В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Вилков: Ситуация вокруг выставки российских картин в Лондоне - проблемы реституции довоенных ценностей Назад
Анатолий Вилков: Ситуация вокруг выставки российских картин в Лондоне - проблемы реституции довоенных ценностей

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – У нас сейчас на линии прямой связи зам. руководителя Россвязьохранкультура Анатолий Вилков. Здравствуйте.

А. ВИЛКОВ - Добрый день.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Речь мы хотим повести о судьбе нашей выставки из 4-х российских музеев, которые должны отправить картины наших и не только наших художников, французских художников в Великобританию. Насколько я понимаю, картины уже на полпути к Лондону.

А. ВИЛКОВ - Это не так. В настоящее время картины находятся в Дюссельдорфе. И по разрешению, выданному нашей службой, они должны до 20 января вернуться в Россию. В Дюссельдорф мы дали разрешение вывезти, потому что у нас никакого беспокойства по их возврату нет. Ибо там соблюдены все необходимые условия. А в Великобритании возникли проблемы, связанные с возможностью искового заявления наследников Щукина на арест данных картин. Поэтому сейчас эта ситуация рассматривается.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Учитывая, то картины не в России, а в Германии, поэтому я говорю, что на полпути. То есть они давно уже не в нашей стране, экспонируются по миру.

А. ВИЛКОВ - Да, дело в том, что по законодательству музей, организуя выставку, имеет право временного вывоза произведений искусства нашего национального достояния, на основании выдаваемого нашей службой разрешения. А мы выдаем разрешение только в тех случаях и в ту страну, где у нас нет проблем с законодательством.

М. КОРОЛЕВА - Это же было решение не последнего времени отправить выставку. Такие вещи планируются задолго, иногда за несколько лет. Предполагается, что картина отправится таким путем. Неужели раньше не возникало вопросов, связанных с возможным пребыванием картин в Лондоне?

А. ВИЛКОВ - Раньше не возникали. Дело в том, что…

М. КОРОЛЕВА - Закон и прежде был таков.

А. ВИЛКОВ - Да. Был таков. Но у нас появилась информация, что наследники Щукина готовят иск на арест данных картин. Именно в Великобритании. Потому что там нет таких гарантий. Государство или правительство Великобритании не имеет права указать судам, чтобы они не арестовывали наши картины. Суд независимый. Поэтому в тех странах, где есть такое законодательство, в частности в США, во Франции, в Германии, там мы безбоязненно, спокойно, основываясь на этом законодательстве, выдаем разрешение на временный вывоз. А здесь такого нет. Я повторяю, касается только возможности ареста на те вещи, которые находились в национализированном собрании Щукина.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Сегодня некоторые информагентства цитируют британских представителей, которые якобы нынешнюю историю связывают просто с плохими отношениями двух наших стран. Политика есть, Анатолий Иванович?

А. ВИЛКОВ - Нет, никакой политики нет. Есть только опасения, вы помните, фирма "Нога" зарилась на наше национальное достояние. У нас был такой прецедент, по-моему, 10 лет назад, когда в США была выставка "Сокровища Романовых". Тогда действительно наследники, правда, не "Сокровищ Романовых", а промышленника Шредера, который производил пианино, что теперь называется "Красный Октябрь", пианино в Санкт-Петербурге, они действительно, пытаясь вернуть себе национализированную фабрику, пытались арестовать эту выставку. Но там суд отказал в иске.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Скажите, у нас такие проблемы могут возникать только с Великобританией, или есть еще целый круг стран, куда ввозить наши культурные ценности небезопасно?

А. ВИЛКОВ - Я хотел бы обратить внимание, что такие проблемы могут возникать только по тем культурным ценностям, на которые у нас есть данные или могут возникнуть наследники, требующие денационализации. Вот только по этому кругу. Это круг довольно ограниченный. Поэтому когда это возникает, мы, конечно, предпринимаем все меры и в основном страны имеют такое законодательство, не только Великобритания. Вы знаете, у них прецедентное право. Поэтому там суд очень независимый.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Что касается самих картин других произведений искусства, вы исключаете возможность внутри в России пересмотра наших законов с тем, чтобы разрешить денационализацию?

А. ВИЛКОВ - Исключаю. И ведь вообще защита нашего имущества даже за пределами государства исходит истоками еще к 29 году, когда в воспоминаниях Юсупов Феликс младший пишет, что он в 29 году обнаружил в одном из аукционов Берлина вещи, которые были национализированы и продавались российским государством в одном антикварном магазине на Унтер-ден-Линден. Он тогда подал в суд, но суд Германии не принял его иска, потому что он посчитал невозможным вмешиваться в дела суверенного государства.

М. КОРОЛЕВА - Все-таки какие гарантии российская сторона сейчас посчитала необходимыми и достаточными для того, чтобы картины отправить в Лондон.

А. ВИЛКОВ - Варианты есть. Первый – это разъяснение Верховного суда Великобритании, которое бы дала нам понять и разъяснило, что существующего корпуса законодательства достаточно для того, чтобы даже если иск будет принят, все равно произведения будут возвращены. Второе – допустим, наследники Щукина пишут и нотариально заверяют свой отказ от возможных претензий. Это тоже нами может быть принято как нормальный акт.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ – Спасибо большое. Анатолий Вилков, зам. руководителя Россвязьохранкультура в прямом эфире "Эхо Москвы".

А. ВИЛКОВ - Пожалуйста.

 

http://echo.msk.ru/programs/razvorot/57280/


19.12.2007



Док. 430263
Перв. публик.: 19.12.07
Последн. ред.: 06.03.08
Число обращений: 392

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``