Интервью с советником генерального директора Агентства инвестиций и развития Южного федерального округа Повышение инвестиционной привлекательности - одна из актуальнейших задач, стоящих перед всеми субъектами экономики нашей страны - от представителей малого бизнеса до государства в целом. В Южном федеральном округе для ее решения была создана особая структура - Агентство инвестиций и развития [АИР ЮФО]. О том, какие функции оно выполняет, нашему корреспонденту рассказала советник председателя правления Национального агентства прямых инвестиций, советник генерального директора АИР ЮФО профессор Светлана Липина, которая посетила Ставропольский край в рамках "Недели инвестиций и инноваций на Ставрополье". - Светлана Артуровна, расскажите, чем занимается Агентство и каковы основные направления его деятельности? - Основные функции Агентства отражены в его названии - это развитие территорий Южного федерального округа и привлечение инвестиций в регионы, входящие в его состав. Помимо этих основных направлений нашей работы мы также занимаемся продвижением южных регионов на внешних рынках инвестиций и созданием в регионах профессиональных команд, которые будут решать все вышеперечисленные задачи для каждого из них индивидуально. Это если говорить о работе Агентства коротко и схематично. Большой объем нашей работы приходится также на формирование инвестиционного климата на территории ЮФО. Он складывается из многих субъективных факторов - ставки местных налогов, наличия готовых инвестиционных площадок, скорости прохождения через всевозможные разрешительные процедуры и затрат на это, доступности коммуникаций и т. д. На практике получается, что даже точечная работа с этими факторами в целом благоприятно сказывается на улучшении инвестиционного климата региона. Помимо этого Агентство является единым информационным центром - своеобразным окном для инвесторов, в котором они могут узнать всю информацию как о проектах, реализующихся в регионах ЮФО, так и о самих регионах. И это тоже немаловажная функция АИР. - Чем отличается деятельность АИР в сфере привлечения инвестиций от той работы, которая ведется в регионах местными властями? - Так сложилось, что российские власти всех уровней достаточно эффективно работают с инвесторами, которые сами приходят на территорию, и при этом поисками инвесторов не занимаются. Мы это поняли, когда, создавая Агентство, пытались ответить на вопрос: чего до нас не делали чиновники в сфере привлечения инвестиций? Видимо, такая ситуация сложилась, потому что поиск инвесторов не входит в функ-ции государства. Поэтому наше Агентство заняло свободную нишу на инвестиционном рынке - от имени регионов ЮФО выходить к инвесторам с предложением осуществить проект именно здесь. Можно сказать, что мы ведем охоту за инвесторами. - И какими средствами ведется эта охота? - Основных технологий работы АИР несколько. Во-первых, мы проводим мониторинг инвестиционных намерений российских и западных компаний в отношении России и ближнего зарубежья, и убеждаем их осуществить свой проект именно в ЮФО. Во-вторых, нами осуществляется активный инвестиционный маркетинг - мы сами ищем потенциальные точки роста каждого региона ЮФО и предлагаем отраслевым компаниям инвестировать в них. Для этого мы организуем целевые презентации, инвестиционные визиты и другие подобные мероприятия. Третье средство - подготовка перспективных проектов. Ведь, не секрет, что сейчас в мировой экономике дефицит не денег, а именно эффективных проработанных проектов. - Ту работу, о которой вы говорите, невозможно выполнить без тесного взаимодействия с органами власти. Как оно осуществляется? - Самым тесным и эффективным образом. АИР ЮФО ведет комплексную работу, совместно с Администрацией Полномочного Представителя Президента РФ по Южному федеральному округу, по созданию правовых и организационных основ привлечения инвестиций и созданию механизмов инвестирования в регионах ЮФО. Мы располагаем высокопрофессиональной командой специалистов в области регионального развития, а также стратегического, финансового и инвестиционного консалтинга с широким российским и международным опытом. Председатель Наблюдательного совета АИР ЮФО - Дмитрий Козак, Полномочный Представитель Президента РФ в ЮФО; председатель совета директоров - Александр Шохин, президент РСПП, президент ГУ "Высшая школа экономики"; генеральный директор - Игорь Вдовин. Также мы тесно сотрудничаем с органами власти всех южных регионов. Это продиктовано тем, что все технологии работы Агентства могут успешно работать только с опорой на полную и детальную информацию о ресурсных возможностях этих регионов, потенциале их развития и т. д. Одной из основных моделей деятельности АИР является модель государственно-частного партнерства [ГЧП]. Мы остановились на этой модели, потому что политика по привлечению инвестиций в регионы может быть по-настоящему эффективной только при тесном взаимодействии с федеральными ведомствами и Правительством России. Особенно это касается реализации крупных инфраструктурных проектов. В частности, в рамках модели ГЧП, Агентство совместно с регионами ЮФО, во-первых, определяет проекты, которые могут претендовать на финансирование через механизмы ГЧП и, во-вторых, прорабатывает необходимую законодательную базу, оптимальную форму и условия партнерства и т. д. - Каких результатов АИР ЮФО достигло за время работы? - За неполные 2 года работы Агентства, нами было проработано и запущено более 60 проектов [в основном в республиках Северного Кавказа], объем проектного портфеля АИР на сегодняшний день превышает 2,5 миллиарда долларов; были созданы региональные Агентства инвестиций и развития в Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях, республиках СК; ведется работа по созданию Фонда прямых инвестиций ЮФО и совета по инвестиционной деятельности. Из планов на ближайшие годы - продолжение формирования положительного образа ЮФО в глазах российских и иностранных инвесторов [путем организации презентаций инвестиционных возможностей округа в России и за рубежом и открытия представительств АИР в Европе и США], увеличение инвестиционного портфеля Агентства, развитие модели ГЧП и многое другое. - В начале нашего разговора вы упомянули о том, что в южных регионах АИР ЮФО создаются профессиональные команды, которые будут выполнять его функции на местном уровне? Речь, видимо, идет о региональных агентствах? Расскажите об их деятельности. - У нас уже наработан опыт создания и функционирования специализированных структур, занимающихся вопросами координации инвестиционной деятельности в регионах. Первым региональным агентством стало Ростовское - за время его работы [с 2004 года] оно принесло области более 500 миллионов долларов. Отличные результаты показывают подобные структуры в Волгоградской области и республиках Северного Кавказа. Отдельного внимания заслуживает сотрудничество АИР ЮФО и Кабардино-Балкарской Республики, которая всерьез намерена изменить свой статус дотационного региона. В рамках этого сотрудничества было создано АИР КБР, сформирован список приоритетных инвестиционных проектов, совместно с лучшими российскими консалтинговыми компаниями разработаны основные документы стратегического развития Кабардино-Балкар-ской Республики. Вообще, следует сказать, что региональные АИР в ЮФО уже зарекомендовали себя как эффективные инструменты для развития инвестиционной деятельности на территории каждого отдельного региона и стали необходимой частью системы привлечения средств в регионы. Результаты их деятельности налицо. - Светлана Артуровна, как вы оцениваете инвестиционный потенциал Ставропольского края? Какие точки роста и препятствия для его развития можете выделить? - Если говорить об объективных факторах [данных региону от Бога], то они, конечно, фантастические. Мне сложно подобрать другой субъект федерации, который сможет сравниться со Ставропольем по выгодности географического положения, богатству недр и плодородию земли. Насчет точек роста региона: это, само собой, уникальная рекреационная и туристская территория России - регион Кавказских Минеральных вод; и, естественно, аграрный сектор, где, как мне видится, в стратегической перспективе целесообразно сформировать агропромышленный холдинг [кластер, комплекс], включающий в себя всю технологическую цепочку вплоть до производства конечного продукта с высокой долей добавленной стоимости. Мы знаем, что современное земледелие немыслимо без продуманной маркетинговой политики, учитывающей все аспекты быстро изменяющихся условий рынка, конъюнктуры, структур сбыта и др., где должны использоваться наиболее эффективные формы рекламного сопровождения и возможности средств массовой информации, учитывающие настроения потребителя. Дальнейшее развитие может получить нефтяная и газовая промышленность. По тем данным, которые у нас имеются, добыча нефти осуществляется в крае в объеме около 1 млн тонн, газа - 330 млн куб. м. Но мы знаем, что из недр извлечено не более 50% запасов, а обводненность нефти превышает 80%. За последние годы существенно снизились объемы геологоразведочных работ и эксплуатационного бурения. Отсутствуют необходимые ассигнования для развития геологоразведочных и буровых работ, обустройства месторождений, внедрения прогрессивной техники и технологии добычи и транспортировки нефти. Более подробную оценку дать не могу - для этого необходимо провести тщательный стратегический анализ экономики вашего края. Кстати, отсутствие подобных мониторингов экономики и инвестиционных карт и является одним из немаловажных препятствий на пути развития региона. Помимо этого для дальнейшего эффективного развития сферы привлечения инвестиций в Ставропольский край, необходима стратегия его социально-экономического развития, в рамках которой будут выделены приоритетные отрасли развития, проработаны планы создания промышленной инфраструктуры, создана профессиональная команда для поиска и обслуживания инвесторов - Краевое агентство инвестиций и развития. Выполнение всех этих условий позволит повысить конкурентоспособность всего региона за счет привлечения новых средств в экономику края и более эффективного использования тех природных преимуществ, которые он имеет. 14.05.2007 Беседовал Михаил Пекшев 12.03.2008 www.nasledie.ru
Viperson
Док. 430275 Перв. публик.: 12.03.08 Последн. ред.: 20.10.10 Число обращений: 403
Липина Светлана Артуровна
|