В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Лысков: Парламентарии против размытости законов Назад
Анатолий Лысков: Парламентарии против размытости законов
21 января в Госдуму поступил законопроект, позволяющий ужесточать наказания по уже вступившим в силу приговорам. Документом, разработанным российским правительством, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ вносятся поправки, изменяющие трактовку ст. 405 УПК, которая запрещает пересмотр обвинительного приговора в сторону его ужесточения. Кстати, международное право, участником которого является и Россия, также запрещает пересмотр приговоров по уголовным делам в сторону, ухудшающую положение осужденного. Тем не менее, в соответствии с законопроектом, в двух случаях, а именно, если судебные решения или вердикты были вынесены "незаконным составом суда или коллегии присяжных" или в ходе процесса была нарушена "состязательность и равноправие" его участников пересмотр в сторону ужесточения наказаний может быть произведен.

Напомним, еще в мае 2005 года Конституционный суд признал неконституционной существующую норму ст. 405 УПК, поскольку она не позволяла исправить в порядке надзора допущенные в ходе суда фундаментальные нарушения.

Между тем, юристы и адвокаты отрицательно восприняли появление данного законопроекта. По их мнению, обновленная ст. 405 УПК открывает большой простор для злоупотреблений, так как категории "незаконный состав суда или коллегии присяжных", "нарушение принципа состязательности и равноправия" слишком размыты, поэтому трактовать их можно по-разному.

Как вы можете прокомментировать этот законопроект, и насколько опасения экспертов оправданы? С такими вопросами корреспондент Regions.ru/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента.

Парламентарии оценили законопроект неоднозначно. Одни поддержали экспертов, указав на его неконкретность, другие же посчитали размытость формулировок вполне преодолимым моментом. Ведь документ только будет рассматриваться в первом чтении, поэтому время для согласований есть, подчеркивают сторонники законопроекта.

Анатолий Лысков
Так, председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от администрации Липецкой области Анатолий Лысков выразил удивление "ажиотажной реакцией" на правительственный вариант законопроекта и рассказал предысторию появления документа.

По словам парламентария, в феврале 2007 года его комитет подготовил новую редакцию ст. 405 УПК в ответ на признание ее Конституционным судом неконституционной еще в 2005 году. "В течение двух лет Генпрокуроры Устинов, а затем Чайка в своих докладах отмечали, что законодатели до сих пор не приняли соответствующий с решением КС закон", - сказал Лысков. Кроме того, продолжил он, в соответствии со ст.80 закона о КС, правительство обязано вносить новую редакцию законодательных актов, признанных КС неконституционными. "Однако в течение двух лет правительство молчало", - добавил председатель комитета.

Сенатор также сообщил, что вариант Совета Федерации был поддержан главными в этом случае экспертами - Генпрокуратурой и Верховным судом. "У нас значится семь оснований, по которым обвинительный приговор может быть ужесточен, в частности, нарушение тайны совещания, недопустимые доказательства и существенное нарушение прав потерпевшего. Пять для нашего комитета являются бесспорными, а от двух мы готовы отказаться, как раз от тех, на которые нам было указано экспертами". "Но в прошлом году Госдума по неизвестным причинам так и не включила наш законопроект в календарь рассмотрений, зато появившаяся правительственная версия законопроекта наделала много шума и активно рекламируется", - подчеркнул парламентарий. В результате, заметил Лысков, "оба варианта этого законопроекта теперь будут рассматриваться как альтернативные, хотя логичнее рассматривать единый согласованный вариант".

Председатель профильного комитета убежден, что документ верхней палаты "конкретнее и точнее отражает потребности общества в этом законе и никакой размытости формулировок в нем нет". "В последнее время мы слишком увлеклись защитой прав обвиняемых и подсудимых, а о потерпевших никто не думает. Мы же законодательно выравниваем преступников и жертв преступников", - подчеркнул сенатор.

Более того, указал парламентарий, "наш закон носит и антикоррупционный характер, поскольку, если какой-то нерадивый судья пойдет на сделку с совестью и за определенную мзду вынесет очень мягкий приговор в отношении обвиняемого, то потерпевшая сторона сможет его решение поколебать, восстановить свои права, а мзду этот судья должен будет вернуть".

Председатель комитета выразил несогласие с мнением адвоката по уголовным делам Андреем Андрусенко, утверждающего, что вариант поправок, предложенный правительством, оставляет меньше простора для злоупотребления, чем вариант сенаторов. "Если адвокат защищает потерпевшего, если в основе лежит защита прав потерпевшего, а не подсудимого, то никаких злоупотреблений при нашем варианте законопроекта допущено быть не может", - убежден Анатолий Лысков.

 

http://www.regions.ru/news/2120140/

22.01.2008

 



Док. 430586
Перв. публик.: 22.01.08
Последн. ред.: 11.03.08
Число обращений: 128

  • Лысков Анатолий Григорьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``