Борис Дмитриевич Пядышев - главный редактор журнала "Международная жизнь", Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор исторических наук.
"Приди ко мне, брате, в Москов". Слова эти из летописи 1147 года вошли в историю как первое упоминание о Москве. Суздальский князь Юрий Долгорукий звал к себе в московскую усадьбу своего союзника - Новгород-Северского князя Святослава. На другой день, свидетельствует Ипатьевская летопись, Юрий Долгорукий устроил для своего гостя "обед силен".
Москва, можно судить, была в то время богатой княжеской резиденцией с обширными хозяйственными угодьями. Вот и приглашал князь туда нужных ему людей, чтобы обсудить дела или, наоборот, отвлечься от житейских забот. Словом, как и сейчас, - где-нибудь в Огареве, Барвихе, Завидове или других высоких резиденциях.
Как бы то ни было, но эта, может быть, вполне случайная запись в летописи открыла миру имя, которое вот уже восемь с половиной веков значит так много для вселенской цивилизации.
Москва более всего выражает суть и душу русского народа.
Его стойкость и долготерпение, простирающиеся, кажется, до самого крайнего рубежа, до снисходящего чуть ли не в последний момент прозрения: "Будет, дотерпелись, доотступались, теперь наш черед".
Обширность самих родных земель, его таланта, смекалки, желаний, возносящих страну, не глядя на нехайство и бесшабашность, к вершинам духовного и мирского прогресса.
Его доброту, жертвенность, солидарность, которые, этому можно лишь сострадать, многие последние десятилетия больше обращались к другим народам и странам, чем к самой России: то ли братской помощью окраинным республикам, то ли интернационализмом в еще более дальних странах и континентах.
Такова Москва.
С той поры, когда Юрий Долгорукий, по свидетельству уже Тверской летописи, "заложил град Москву", обнеся усадьбу деревянными стенами в месте, где речка Неглинка впадает в реку Москву, город сразу и надолго стал центром притяжения славянства. Вокруг была экологически чистая окружающая среда для формирования русской народности, не подверженная вмешательству иных, не славянских племен. Когда обрушилось монголо-татарское нашествие, дело уже было сделано.
Уже сложилась русская национальная твердь, которую разрушить было невозможно никаким нашествием и вокруг которой в последующие века стягивались другие народы и земли.
Город развивался стремительно. Прочность его прирастала торговлей и ремеслами. По своим размерам Москва в XVI веке не уступала Лондону, Праге и другим крупным городам Европы.
Собственно, нормальной и полноправной столицей Руси и России Москве суждено было быть отнюдь не все восемь с половиной веков. Пару столетий московские земли знали разную степень зависимости от Золотой Орды. Последние набеги ханов Тохтамыша и Едигея были в 1382 и 1408 годах - уже после победоносной для князя Дмитрия Донского Куликовской битвы. В 1610 году Москва оказалась под поляками, которые оставались в ней, пока двумя годами позже их не выбили оттуда народные ополченцы Минина и Пожарского.
В 1712 году Петр I перенес столицу на Неву, и еще два века, до марта 1918 года, первопрестольная жила в тени Петербурга.
Град Петров сделал бесценную работу по вхождению России в Европу, распространению европеизма в русском обществе, его культуре, традициях. Москва тем временем продолжала миссию хранительницы национального истока. В конечном счете столица вернулась туда, где ей самой судьбой определено было быть в ипостаси центра мощной российской державы. Эксперимент с путешествием столицы из Москвы в Петербург и обратно неповторимым образом помог России соединить европейские и восточные начала.
Во всех этих исторических перепадах Москва и москвичи показали уникальную живучесть, прочность духа, созидательную энергию, оставив в наследство потомкам свой складывающийся веками характер, облик, авторитет.
От нынешней Москвы особенно много зависит, как в грядущие годы сложатся судьбы России. Здесь гигантская концентрация политической власти. Сосредоточено 60% финансового капитала страны. Расположены более 140 посольств различных стран мира, представительства многих международных организаций, бесчисленные деловые фирмы.
Но и российская провинция совсем уже не та. Все зависит от того, насколько удачно в президентском Кремле, в правительственном Белом доме, в парламенте найдут точно рассчитанный деликатный баланс взаимоотношений центра и регионов, разделения и сотрудничества ветвей власти, учета и уважения позиций и идеологии главных политических сил и партий. И основное - как скоро и честно будут найдены ответы, которые максимально полно отвечали бы чаяниям российского народа на достойную жизнь.
Есть ли на это надежда? Москва с ее историей и нынешней жизнью такую надежду вселяет. Всего лишь за несколько последних лет столица во многих отношениях стала новым городом. При том что массе москвичей живется небогато, в разгуле криминальная братва при удивительной беспомощности правоохранительных органов, происходит немало того, что никак не созвучно коренной московской философии жизни, национальным интересам России.
Но где еще увидишь такое бурное градостроительство, предприимчивость и реализм отцов города, у которых как-то свободно, без видимого напряжения и стонов получается воздвигать монументальные ансамбли и обширные жилые кварталы, развивать торговлю и социальные проекты, возвращать горожанам почти утраченное ощущение того, что жизнь может быть прекрасна?
Стоит град Москва прочно, чувствует себя уверенно, с надеждой. Людьми своими и всей святой России уважаем и ценим. Во всем мире, близких и далеких странах славен как город людей добрых, умелых, дружелюбных.
И как в первой рукописи: "Приди ко мне, брате, в Москов" - приходите люди к нам, в Москву.
http://www.moskvaimir.mos.ru/publications/journal/7216.html
Док. 430456 Перв. публик.: 07.05.07 Последн. ред.: 07.03.08 Число обращений: 348
Пядышев Борис Дмитриевич
|