В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Портсигар в память о бронепоезде `Генералъ Шкуро` Назад
Анатолий Вилков: Портсигар в память о бронепоезде `Генералъ Шкуро`
В России крайне редко встречаются предметы, принадлежавшие участвовавшим в Белом движении в годы Гражданской войны. В связи с этим исключительный интерес представляет серебряный портсигар с дарственной надписью в память о бронепоезде "Генералъ Шкуро".

В России крайне редко встречаются предметы, принадлежавшие участвовавшим в Белом движении в годы Гражданской войны. В связи с этим исключительный интерес представляет серебряный портсигар с дарственной надписью в память о бронепоезде "Генералъ Шкуро".

Гражданскую войну в России бронепоезда использовали очень часто, так как боевые действия носили маневренный характер и велись в основном вдоль железнодорожных магистралей, служивших главными коммуникациями для всех участников. При поддержке бронепоездов решали много тактических задач, в том числе прорывали фронт противника, поддерживали наступление пехоты и кавалерии, преследовали отступавшего врага и т.д. В то время бронепоезда строили быстро, без каких-либо чертежей, из имевшихся подручных материалов.

В мае 1919 года генерал-лейтенанта Андрея Григорьевича Шкуро назначили командующим 3-м конным корпусом, в который входили 1-я Кавказская и 1-я Тверская дивизии, а также 2-я Кубанская и 1-я Тверская пластунские бригады. В этот период Добровольческая армия, в состав которой входил 3-й конный корпус, начала контрнаступление на Украине.

Корпус Шкуро, участвуя в боях в Северной Таврии, 23–25 мая разгромил формирования Махно, заняв село Гуляй-Поле, а затем захватил важный железнодорожный узел Синельникове. Здесь 15 июня 1919 года была уничтожена боевая база снабжения красного фронта, а части 1-ой Кавказской дивизии захватили бронепоезд "Товарищ Ворошилов".

По приказу генерал-лейтенанта А.Г. Шкуро на базе захваченного бронепоезда был сформирован легкий бронепоезд, названный "Генералъ Шкуро", командиром которого назначили подпоручика Лагутина. В команде было 11 человек. Боевая часть состояла из поезда и одной бронеплощадки с двумя трехдюймовыми орудиями образца 1902 года, расположенными на открытых установках с круговым обстрелом, и четырьмя пулеметами.

16 июня 1919 года белые части заняли Екатеринослав. Население города восторженно встречало кубанцев и терпев. В храмах пели "Многая лета Партизану Земли Русской воину Андрею" (генералу А.Г. Шкуро).

На всех участках фронта успех сопутствовал белым. Был взят Харьков, пал Царицын. Открылись "условия для дальнейшего наступления похода на Москву". 20 июня 1919 года во время парада в Царицыно генерал Деникин объявил "Московскую Директиву". Уже в середине июля корпус Шкуро был переброшен на главное московское направление.

15-23 июля бронепоезд участвовал в наступлении 1-ой Кавказской дивизии на Пятихатки. 23 июля у станции Граново, на линии Верховцево Пятихатки, произошел между красными и белыми бронепоездами завязался упорный бой, во время которого несколько вагонов бронепоезда "Генералъ Шкуро" сошли с рельс, но он продолжал отстреливаться, даже под сильнейшим артиллерийским огнем бронепоезда противника. Позже сошедшую часть поставили на рельсы с помощью двух подошедших паровозов.

Во второй половине июля 1919 года войска Добровольческой армии и ее бронепоезда намного продвинулись на левом фланге, к западу от Днепра. 2 августа 1919 года команда бронепоезда получила приказ направиться в Елисаветград, где ее восторженно встретило население, мало того – два человека – офицер и солдат из числа жителей города пополнили ее состав.

4 августа 1919 года вместе со своим вспомогательным поездом бронепоезд участвовал в восстановлении взорванного моста у станции Цибулево, принял бой с двумя бронепоездами красных у станции Фундуклеевка.

5 августа 1919 года бронепоезд, продолжая участвовать в боях, на запасном пути захватил эшелон с трехорудийной гаубичной батареей, конским составом, пулеметными повозками и другим имуществом. За этот бой всему экипажу бронепоезда была объявлена благодарность в приказе по 3-му конному корпусу, офицеров же представили к присвоению следующих чинов.

Во второй половине августа, нанеся серьезное поражение двум дивизиям красных в районе города Короча и захватив в плен около 7000 человек, 3-ий конный корпус вышел на Воронежское направление. В боях 10-11 сентября он разгромил сильную пехотную группировку, в результате чего 8-я армия красных была отброшена за Дон. Бронепоезд участвовал в наступлении от узловой станции Валуйки на узловую станцию Касторная, где вел бой с двумя батареями противника.

Именно в эти трудные дни командиром бронепоезда "Генералъ Шкуро" был назначен лейтенант флота Чижов. Артемий Петрович Чижов родился в 1894 году, в 1914 году окончил Морской корпус мичманом. С 19 января 1919 года лейтенант в Добровольческой армии.

В результате стремительного штурма, предпринятого 17 сентября 1919 года, белым удалось полностью овладеть Воронежем и занять важный Лискинский железнодорожный узел. Участвуя в этой операции, бронепоезд "Генералъ Шкуро" занимал важную позицию у взорванного моста через реку Воронеж, обстреливая занятую противником равнину.

Несколько недель продолжалось противоборство конных группировок Шкуро и Мамонтова, удерживавших Воронеж, с конницей Буденного. Однако после начавшегося общего отступления Добровольческой армии от Москвы, удержать Воронеж не удалось. В ночь на 11 октября конный корпус Шкуро покинул город, отойдя за Дон. К этому времени мост еще не был восстановлен. Поэтому командир корпуса генерал Шкуро приказал командам бронепоездов отступить за Дон вместе с другими частями.

Бронепоезд "Генералъ Шкуро" ушел со станции Воронеж последним, прикрывая отступавшие части. С боевых площадок были сняты пулеметы, прицелы и орудийные панорамы. После этого боевой состав бронепоезда сбросили в Дон, а команда отбыла в город Нижнедевицк, что в 25 верстах от Воронежа.

Лейтенанту Артемию Чижову было приказано отправиться вместе с командой в Харьков для формирования нового бронепоезда "Слава Кубани", командиром которого его уже назначили. В память о совместной боевой службе на погибшем 11 октября 1919 года бронепоезде офицеры и решили преподнести своему командиру серебряный портсигар.

Лицевая и оборотная стороны портсигара украшены рельефом в виде восходящего солнца, символизирующего освобождение России. Портсигар был изготовлен в Петрограде в ювелирной мастерской Карла Г. Томсона после 1908 года, о чем свидетельствует клеймо мастерской "К.Т", а также пробирное клеймо Петроградского пробирного управления. Выполнен портсигар из серебра 84 пробы, его размеры 102x88 мм.

На внутренней стороне крышки гравированная надпись "Лейтенанту Чижову/на добрую память/отъ офицеровъ бронепоезда/Генералъ Шкуро/11 окт. 1919 г." На лицевой стороне золотые накладные вензеля офицеров бронепоезда, преподнесших командиру портсигар. На оборотной стороне золотой накладной вензель АЧ (Артемий Чижов), накладные серебряные изображения государственного герба России с пробирным клеймом частного изготовителя периода Гражданской войны, серебряного погона мичмана флота с одной звездой и красной выпушной, серебряного погона лейтенанта флота с тремя звездами и накладное золотое изображение скрещенных артиллерийских стволов. Внешнее оформление портсигара накладными деталями и гравировкой, вероятно, выполнено в Харьковской ювелирной мастерской в октябре 1919 года.

Портсигар представляет собой уникальный памятник времен Гражданской войны в России, связанный с участием в ней бронепоездов.

 

 

Журнал "Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования", сентябрь 2007 г.

 



Док. 430272
Перв. публик.: 06.09.07
Последн. ред.: 06.03.08
Число обращений: 454

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``