - дефициты местных бюджетов и накопленные кредиторские задолженности.

Новая редакция закона в корне меняет ситуацию. Во-первых, передача полномочий осуществляется только законом (сегодня это может делаться на основе разных нормативных актов), во-вторых, в обязательном порядке в этом законе должны быть представлены параметры или методика расчета необходимых средств, передаваемых в виде субвенций для реализации этих полномочий. Если полномочия возложены, а средств для их реализации нет или недостаточно, органы местного самоуправления имеют право обратиться в суд и несут ответственность за их исполнение только в объеме, обеспеченном необходимым финансированием.

Сегодня у местных властей фактически нет стимула к увеличению доходов местных бюджетов. Закон возвращает им мотивацию к их росту и, следовательно, повышению благосостояния населения. Согласно законопроекту, расходные обязательства муниципалитетов обеспечиваются соответствующими доходами, в частности, за счет закрепленных за ними местных налогов и долей от федеральных и региональных налогов на постоянной основе, что создает зависимость величины бюджета от результатов деятельности местной власти. При этом, все взаимосвязано. Работая над повышением доходной части местного бюджета, органы местного самоуправления работают и над увеличением доходов как регионального, так и федерального бюджетов. А увеличить доходы без развития малого и среднего бизнеса, промышленности, создания новых рабочих мест, повышения благосостояние населения невозможно. Таким образом, это является движущей силой и развития экономики страны в целом.

Остается проблема ранее созданных нефинансируемых мандатов. Однако сегодня предпринимаются серьезные усилия со стороны правительства по её решению.

- Стоит ли ожидать, что после вступления закона в силу последует всплеск судебных исков со стороны муниципалитетов, которые будут пользоваться своим правом требовать от вышестоящих бюджетов передачи им вместе с госполномочиями соответствующих средств?

- Я не думаю, что это будет происходить в массовом порядке. В конечном итоге отвечать придется тому, кто передал необеспеченные полномочия. На сегодня нет механизма ответственности, но с принятием закона заинтересованность в таких действиях исчезает. Но и местные власти не смогут сваливать вину на федеральный центр. У них будут не только обязательства в виде полномочий, но и возможности для их реализации.

- А что будет с уже накопленной задолженностью муниципалитетов в связи с тем, что они много лет были вынуждены финансировать переданные им госполномочия из собственных средств? Эта задолженность достанется в наследство новым органам местного самоуправления?

- Вопрос по накопленным задолженностям местных бюджетов решаться будет, пути и механизмы решения прорабатываются, но не надо надеяться, что долги вдруг возьмут и исчезнут сами собой. В любом случае решать этот вопрос придётся совместными усилиями.

Моментально эту проблему решить невозможно. И хорошо, что мы уже приступили к её решению. До этого задолженность только накапливалась. Сейчас предпринимаются усилия по её реструктуризации и снижению, в частности, рассматриваются конкретные меры по дополнительному финансированию восстановления систем жизнеобеспечения за счёт средств федерального бюджета. Время до вступления в силу нового закона еще есть.

- Какие критерии предполагается положить в основу бюджетного выравнивания?

- Предусматриваются два критерия. Первый - численность населения, для выравнивания за счёт подушевого распределения части подоходного налога и устраняющего противоречие между получением услуг за счет местного бюджета по месту проживания и уплатой подоходного налога по месту работы. Второй - уровень бюджетной обеспеченности и налоговый потенциал. Последний используется для бюджетного выравнивания субъектов Российской Федерации. Сегодня выравнивание местных бюджетов, - процесс довольно субъективный. В новом законе устанавливаются четкие правила, обязательные к исполнению, которые позволяют уйти от субъективизма и возможности тому или иному чиновнику по-своему усмотрению распоряжаться ситуацией. Распределение средств на выравнивание должно производиться строго по методике (формуле) установленной федеральным законом. Только при таких условиях у муниципалитетов появится возможность работать на реальный результат.

www.regnum.ru/news/130031.html
27.06.2003


Док. 430907
Перв. публик.: 27.06.03
Последн. ред.: 12.03.08
Число обращений: 192

  • Шипов Виталий Валентинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``