В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Асламбек Аслаханов : `Виновников трагедии нужно знать поименно` Назад
Асламбек Аслаханов : `Виновников трагедии нужно знать поименно`
Советник президента России считает, что государство выдержало испытание Северным Кавказом
Асламбек АСЛАХАНОВ родился в 1942 г. в селе Новые Атаги Шалинского района Чечено-Ингушской АССР. Окончил Харьковский государственный педагогический институт в 1967 г., Харьковский институт общественного питания - в 1975 г., Академию МВД СССР - в 1981 г. Доктор юридических наук, профессор. С 1967 г. - в органах МВД СССР и МВД России. В 1990-1993 гг. - народный депутат Российской Федерации, председатель комитета Верховного Совета РФ по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью. В 1993-2000 гг. - профессор кафедры уголовной политики и права Академии МВД России. В 2000-2003 гг. - депутат Государственной думы Федерального собрания РФ. С октября 2003 г. - помощник, а с марта 2004 г. - советник президента России.

- Асламбек Ахмедович, сейчас, спустя 10 лет после начала чеченской войны, много спорят о том, надо ли называть виновных в этих трагических событиях.

- Во всем, что касается Чечни, - одна махровая ложь. И больше всего лгут те, кто был непосредственно завязан на этой кровавой драме. Те, кто заработал большие звания и чины, получил много наград и хапнул много денег. И почему-то у тех, кто был основным виновником трагедии, сейчас спрашивают их мнение, видение. Причем спрашивают не как у людей, которые привели к этой беде, наживались на ней, а как у экспертов, специалистов. Не должно быть так. Надо же спросить: почему вы так делали или почему не сделали? Почему не остановили, почему принимали участие, почему по вашей вине разворовывались деньги, гибли люди? У нас есть привычка пытаться перекраивать историю. Пускай все знают, что этот человек существовал в истории государства, что на его совести такие-то деяния.

- Правильно ли я понял, что виновных в чеченских событиях все-таки стоит назвать?

- Да. Я считаю, что россияне должны знать "героев" любой трагедии, которая произошла в стране. Так же, как нужно называть и тех, чьи силы и способности привели к чему-то позитивному.

- Погибший президент Кадыров даже хотел целую комиссию создать по выявлению виновных...

- Ахмат хотел создать комиссию по выявлению тех, кто был виновен в трагических событиях до его прихода к власти. Я считаю, что нужно создать комиссию, которая поименно назвала бы "героев", начиная с 1991 года и заканчивая 2004-м.

- А будет ли это сделано?

- Я этого не знаю. Я многократно добивался создания комиссий по расследованию взрывов жилых домов, других терактов, в том числе взрыва Дома правительства Чеченской республики, событий "Норд-Оста". Я, к сожалению, не находил поддержки. Я не знаю, будет ли поддержано создание комиссии Госдумой, Советом Федерации, правительством. Но как человек, как гражданин, как чеченец, я считаю, что виновники трагических событий в Чечне должны быть названы по именам.

- Прошло 10 лет, а сейчас многие говорят, что Северный Кавказ стоит на пороге совсем уж большой войны.

- Некоторые желаемое выдают за действительное. Большая война была бы возможна, если бы что-то не предпринималось для предупреждения тех факторов, которые могли бы способствовать развитию ситуации по такому сценарию. Если бы эти факторы не изучались, если бы не принимались необходимые перманентные меры для недопущения кризиса. Возьмите, например, недавние события в Карачаево-Черкесии. Там ситуация фактически напоминала чеченский вариант 1991 года. Было действительно искреннее волнение масс, которое умело и блестяще использовалось теми, кто при любых условиях хотел бы оказаться у власти. Но, слава богу, нашлась воля, нашлись нужные слова, проявилось искреннее поведение и были приняты конкретные решения. В данной ситуации, я считаю, очень блестяще сработал Дмитрий Козак. Он мудро поступил, и его действия были такими, которые на Кавказе нравятся. Он не лжет, не пресмыкается, Козак изучил ситуацию, изучил традиции и обычаи, говорил на понятном для кавказцев языке. Он действовал эффективно, жестко, в предельно сжатые сроки. Не менее четко работал и заместитель генерального прокурора по югу России Николай Шепель. Конечно, нельзя сказать, что проблема Карачаево-Черкесии решена. Там в первую очередь надо решать вопросы рабочих мест, занятости молодежи. Надо бороться за судьбы обманутых молодых людей, работать с теми, кто ведет себя довольно двулико, занимая высокие должности. Но действовать надо только в рамках правового поля. Можно сказать, что в Карачаево-Черкесии наступило временное затишье. Но впереди Дагестан, который волнует и меня...

- Вот как раз о Дагестане и говорят в первую очередь, предрекая большую войну на Кавказе.

- Потому что там очень много противоречий. Дагестан - уникальная республика. Это единственная в мире республика, где около 20 титульных национальностей. У них совершенно разные языки, их объединяют только традиции, обычаи и вера. Безусловно, у всех национальностей есть свои лидеры, которые "обыгрывают" существующие огромные проблемы. Это бедность, отсутствие рабочих мест, нехватка земли, коррупция чиновников, беспредел, который творят отдельные представители правоохранительной системы, и т.д. Они разыгрывают это в таком ракурсе: вот, дескать, только наш народ, только наш этнос особенно преследуется, мы не представлены во всех структурах власти, с нами не считаются, мы должны потребовать, мы должны восстать, мы должны объявить забастовку, мы должны объединяться и т.д. Находятся такие. И все это ложится на благодатную почву опять-таки в силу того, что огромное число людей, особенно молодежи, не имеет работы, не может прокормить свою семью. Я бы сказал, что та работа, которую проводит очень мудрый политик Магомедали Магомедов, на этом этапе уже становится недостаточной. Потому что в Дагестане нужно в первую очередь решить проблемы с безработицей, решить территориальные вопросы, провести активную работу с теми, кто подстрекает людей. Надо применять силу закона и традиции республики.

- Асламбек Ахмедович, 2004 год стал самым трагическим для России из-за терроризма. Многие говорили, что это настоящая проверка политики федерального центра на Северном Кавказе.

- Я считаю, что федеральная политика на Северном Кавказе с тяжелыми моральными и нравственными потерями, нагрузками, с серьезнейшими проблемами эту проверку выдержала. Мы оказались в тяжелейшем состоянии и понесли большие потери. Особенно потерю детей - самого дорогого, что есть у человека. Но меры, которые принимались федеральным центром, были достаточными. Это испытание, хотя и с тяжелыми потерями, наше государство выдержало.

Беседовал Илья МАКСАКОВ

http://www.politjournal.ru/preview.php?POLITSID=9b161ef1baa093bebc5b7243cb9edba3&action=Articles&dirid=119&tek=2658&issue=81

07.12.2004

Док. 430738
Перв. публик.: 07.12.04
Последн. ред.: 11.03.08
Число обращений: 297

  • Аслаханов Асламбек Ахмедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``