В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В Москве подведены итоги конкурса лучших школ. Назад
В Москве подведены итоги конкурса лучших школ.
На прошлой неделе в Москве подвели итоги конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, прошедшего в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Министерством образования и науки Российской Федерации были утверждены последние списки школ-победителей, поступившие из субъектов РФ. 3000 российских школ - победителей конкурса получат в 2006 году государственную поддержку в размере 1 млн руб. на развитие своих инновационных программ. О том, как проходил первый в России конкурс инновационных школ, рассказали 30 июня в Министерстве образования и науки Российской Федерации на пресс-конференции, посвященной итогам конкурса.



В пресс-конференции приняли участие Министр образование и науки РФ Андрей Фурсенко и директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина. Кроме того, поскольку конкурсы проходили на региональном уровне, о подробностях конкурсного отбора в субъектах РФ рассказали представители региональных органов управления образованием: министр образования правительства Московской области Лидия Антонова, начальник государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова, начальник управления образования администрации Камчатской области Наталья Ткачук, председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Ольга Иванова и директор образовательного центра "Царицыно" No 548 города Москвы (входящего в число победителей конкурса лучших школ) Ефим Рачевский.

Напомним, что конкурс инновационных школ проходил следующим образом: выдвижение образовательных учреждений производилось органами самоуправления. В проведении экспертизы деятельности школ участвовали как специалисты сферы образования, так и представители общественных организаций. На основании результатов проведенной экспертизы конкурсные комиссии сформировали рейтинг школ и на его основании согласно квоте, выделенной региону, составили списки школ-победителей, которые после утверждения на региональном уровне представили в Министерство образования и науки РФ.

Все представители региональных органов управления образования говорили о присутствии среди победителей конкурса большого количества не только общеобразовательных учреждений повышенного статуса (лицеев и гимназий), но и обычных школ, и с удовлетворением отмечали, что сельские школы смогли составить достойную конкуренцию городским. В частности, по словам председателя комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга Ольги Ивановой, в Санкт-Петербурге из 58 школ - победителей конкурса количество обычных школ равняется 20.

Как рассказал директор образовательного центра "Царицыно" No 548 города Москвы Ефим Рачевский, в Москве примерно 50% победителей - обычные общеобразовательные школы. А министр образования правительства Московской области Лидия Антонова сообщила, что наибольшее количество баллов среди участников от Московской области получила сельская школа - липецкая школа Серпуховского района. Лидия Антонова добавила, что в ее регионе высокий процент среди победителей сельских школ (33 школы) объясняется, во-первых, тем, что в Московской области примерно такое же соотношение между количеством городских и сельских школ, и, во-вторых, с сельскими школами была проведена большая работа, призванная стимулировать их к участию в конкурсе.

"Мы очень боялись за сельские школы", - призналась, в свою очередь, начальник управления образования администрации Камчатской области Наталья Ткачук. По ее словам, чтобы создать равные стартовые условия, выделенная региону квота была разделена на две части - для городских и сельских школ. Но, когда конкурсная комиссия начала работу с заявками, выяснилось, что сельские школы региона ни в чем не уступают городским. По словам Натальи Ткачук, выявление таких положительных моментов, невидимых в рамках обычной жизни, является одним из неожиданных и приятных результатов проведенного конкурса.

Комментируя заявления представителей регионов, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заметил, что в российском образовании есть достаточно много светлых мест, и они проявляются благодаря подобным конкурсам.

Участники пресс-конференции также отметили активное и живое участие в конкурсном отборе общественных организаций. "Общество всколыхнулось, всколыхнулась среда, которая заинтересована в школе", - сказала начальник государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова. Она также высказалась в защиту школ повышенного статуса, отметив, что "они шли к этому успеху многие годы". По словам Веры Емельяновой, то, что эти школы были выдвинуты на конкурс общественными организациями, родительскими комитетами, - весомое доказательство высокого качества работы этих учебных заведений.

В рамках пресс-конференции участники высказали свое видение сути инновационного образования.

Министр образования правительства Московской области Лидия Антонова рассказала, что во главу угла всех представленных школами ее региона инновационных программ была поставлена личность учащегося, его потребности и интересы. А это, по мнению Лидии Антоновой, и есть сегодня главное требование к современной школе.

Ефим Рачевский сообщил, что есть такие инновационные процессы, которые не обладают внешним блеском, но не становятся от этого менее важными. По его словам, комфортность и безопасность образовательной среды, ее информационная насыщенность - это те факторы, которые заставляют родителей доверять соблюдающим эти принципы образовательным учреждениям. "Школы, которые понимают, что урок - это не единственный способ доставки информации и знаний; школы, где дети занимаются проектами, делают что-нибудь руками и головой; школы, где четко обрисована позиция, что учитель не всегда прав; школы, где признается законное право на ошибку тех, кто учится, и иногда тех, кто учит, тоже", - привел Ефим Рачевский примеры новых подходов к процессу обучения в школах.

Говоря об освоении школами полученных от государства средств, на пресс-конференции сообщили, что в рамках приоритетного национального проекта "Образование" четко определены приоритеты расходования этих средств. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений.

Как отметил директор департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Исаак Калина, деньги, направленные из федерального бюджета на развитие и поддержку лучших образовательных программ, должны расходоваться по назначению и не должны замещать расходы на другие задачи, находящиеся в компетенции муниципальных и региональных властей. "У каждого есть своя зона ответственности", - сказал Исаак Калина.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко также заметил, что средства, выделяемые в рамках национального проекта "Образование", о чем говорил и Президент РФ, не должны замещать другие траты. "Это касается всего - выплат за классное руководство, выплат за латание крыш, - они не замещают, они добавляются", - сказал Андрей Фурсенко.

По словам Министра образования и науки РФ, контроль расходования средств, предоставляемых школам, будет осуществляться на всех уровнях. Но, по мнению министра, главное - чтобы все это происходило максимально гласно. "Сейчас создается информационный ресурс, на котором будут представлены все победители: вузы, школы, и я думаю, что и учителя. Там должна быть представлена информация как о программах, так и о том, что из этих программ получилось. Если все это будет публично, то это гораздо эффективнее любой прокуратуры и любого контрольного управления. Потому что все это на глазах у людей. Главный контролер - это гласность", - отметил Андрей Фурсенко.

Напомним, что конкурс образовательных учреждений, внедряющих инновационные технологии, планируется проводить ежегодно. Как сообщил на пресс-конференции Андрей Фурсенко, возможно, к следующему конкурсу критерии оценки инновационных программ могут быть скорректированы с учетом опыта, полученного в процессе проведения конкурса 2006 года. "У нас появилось уникальное экспертное референтное сообщество. И я думаю, что эти эксперты - они во многом сумеют сегодня повлиять на изменения нашей политики, в том числе и в развитии и модернизации системы образования", - отметил Министр образования и науки РФ.

http://www.rost.ru
3 июля 2006 года

Док. 430204
Перв. публик.: 03.07.06
Последн. ред.: 06.03.08
Число обращений: 155


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``